конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лушпай Людмила Викторовна

разбор глагола как части речи по УМК Школа 2100, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_4_kl._rus.yaz_.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9» ст-цы Старопавловской

Технологическая карта

урока русского языка в 4-а классе

Образовательная система «Школа 2100»

Выполнила:

Лушпай Людмила Викторовна

учитель начальных классов

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 4

Четверть: 3

Тип урока: урок- закрепление

Тема урока

Разбор глагола как части речи

Цель:

обобщить и закрепить знания о глаголе, как части речи;   развитие умений определять признаки глагола, производить морфологический разбор глагола.

Задачи урока:

 Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  •  формировать умение определять  грамматические признаки  глагола,
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
  •  способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать,  учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах,  при проверке, в роли консультантов и организаторов;
  • развитие самостоятельности;
  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Форма проведения урока

Фронтальная, работа в парах, группах

Образовательные технологии

Здоровьесберегательные, игровые, проблемного обучения, уровневой дифференциации

Ресурсы:

Основные:Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник для 4 класса, 2 часть. – М.: Баласс, 2013г;

Интернет – ресурсы: http://school2100.com/

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Посмотрели друг на друга и поздоровались, повернулись к гостям и пожелали доброго утра им.

- Откройте тетрадь.

- Запишите дату.

- Напишите «Классная работа».

- Выделяем графически все орфограммы, пишем и проговариваем.

- И как всегда, отрабатываем с вами каллиграфические навыки.

Чистописание: (слайд 1,2)

Ем, ешь, ете, ет, ут, ют

Им, ишь, ите, ит, ат, ят

-Что это за соединения? (окончания глаголов)

-Как называются эти окончания? (личные)

-Почему? (глаголы изменяются по лицам)

-В каких случаях пишутся окончания первой строки? (если глагол 1 спряжения)

-А второй? (если глагол 2 спряжения)

2. Словарная работа (слайд 3)

Кроссворд

Кто из вас догадается, о какой части речи мы должны с вами вспомнить?

Посмотрите внимательно ещё раз на слова.

Найдите орфограммы в этих словах, объясните их написание.

3. Обобщение знаний о глаголе

Ребята, какое время года сейчас идет? Что происходит с природой с наступлением весны?

Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие. А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

Посмотрите на картинку. Что вы видите? (весенний лес) (слайд 4)

-Что не соответствует действительности? (нет зверей, птиц, цветов)

-Сможет лес жить без них? И наша с вами задача вернуть жителей леса домой.

И так 1-ое задание

-А что вы уже знаете о глаголе?

Запишите синоним и антоним к глаголам.         (1 группа)

Грустить – печалиться – унывать – радоваться – веселиться

Бранить – ругать – хвалить

Бледнеть – белеть – краснеть.

Замени сочетание слов одним словом-глаголом.

Оказывать помощь  - помогать

Вести наблюдение - наблюдать

Очищать пол от сора - убирать

Давать советы - советовать

Покрываться цветами - зацветать

Принимать решение - решать

- Что объединяет эти глаголы? (это глаголы 1 спряжения)

Замените фразеологические обороты и запишите подходящие к ним синонимы.

Повесил нос – огорчился.

Клевать носом – дремать.

Водить за нос – обманывать.

Следующее задание- работа с текстом. Перед вами текст. Вам необходимо поработать в группах, вставит пропущенные буквы, и выполнить задания к данному тексту.

Ярко свет…т весеннее солнце и согрева..т землю. На траве сия..т, перелива..тся роса. Просыпа..тся веселые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлека…т насекомых. Птицы и звери радуются тёплым лучам.  (Слайд 5)

-Найдите в тексте и выпишите предложение с однородными сказуемыми.

-Подчеркните грамматическую основу предложения, над каждым словом укажите часть речи.

-Устно объясните написания безударных окончаний глаголов 1-го предложения.

-Назовите сложное предложение.

Устно сделать морфологический разбор слов из 1-го предложения: солнце, весеннее.

Ученики посмотрели друг на друга и пожелали друг другу доброго утра.

Ученики открывают тетрадь и записывают дату и «Классную работу», выделяя орфограммы.

Ученики выполняют работу над чистописанием и работают со словарными словами.

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Составление кластера, синквейна (работа в группах)

Представление получившихся проектов

Работа в группах

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III. Формулирование проблемы. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Сформулируйте тему урока используя слова глагол и  разбор.

-Составьте план.

- Давайте вспомним порядок разбора части речи, которым пользовались раньше. (Карточки на партах)

1.Вопрос.

2.Часть речи.

3.Начальная форма.

4.Постоянные признаки.

5.Непостоянные признаки.

6.Роль в предложении

- А можно ли этот порядок использовать, чтобы рассказать о глаголе?

- На ваших столах лежит порядок разбора слова, как части речи. Дополните его уточнениями так, чтобы этот порядок был применим для глагола. (Слайд 6)

- В непостоянных признаках вы указали время, лицо, число и род.

- В каком случае укажите род глагола?

-Где вы можете узнать правильность своего предположения? ( в учебнике)

- Поработав в группах, вы только что составили алгоритм разбора глагола как части речи.

- Оцените свою работу

(Разбор глагола как части речи)

1. Составить алгоритм разбора глагола как части речи.

2. Научиться использовать этот алгоритм на практике

Да, можно. Но его нужно дополнить

Работа в парах

 (Ели глагол прошедшего времени ед. числа)

Самооценка

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Уметь работать в паре.

IV. Развитие учебно – языковых и речевых умений..

Вернёмся к нашему предложению.

Ярко свет…т весеннее солнце и согрева..т землю.

Сделаем разбор глагола, как части речи:

1 вариант – светит

2 вариант - согревает

Физминутка

Если слышите глагол, встаете на носочки, если другую часть речи – приседаете.

Вытирал, подметал, зашивал, самосвал, носил, лепил, угодил, крокодил, обжег, флажок, дружок.

Мозговой штурм

Ответьте на вопросы «Кто что делает?»

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, солнце - .., вода - …

1.  Работа в учебнике.

- А теперь поработаем в учебнике и попробуем применить наши знания при выполнении заданий.

2. Упр. 271

Познакомьтесь с инструкцией данного упражнения.

- Что будете делать сначала?  - Что будете делать потом? (сделаем письменный разбор глаголов)

- Сделайте эту работу самостоятельно:

По ходу работы оказываю индивидуальную помощь.

Проверка по эталону

- Оцените свою работу, поставив отметку на полях.

Ученики работают в учебнике.

Самооценка

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

Игра «Четвёртый лишний»

  • трещит, скрипит, заскулит, воет
  •  встречает, визжал, поскрипывал, дул
  •  прочитает, удивить, запишет, нарисует

Какую цель ставили в начале урока?

- Вы научились это делать?

- Что вам в этом помогло? 

Появление картинки (Весна)

 (Научиться разбирать глагол как часть речи)

(Алгоритм)

VI. Рефлексия.

- Заполните таблицу.

Утверждения

Знак «+» или «-»

Тема урока мне понятна.

Я достиг цели урока.

Урок мне понравился.

-

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

VII. Домашнее задание.

Индивидуальные карточки

1.Дописать окончания глаголов, указать спряжение. Один глагол разобрать как часть речи.

2. Вставить подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени, изменить порядок следования предложений, чтобы получился связный рассказ. Подписать спряжение и лицо глаголов. Один разобрать как часть речи.

Ученики самостоятельно выбирают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....