Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Путешествие по стране "Имя существительное"

    Алевтина Анатольевна Ручко

    Цель: способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Путешествие по стране «Имя существительное»

    3 класс «В»

    Учитель: Ручко Алевтина Анатольевна.

    Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»

    • Цель урока: 1. Проверять знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, по числам, по падежам; правописание корней; написание мягкого знака как показателя рода имён существительных.
    •                       2. Способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе

     

    • Оборудование к уроку: мультимедийная доска, компьютер, презентация, наглядный материал.

    ХОД УРОКА.

    1. Положительная мотивация к уроку.

    Учитель:

    - Добрый день! Ребята, поприветствуйте наших гостей. Сели тихонько девочки, а теперь мальчики.        

    - Ответьте, пожалуйста, как вы настроены сегодня работать на уроке?

      Ученики:

    - Мы не волшебники, а только учимся,

      но у нас обязательно всё получится!

    Учитель:

     - Итак, урок русского языка. Он сегодня необычен. Я  приглашаю вас в путешествие.

    - Ребята, а вы любите путешествовать?

    -А что нам надо взять с собой для путешествия на уроке? (Багаж знаний).          - Как называется раздел науки который изучает части речи? (Морфология)

    -А с какой частью речи мы с вами знакомились на предыдущих уроках?

    ( имя существительное)

    Путешествие наше будет интересное, так как имя существительное нам приготовило много разных заданий, с которыми я надеюсь вы справитесь очень быстро. И так, отправляемся в путь!

    2. Начнём мы наш путь по  реке «Чистописания» ( слайд 2)

    Учитель:

    - Ребята, скажите пожалуйста, какой сейчас месяц? (Февраль).

    - Что вы знаете об этом месяце? (Февраль – последний месяц зимы. «Дотяни до весны». Он самый короткий. Его прозвали коротышка. А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей». Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди «Лютень». Месяц  переменчивый,  обманчивый.)

    - Прописываем заглавную букву Ф со строчной ф в соединении.        

    - Прочитать орфоэпически, орфографически поговорку. (слайд 3)

    - К какой части речи относятся слова?        

     

    - На какие вопросы отвечают имена существительные?

    - Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? что?

    3. Продолжаем наше путешествие и попадаем в  село Орфографическое ( слайд 4)

    -Что изучает орфография? (Это раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов)

    - Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Распределите их на группы.

    В…лна, утю…, сер…це.в…дро, кни…ка, со…нце,к…вёр, тра…ка, мес…ность, стр…ла, яго…ка,вес…ник, пл…сун, улы…ка, наез…ник.

    - Сколько групп у вас получилось? Какие орфограммы?

    Рефлексия (У кого правильно нарисуйте C:\Users\учитель\Desktop\2015111811010994.jpeg,у кого есть ошибки нарисуйте C:\Users\учитель\Desktop\b8bf23995ea8.png. Молодцы!

    4.Теперь высаживаемся на  остров Численный  (слайд 5)

    -Как изменяются имена существительные? (по числам)

    -Что при изменении у них изменяется? (окончание)

    - Чем отличаются имена существительные в ед. числе от имён существительных во мн. числе?

    Учитель:

    -Вот мы и сейчас посмотрим,  как вы знаете число имён существительных? Запишите имена существительные в два столбика. (ед.ч и мн.ч)

    Зебра, еноты, санки, нить, абзац, игрушки, небо, листья, апельсины, интерес.

    -Подчеркните первую букву каждого слова и прочитайте поговорку. (Знание-сила)

    -Объясните смысл поговорки.

                                         

                                                      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

     

    5. Продолжаем наше путешествие и  попадаем на  озеро Родовое (слайд 6)

     - Какой род имеют имена существительные?

     -Как определить род имён существительных?

     -У всех ли имён существительных можно определить род?

    Отгадайте загадки и запишите отгадки в 3 столбика.

    Друг за дружкой, чередой,                                 Прыгает ловко,

    Мирно ходят брат с сестрой,                          Любит морковку

     Братец будит весь народ,                                                    (Заяц)

     А сестра наоборот-                                          Если ей работу дашь

    Спать немедленно зовёт.                                 Зря трудился карандаш.

                                         (День, ночь)                                          (Резинка)

    От кого, мои друзья,                                          Межи деревянные,

    Убежать никак нельзя?                                    А поля стеклянные.

    Неотвязно в ясный день                                                          (Окно)

    Рядом с нами бродит….(тень)                         Над домом, над дорожкой

    Где упрётся хвостом                                         Висит пол-лепёшки.

    Станет дырка потом.        (Месяц)

                                         (Шило)                            Дождь от солнышка привёз

    Без рук,без топорёнка                                       Малым детямкалачи,

    Построена избёнка.                                           И остались от колёс

                                (Гнездо)                                  Семицветные лучи.

