Урок во 2 классе по теме "Общее понятие об однокорреных словах"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Сабурова Светлана Александровна

 

Урок русского языка во 2  классе по  теме«Общее понятие об однокоренных словах»

Это первый    урок в теме «Однокоренные слова», на изучение которой отводится по программе  10 часов.

Данный урок тесно связан с последующими уроками данной темы. Проблемная формулировка темы позволяет обеспечить исследовательский характер усвоения материала. Таким образом, через каждый этап урока можно проследить открытия - увидеть значимость корня, однокоренных слов. Увидеть как от этапа к этапу идет постоянный прирост знаний, активная  и развивающая деятельность учащихся, способствующая разрешению проблемы урока.

При проектировании урока были учтены уровень обученности и обучаемости, темп работы, индивидуальные особенности учащихся класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Сабурова Светлана Александровна, высшая кв. категория

Тема

Класс

Цели

Тип урока

Форма

Приобретаемые умения и навыки детей

Формы организации работы детей

Технологические особенности

Общее понятие об однокоренных словах

«В гости к дедушке Корнею».

2 класс

Предметные:

1.формирование понятий “корень”, “однокоренные слова”;

2.формирование  умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня.

Метапредметные:

1. обогатить  словарный запас обучающихся;

2. развивать умение исследовать, делать выводы из наблюдений, анализировать, сравнивать, давать  самооценку, взаимооценку.

3. развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.

Личностные:

1. воспитание любознательности при получении знаний и интереса к изучению родного языка, любви к своей семье.

2.воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.

Урок   «открытия» нового знания.

Урок – исследование  с использование компьютерной  презентации

Усваивают понятие «корень», «однокоренные слова», подбор, распознавание однокоренных слов, выделение корня, образование однокоренных слов.

Умение выдвигать гипотезу, проводить исследование, доказывать, делать вывод.

Парная,  групповая, индивидуальная.

Используемое оборудование: компьютер, проектор.

Технологии: проблемное обучение, технология сотрудничества.

1.Актуализация знаний

- Сегодня, ребята, мы отправимся в гости к Дедушке Корнею.

Попутешествуем по  владениям Корнея, где нас ждут  неожиданные открытия, занимательные задания.                                        Слайд 1

ДЕВИЗ УРОКА:                                                                      Слайд 2

Маленькое открытие в большом мире прекрасно.

- Как вы понимаете это высказывание?

-«Наш язык и скромен и богат

В каждом слове скрыт чудесный клад

Постарайтесь все понять

И про слово, что-то новое узнать».

 - Отправляемся!                                                                   Слайд 3

- Куда же ведут эти двери? В гости можно пройти, только сказав вежливые, волшебные слова. Вспомните, какие вежливые слова мы изучили?  (дети называют слова)

- Вежливые слова любые двери открывают.                   Слайд 4, 5

- Почему так говорят? Почему вежливые слова еще называют волшебными?

2.Словарная работа

- Дедушка Корней приглашает нас в свой огород. У него вырос богатый урожай.                                                                      Слайд 6

   

к

а

п

у

с

т

а

о

с

и

н

а

б

е

р

ё

з

а

з

е

м

л

я

н

и

к

а

м

а

л

и

н

а

м

о

р

к

о

в

ь

Дети записывают названия растений, изображенных на картинках, объясняют орфограммы.

- Что объединяет все эти слова?

   (существительные, неодушевленные, ед.ч)

- А еще что? (растения, у них есть корень) КОРЕНЬ

- А кроме растений, у чего еще бывает корень?                 Слайд 7

  (у зуба, у волоса, у уравнения, у растений)

3. Выдвижение гипотезы

- Я думаю, предполагаю, что у слов тоже есть корень.

- А как вы считаете?

- А как считает дедушка Корней?                                           Слайд 8

4. Совместная  постановка темы и цели

- Ребята,  как вы думаете сегодня на уроке русского языка о каких корнях пойдет речь?

- Что нам нужно доказать?

- Сформулируйте цель нашего урока? (дети формулируют цель урока).

- На уроке мы должны доказать, что у слов есть корень или наоборот у слов нет корня?

-Как найти корень в слове (если он есть) и не ошибиться.

-Как будут называться слова с одинаковым корнем?             Слайд 9

5. Чистописание

Работа над фразеологическим оборотом

- Дедушка Корней приглашает нас на сказочную поляну. Соберите слово. Слово рассыпалось. ЧИСТОПИСАНИЕ.                  Слайд 10

- Выделите первый звук в слове КОРЕНЬ.

- Дайте характеристику звуку К. Пропишите.

- Прочитайте выражение: «Зри в корень».                         Слайд 11

- Как можно по - другому сказать? (смотри)

- Как вы понимаете это выражение? (в корень смотреть – это вникать в самую суть дела).

- Нам тоже надо вникнуть, осмыслить и доказать есть у слов корень или его нет.

