Урок письма в 1 классе по теме " Правописание сочетаний ЖИ и ШИ в словах"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_1kl.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок письма в 1-м классе по теме "Правописание сочетаний ЖИ и ШИ в словах"

Цели: 

  1. формировать навык правописания сочетаний «жи» и «ши» в словах;
  2. закрепить алгоритм написания сочетаний букв по элементам;
  3. развивать навык каллиграфии;
  4. продолжить работу над развитием мышления, связной грамотной речи, памяти, внимания.
  5. продолжить работу по развитию умения находить в словах «ошибкоопасные» места;
  6. воспитывать доброту и любовь к сказкам, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Презентация «Путешествие в сказку»
  • выставка книг (русские народные сказки), лента букв, карточки для проведения звукобуквенного анализа слов, фонограмма Римского–Корсакова (вступление к опере «Снегурочка»); учебник «Русская азбука» Горецкого В.Г.;
  • Пропись Горецкого В.Г.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в сказку. Какими словами чаще всего начинаются сказки?

Дети. Жили–были…

На доске «Жили-были…» (слайд 2)

Учитель: Сколько слогов?

Дети. Два слога.

Учитель: Какой первый слог?

Дети. Жи.

Учитель. Второй?

Дети. Ли.

Учитель. После каких звуков пишется и?

Дети. После мягких согласных.

Учитель. Но «ж» - твёрдый звук. Почему «и»?

Дети. Высказывают свои мысли.

Учитель. Написание «жи», которое пришло к нам из сказки, живёт теперь во всех других словах.

III. Объявление темы урока.

Учитель. Темой нашего сегодняшнего урока будет правописание сочетаний «жи» «ши».

Говорит учитель на фоне музыки. (Римский–Корсаков вступление к опере «Снегурочка»).

Учитель. В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были в сказке о Царевне-Лягушке Иван-царевич и жена его Василиса Премудрая.
- Кто знает эту сказку?

(Сказка ставится на видное место).

Однажды Иван-царевич решил, что если не станет кожи лягушечьей, то и жена его не будет больше превращаться в лягушку. Сжёг он лягушечью кожу.

- Кто знает, что из-за этого произошло?

Правильно. Василису забрал Кощей. Сегодня на уроке мы с вами поможем Ивану-царевичу освободить Василису Премудрую. А для этого мы должны хорошо заниматься на уроке и пользоваться теми знаниями, которые уже получили. А за правильные ответы вы будете получать картинки. В конце урока мы узнаем, кто лучше всех работал – тот, кто соберёт больше всех картинок.

Фигура Ивана-царевича (см. слайд 2)

IV. Работа над правописанием «жи» «ши».

Учитель. Потужил, потужил Иван-царевич, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Чтобы помочь ему, надо выполнить первое задание.
Для этого мы должны вспомнить, с какой гласной не дружат Ж и Ш.

Дети. С гласной Ы.

Учитель. Прочитайте с доски, верно выберите пропущенную букву и вставьте в окошечко. (слайд 3)

Ш_повник, ш_ны, камыш_,
Маш_ны и карандаш_,
Круж_ть, служ_ть, друж_ть и ж_ть,
Спеш_ть, ш_петь, смеш_ть и ш_ть.

Учитель. Почему вставили И?

Дети. Сочетания жи и ши пишем с гласной и.

(Открывается слайд, продолжение читают хором).

Все сочетанья жи и ши
Ты только с буквой и пиши.

Учитель. Какие из этих слов обозначают действия предметов? Назовите.

Дети.

Круж_ть, служ_ть, друж_ть и ж_ть,
Спеш_ть, ш_петь, смеш_ть и ш_ть.

Учитель. Что их объединяет? Какие в них есть орфограммы?

Дети. В них есть сочетания ши или жи, а ещё мягкий знак.

Учитель. Подберите и назовите слова, обозначающие действия, которые должен сделать Иван – царевич, чтобы освободить Василису?

Дети. Спешить, думать, находить (дорогу) и т.д.

Учитель. Молодцы! Вы дружно поработали и помогли Ивану-царевичу справиться с заданием. Теперь он узнал, что путь его лежит через лес.
Зашел Иван-царевич в лес.

Вывешивается картина с изображением леса.

К фигурке Ивана-царевича выставляется фигурка старика. (см. слайд 4).

Учитель. И повстречался ему старик. Рассказал Иван-царевич старику своё горе. Дал ему старик клубочек: куда он покатится, туда и идти.

Прикрепляется клубок. (слайд 4)

V. Работа в прописи.

Учитель. Волшебный клубочек привёл Ивана-царевича на распутье. На придорожном камне надпись:

Учитель снимает с тропинки рисунок придорожного камня, на котором надпись.

«Напиши буквы, которые состоят из этих элементов»

(слайд 5)

Учитель. Смотрит Иван-царевич и ничего понять не может. А вы догадались, какое задание надо выполнить? Что предлагает сделать Весёлый карандаш?

(Пропись – запись букв в квадратик)

Давайте ещё раз повторим правило: «жи» и «ши» – пиши с «и».

Учитель. Почему сочетание «ши» пишем с гласной «и»?

Дети. Знаем правило. "Жи" и "ши" пиши с "и".

Учитель.  А сейчас давайте вспомним, как  пишутся эти буквы.