                                                                                                       (Радуга)

    Ты не клюй меня, дружок                                 Стены позолочены,

    Голосистый петушок!                                     Ставни заколочены.

    В землю тёплую уйду                                       Ходит дом ходуном

    К солнцу колоском взойду,                               На столбе золотом.

    В нём тогда таких, как я,           (колос)
    Будет целая семья.(Зерно)

    6. Сейчас мы очутимся в республике Склоняемая (слайд 7)

    - Сколько в русском языке падежей?

     -Что такое изменение по падежам?

    Стихи о падежах

    Я - Именительный падеж,

    И нет на мне чужих одежд.

    Меня легко все узнают

    И в подлежащее зовут.

    Предлогов с детства не люблю,

    С собою рядом не терплю.

    Мои вопросы - кто? и - что?

    Ни с чем не спутает никто.

     А я - падеж Родительный,

    Характер мой общительный.

    Кого? Чего? И вот он я!

    Предлоги часто мне друзья.

    И "с", и "до", и "у", и "из",

    До неба вверх и с неба вниз.

    Похож я на винительный бываю иногда,

    но в тексте различите вы два падежа всегда.

    Я- называюсь Дательным,

    Работаю старательно.

    Кому отдать? К чему призвать?

    Лишь только я могу сказать.

    С предлогом "к" порой дружу.

    Но и один гулять хожу.

    А я Винительный падеж,

    И я во всём виню невежд.

    Зато отличников люблю,

    Для них пятёрки я ловлю.

    Кого позвать? Во что играть?

    Готов ребятам подсказать,

    Не прочь с предлогами дружить,

    Но и без них могу прожить.

     - А я Творительный падеж

    Исполнен всяческих надежд.

    Творите!- Чем? Творите! -С кем?

    Я подскажу вам, нет проблем.

    Предлогом "перед", "под" и "над"

    В любой момент я очень рад.

     А я падеж Предложный.

    Со мною случай сложный.

    Мне без предлогов свет не мил.

    О ком? О чём? я говорил?

    Ах да, нужны предлоги,

    без них мне нет дороги.

    Пусть будет "в", и "о", и "при"-

    ты их случайно не сотри!

    Тогда смогу я рассказать,

    О чём мечтать и в чём гулять

    Самостоятельная работа по рядам.

    1-ряд  берёза, грач        

    2-ряд   дуб, кошка

    3-ряд волк, осина

    Игра на мультимедийной доске. Определи картинки с их склонением.

     

    Учитель:

    - Ребята, наше путешествие по стране «Имя существительное» подошло к концу.

     Итог урока. Рефлексия. (слайд 8)

    Учитель:

    -Поработали славно!

    - Что вам запомнилось на нашем уроке?

    С каким настроением вы уходите с урока?

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ Подготовила учитель начальных классов МОУ «Школа-гимназия №6» Ручко А.А.

    Слайд 2

    РЕКА «ЧИСТОПИСАНИЯ»

    Слайд 3

    Фф В феврале зима с весной встретятся впервой.

    Слайд 4

    село «Орфографическое» ИГРА «КТО? ЧТО?» В.. лна , утю .., сер.. це , в.. дро , кни ..ка, со.. нце , к.. вёр , тра ..ка, мес .. ность , стр ..ла, яго ..ка, вес..ник , пл .. сун , улы ..ка, наез ..ник.

    Слайд 5

    о стров «Численный» Зебра, еноты, санки, нить, абзац, игрушки, небо, листья, апельсины, интерес.

    Слайд 6

    о зеро «Родовое» Друг за дружкой, чередой, Мирно ходят брат с сестрой, Братец будит весь народ, А сестра наоборот- Спать немедленно зовёт.

    Слайд 7

    Республика «Склоняемая» Игра «Путаница» Определи картинки с их склонением .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Путешествие по городу Существительных

    Конспект повторительно-обобщающего урока русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное"...

    Открытый урок по русскому языку 3 класс: «Путешествие по стране Имени Существительного»

    Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Исаева Татьяна Михайловна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»...

    Урок -путешествие по сказкам А.С.Пушкина "Обобщение знаний об имени существительном" русский язык 4 класс

    На уроке ребята в занимательной форме проверят свои знания по теме" Имя существительное"Цели урока:Обучающие: совершенствовать умения и навыки правильного письма; закрепить и обобщить знания детей об ...

    Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"

    Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"...

    Путешествуем по Оренбургской области. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

    Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" посвящён повторению правил написания окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений....

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением". "Путешествие по океану Знаний"

    Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением". Урок построен на основе требований ФГОС. Урок-путешествие поз...

    Урок-путешествие по окружающему миру. 3-й класс (1–4). Путешествие по Великобритании.

    Целью урока является знакомство детей с Великобританией, её историей и культурой, формирование представления о стране, её месторасположении, общественном строе, воспитание толерантного отношения к люд...