6. Мотивация деятельности

7. Исследование

Работа над фразеологическим оборотом

8.Вывод

 - Дедушка Корней приглашает нас в сказку.                  Слайд 12

Рассказ-сказка о гостях воды  (запись голосового сопровождения).

Запуск слайда – по щелчку по слайду, после слов: «Собрались у воды родственники: подводник …» - щелк по слайду и далее по мере чтения слов автора.

-Кто же  чужак  среди гостей?

-По каким признакам вы определили гостя?

-А какая семья должна быть у него? (водитель, водит, проводит)

(Слово «водитель» «уезжает» на машине)

- Что общего в этих словах? (общая часть ВОД и одинаковое значение)

- А можно ли эту часть назвать корнем слова или нет?

- Почему именно корень? (от него растут слова)

- Что такое корень?

- Дедушка Корней желает познакомить нас со своей семьей.

                                                                                               Слайд 13

- Если люди происходят из одного рода, одной семьи, они похожи друг на друга. Как мы их назовем? ( родственники).

- Подходит ли это название к нашим словам?

- А как еще можно назвать по- другому эти слова? (однокоренные).

                                                                                        Слайд 14

- Есть люди, которые не помнят своих корней? О ком мы так можем сказать?                                                                    

- Дерево ценно плодами, а человек корнями. Как вы понимаете эту пословицу?

                                                                                                   Слайд 15

- Как вы думаете, как найти в слове корень?

  1. Чтобы найти в слове корень,   нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.
  2. По каким признакам мы найдем однокоренные слова: одинаковый корень и одинаковое значение.

- Сделаем вывод.

                                                                                                  Слайд 16

9.Закрепление

- Дедушка Корней приглашает нас в осенний лес, где живет мудрая сова.

- Предлагает нам собрать родственников  СОВЫ.              Слайд 17

Работа в группах.

- Кто придумает больше слов – родственников.

Проверка.

- Докажите, что это однокоренные слова. Выделите корень в родственных словах.

- Составьте предложение. (Сова кормит маленьких совят)

- Запись у доски с комментированием.

- Разберите предложение.

- Оцени свою работу.

10. Физпауза

Совушка- сова большая голова

На суку сидит во все стороны глядит                        Слайды   18- 22

 

11.Работа в парах

- Дедушка Корней любит во всем порядок, чтобы все жители его страны были на своем месте. Давайте расселим жильцов по своим квартирам.                                                                         Слайд 23

- Разделите слова на две группы.

Проверка.                                                                            Слайд 24

- Почему так разделили?

- Докажите, что эти слова однокоренные, родственные.

- Оцените свою работу.

12. Работа в парах

Игра «Третий лишний»                                                     Слайд 25

Летать,  перелёт,  лето.

Лиса,  лист,   лисонька.

Проверка                                                                              

- Какие слова выписали?

- Какого признака не хватает лишнему слову?

- Оцените свою работу.

13. Творческая работа.

Работа в группах

- Легкий осенний ветерок дунул и разбросал по поляне  в сосновом бору предложения. Давайте поможем дедушке Корнею собрать предложения и навести порядок на полянке, на которой он любит отдыхать.                                                                         Слайд 26

- Составьте предложения из слов, запишите, найдите родственные слова, выделите корень.  слайд

к,поднялись, высоко, небу,сосны

красива, как, роща, сосновая

Проверка.                                                                       Слайд 27

- Есть ли здесь однокоренные слова?

- По каким признакам вы их нашли?

14. Итог урока

15. Мониторинг

- Вот и подошло к концу наше путешествие к дедушке Корнею.

                                                                                          Слайд 28

- Доказали ли мы с вами, есть у слов корни или нет?

- Что такое корень слова?                                               Слайд 29

-Сказочные герои из страны дедушки Корнея  ответили на вопрос, что такое корень вот так. Как вы считаете, кто из них прав?

- Как найти корень слова?

16. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке?

- Если  вам все понятно на уроке, поместите магнитик на левую сторону доски.

-Если урок показался трудным – на правую сторону.

17. Д/З

Сочините сказку о корне.                                        Слайд 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»

Тип урока: ОНЗОсновные цели: 1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)трениро...

Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".

2 классКонспект урока по теме:"Безударная  гласная в корне слова". Обобщение....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Понятие о сложном слове, его строении"

Тема урока: Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е.Цели урока: формирование понятия «сложные слова»Планируемые результаты:·        Предме...

Урок русского языка 2 класс по теме " Понятие о родственных словах"

Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах" Цели данного урока: познакомить с понятием родственные слова, развивать умение находить родственные слова в тексте, развивать словарный запас...

конспект урока 2 класс русский язык "Однозначные и многозначные слова"

конспект урока 2 класс русский язык "Однозначные и многозначные слова"...

Технологическая карта урока 2 класс русский язык :Суффикс как часть слова.

Русский язык 2 класс Школа 21 века Технологическая карта урока Тема:суффикс как часть слова....