урок - путешествие по русскому языку в 3 классе на тему "Предложение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бочарова Ирина Николаевна

цель:Создать условия для развития умения составлять предложения из слов. Урок русского языка очень важен для русских людей. Почему?

Мы учимся составлять красивые грамотные предложения. С помощью речи мы выражаем наши мысли. С помощью предложений мы обращаемся в магазине, в больнице, в транспорте.  Сегодня вы узнаете новые сведения о русском языке, которые в дальнейшем пригодятся вам при изучении новых тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока в таблице33.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОКОУ «Обоянская школа-интернат»

                    Конспект урока по русскому языку

в  3 классе

                          на тему: «Предложение»

Составила и провела

Учитель начальных классов

Бочарова И.Н.

Курск 2017

Урок русского языка в 3 классе коррекционной школы 8 вида

на тему «Предложение»

Тип урока

Закрепление знаний по теме «Предложение»

Форма урока

Урок - путешествие

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Учитель

 Бочарова И.Н.

Тема урока

 «Предложение»

Цель

Создать условия для развития умения составлять предложения из слов.

Задачи

 образовательные: систематизировать и углубить знания детей о предложении; развивать устную и письменную речь;

коррекционно – развивающие: работать над развитием мышления через развитие умения устанавливать связь слов в предложении, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательные: формировать аккуратность при выполнении письменных работ, воспитывать интерес к предмету.

Проблема

Как составить предложение из отдельных слов?

Формируемые УУД

Предметные:

-составлять предложения из слов;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- научиться проверять выполненную работу, используя правило и словари;       сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- находить слова в словаре, выделять «трудную» букву;

- составлять предложения с данными словами; находить место слов в предложении;

- подтверждать аргументы правилом;

- разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

   

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация

- Словарики – напоминалки (у каждого ребёнка)

- Карточки для групповой работы

- Карточки для работы в парах

- Карта успешности работы над темой «Предложение».

Формы работы

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий.


Основные этапы урока

Дидактическая задача

Содержание, вид учебной деятельности

Формирование  регулятивных УУД

1.Организационный момент

Организация направленного внимания на начало учебного занятия

Здравствуй, новый прекрасный день!

Здравствуй, солнышко!

Здравствуй, небо!

Пожелаем, давайте себе

Здоровья, мудрости и успеха.

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок,

проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать

2.Актуализация Создание ситуации необходимости получения новых знаний .

Урок русского языка очень важен для русских людей. Почему?

Мы учимся составлять красивые грамотные предложения. С помощью речи мы выражаем наши мысли. С помощью предложений мы обращаемся в магазине, в больнице, в транспорте.  Сегодня вы узнаете новые сведения о русском языке, которые в дальнейшем пригодятся вам при изучении новых тем. Вам придется на уроке работать с одноклассниками в парах, группах, поэтому будьте взаимно вежливы, помогайте друг другу.  Трудно работать одному, но с вами рядом есть друг. И вы всегда должны помнить: тебе помогут, и ты помоги.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие.

- Скажите, а на чём можно путешествовать?

-Если мы отправимся на поезде, то где нам надо будет встретиться?

Что такое вокзал?

Вокзал – это слово из словаря, а это значит надо запомнить, как оно пишется.

-Какие вокзалы бывают?

Вот уже и поезд подошёл.

-Скажите, куда садятся пассажиры поезда?

Вагон – это тоже слово из словаря, посмотрите и запомните его написание.

Запишите эти слова себе в тетрадь, подчеркните букву, которую надо запомнить.

-Посмотрите на эти 2 строчки. Что вы можете сказать? (1 строка: вокзал, вагон, поезд. 2 строка: На вокзале стоит поезд с вагонами.)

2 строка- это предложение).

-Откуда вы узнали?

-Придумайте свои предложения с этими словами.

-Значит наша сегодняшняя тема урока, какая?

- Каждый народ гордиться своим языком. Русские люди говорят на русском языке. Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу.

-Путешествовать можно на 

на машине, на автобусе, на велосипедах, пешком, на поезде.

-Прежде чем отправиться  в путь, нужно купить билеты на вокзале.

- С билетами люди садятся в вагоны.

Дети записывают словарные слова в тетрадь, подчеркивают орфограмму.

Дети формулируют тему урока.

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

3.Постановка цели урока

 Осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме

Что же будет объектом нашего путешествия?

Формирование цели путешествия

- Зачем будем исследовать предложение?

- Результатом наших исследований станут правила, которые мы сами составим для всех, кто хочет хорошо знать русский язык.

Мы будем исследовать предложение.

 Познакомимся с новыми правилами. Научимся составлять предложения.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Работа над загадкой.

А вот куда мы с вами отправимся изучать эту тему, вы узнаете, отгадав загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

-Назовите признаки зимы. 

-Значит, куда мы сегодня с вами отправимся?

(К зиме)

Но почему – то наш поезд никак не может тронуться с места?

Давайте вспомним правила, которые должны соблюдать и взрослые, и дети, когда едут в общественном транспорте? 

-Прочитайте, что написано? Путешествие в гости

-Можно ли это назвать предложением?         Почему?  

Итак, что такое предложение? Прочитайте предложение правильно.

Путешествие в гости к зиме.

Что вы для этого сделали? (Дополнили предложение.) Запишите его в тетрадь.

Сформулируйте правило о предложении.

Дети отгадывают загадку о зиме, называют признаки зимы

Много снега, мороз, солнышко не греет, дни стали короче.