(Комментирование. Запись 1 строчки)

 Все дети справились с заданием. Благодаря нашим знаниям и дружной работе Иван-царевич смог продолжить свой путь.

VI. Работа в прописи.

Учитель. Попадается ему на встречу медведь.

Крепится фигурка медведя (см. слайд 6)
.
Учитель. Прицелился Иван - царевич, а медведь и говорит ему человеческим голосом: «Не убивай меня, Иван-царевич. Заколдовал меня Кощей – не могу я сойти с этого места, пока кто – нибудь не поможет мне выполнить задание. Помоги мне выполнить задание Кощея. Придёт время, и я тебе пригожусь».

Учитель. Ребята, поможем медведю?

Дети. Поможем!

(Слоговой анализ слов. Закрашивание схем в прописи.  Запись парных слов)

(Проверка на слайде 7)

Учитель. Вы хорошо выполнили это задание и помогли медведю. Спасибо вам от Ивана-царевича. Теперь он может продолжать свой путь.

Физкультминутка.

Давайте и мы отправимся в путь…

Дети.

Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка.
Приседай скорей, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбнулись и садись.

VII. Упражнения по анализу родственных слов.

Учитель. Идёт дальше Иван-царевич. Вдруг видит, держат корни деревьев косого зайца.

Выставляется фигурка зайца. (см. слайд 8)

Учитель. Захотел Иван-царевич убить зайца, а тот говорит ему человеческим голосом: «Не губи меня, Иван-царевич. Будет время, я тебе пригожусь.

Помоги мне справиться с заданием, и я освобожусь.»

Надо ответить на вопрос. Прочитайте его дети. (Что делает пчела?)

(Пропись) (слайд 9)

Какое это предложение? Сколько слов в предложении? Давайте ответим на этот вопрос.

Выберите правильный вариант ответа.

Что мы знаем про написание предложений? (Первое слово с большой буквы, слова пишутся отдельно друг от друга).

Давайте запишем это предложение с комментированием.  Проверим.

Физкультминутка.

Как-то раз ушастый кролик
Вместе с братцем сел за столик.
Столик был высоковат,
Только ушки и торчат.

Учитель. Долго ли, коротко ли – прикатился клубочек к избушке на курьих ножках. Вышла из неё Баба-яга, костяная нога. Сказал ей Иван-царевич волшебные слова.

-Какие слова бывают волшебными не только в сказке?

Дети. Спасибо. Пожалуйста, и т.д.

Учитель. Говорит Баба-Яга: «Помогу я тебе, Иванушка. В дремучем лесу растёт дуб со смертью Кощеевой. Смерть Кощея – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба.»

Но подойти к нему не просто. Надо правильно ответить на вопросы. Если справишься ты с заданием, то пройдёшь к дубу.

Ответьте на вопросы в прописи: КТО? ЧТО?  

(слайд 10-11)

Учитель. Какая орфограмма есть во всех получившихся словах?

Дети. Правописание сочетаний Жи и Ши.

Учитель.  Запишите слова самостоятельно. Ребята, так наша вежливость и знание правил помогли и в этот раз Ивану-царевичу.

Учитель. Долго ли, коротко ли, добрался Иван-царевич к Кощееву дубу. Пришли ему на помощь звери, которых он отпустил. Разбил Иван-царевич яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. Кощея бессмертного победил, а Василису Премудрую освободил.  

(слайд 12)

Чтобы узнать, что дальше было, надо составить предложение из данных слов.

На доске слова на карточках. (слайд 13)

Получается: Стали они жить-поживать, да добра наживать.

Выставляется картинка с изображением Ивана-царевича и Василисы. (см. слайд 14).

Х. Итог урока.

Учитель. Какие правила, мы повторяли сегодня на уроке?

Дети.Заглавная буква в начале предложении; правописание жи-ши; гласные «о» в слабой позиции; точка в конце предложения.

Учитель. Какому сказочному герою мы помогали?

Дети. Ивану царевичу.

Учитель. Кто встречался нам в пути?

Дети. Старик, медведь, заяц, баба-Яга.

Учитель. Какие качества нам пригодились?

Дети. Знания, взаимовыручка, смекалка, настойчивость и т.д.

Учитель: Кто у нас сегодня лучше всех работал? Давайте посчитаем у кого больше картинок. Молодцы, ребята, все хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"

Тема: "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме" УМК "Перспективная начальная школа" В данном конспекте  показано, как происходит формирование УУД на каждом этапе урока....

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме".

Урок русского языка во 2 классе по теме:" Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме" (с элементами словарной работы в парах и творческой работы в групповой форме).Самоанализ урока.Прил...

Урок во 2 классе по теме "Общее понятие об однокорреных словах"

Урок русского языка во 2  классе по  теме«Общее понятие об однокоренных словах»Это первый    урок в теме «Однокоренные слова», на изучение которой отводится по программе...

Урок письма и развития речи во 2 классе по теме "Гласная "Ю" в начале слова и после гласных"

Урок письма и развития речи во 2 классе по теме "Гласная "Ю" в начале слова и после гласных" для обучающихся коррекционной школы VIII вида"...

Конспект урока. Письмо. 1 класс.Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: формировать у учащихся умение проверять написание согласных на конце слова.Планируемые результа...