Дети вспоминают правила поведения в транспорте: надо сидеть спокойно, не шуметь, не прыгать и бегать, заходить и выходить из общественного транспорта тоже нужно очень осторожно и быть всегда внимательным на дороге.

Формулирование правила: Предложение -это слова, которые расположены в определённом порядке и содержат какую-то мысль.

Запись предложения в тетрадь

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

5.Динамическая пауза

Смена видов деятельности

  1. Хлопни столько раз в ладоши, сколько слов в предложении.
  2. Присядь столько раз, сколько букв в слове вагон.
  3. Подпрыгни столько раз, сколько слогов в слове путешествие.

6.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Воспроизведение учащимися способов выполнения заданий, выполнение упражнений по образцу

Работа в паре.

А путешествовать мы будем по станциям.

Вот и первая станция.

Станция «Найди свою пару»

Светлое           снежинки

Замёрзшие       вьюга

Холодный        лужи

Сильная            день

Пушистые         утро

Наступила         зима

Что заметили, соединяя слова между собой?

Есть ли здесь предложение? Докажите!

Дети соединяют слова первого и второго столбика.

Светлое утро, замерзшие лужи, холодный день,  пушистые снежинки, сильная вьюга. Наступила зима.

 Наступила зима. Это предложение. Здесь законченная мысль.

Познавательные УУД:

решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра - контроль, коррекция

7.Самостоятельное использование сформированных

умений и навыков Творческое применение умений и навыков

Индивидуальная работа по карточкам.

Работа в группах

Ребята, смотрите, налетела черная туча, поднялся ветер, и все слова на карточках, которые я вам приготовила, перепутались. Вам нужно срочно собрать слова  в правильном порядке. Что для этого нужно знать?

Карточки для детей «Собери пословицу». (Труд кормит, а лень портит. Смелость города берет. Любишь кататься, люби и саночки возить.)

Станция «Снежинка»

Посмотрите-ка, дети, пошёл снег, нам надо скорее отправляться дальше.

Что заметили?

Первый, пушистый, пошёл, снег.

Дети, со снежком, во дворе, играют.

Проверка

Скажите, связаны ли слова в каждой строчке по смыслу?

Чтобы вновь отправиться в путь, надо поработать в группах и сложить из снежинок предложения связанные смыслом и по порядку.

Самопроверка

Слова напечатаны на снежинках

Дети работают в группах. Читают то, что у них получилось.

Каждая группа записывает своё предложение.

Вспоминают правило  Предложение начинается с большой буквы и в конце ставится точка.

На снежинках записаны слова.

Они не связаны между собой по смыслу.

Составляют из слов предложения.

Пошёл первый пушистый снег.

Во дворе дети играют со снежком.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе  (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8.Обобщение изученного  и включение его в систему ранее изученных ЗУН и УУД 

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнении упражнений

Станция «Сортировочная»

Запишите букву, которая выделена красным цветом, если группу слов можно назвать «предложением».

М) Тихо идёт снег.

А) Снег лежать

О) На проводах лежит иней.

Б) С отцом мы

Л) Солнце уже скрылось за лесом.

О) Поля покрыты снегом.

В) Хорошая зима

Д) Наша семья очень дружная.

Г) Поздно ночью

Е) Молчит лесная сторона.

Ц) Скоро будет Новый год.

МОЛОДЕЦ!

Дети выписывают буквы, выделенные красным цветом на карточках. Получается слово МОЛОДЕЦ !

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему,

оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы

9.Рефлексия деятельности

Формирование личной ответственности за результаты свое й деятельности

Станция «Конечная»

Мне на уроке было…

особенно мне понравилось…

Мне было трудно (легко)…

Теперь я знаю (умею)….

Поставьте свои снежинки на «лесенку успеха».

Контроль проявляется в устных высказываниях детей и визуальном контроле учителем  письменных работ  на всех этапах урока.

Ответы детей.

Самооценка.

Отвечают на вопрос учителя.

 Выставляют снежинки  на «лесенку успеха».

Работают в карте успешности по теме «Имя существительное

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка

10.Домашнее задание

Домашнее задание

Всем вам билетик на прощание,

в нём каждый найдёт себе

домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по русскому языку в 3 классе

Разработка урока по русскому языку для 3 класса по теме "Текст-описание и текст-повествование" по программе УМК Перспективная начальная школа. К уроку прилагается презентация....

Урок - путешествие по русскому языку в 3 классе: "Парные согласные в корне слова.Закрепление"

Презентация урока по русскому языку, которую я хочу предложить вашему вниманию,  может служить иллюстрацией тех возможностей, которые дает нам использование ИКТ на уроке.  1 слайд– кар...

Урок – путешествие по русскому языку (4 класс)

Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цели: - обобщить знания по изученному материалу;            - расширять кругозор учащихся...

Урок-путешествие по русскому языку 3 класс

·       Отработка умения находить в предложениях однородные члены; составление предложений с однородными членами, соединённые с союзами  И, А, НО и без союзов:...

Урок-обобщение по русскому языку 4 класс "Путешествие в страну Глаголию"

Урок-обобщение по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию" 4 класс 3 четверть....

Урок-путешествие по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 21 века"

Предмет:  Русский язык УМК: «Школа 21 века» Класс: 3 класс Тип урока: Урок обобщения и систематизации  знаний Тема урока: «Путешествие по стране Имени Существительного»...