Обобщение знаний о составе слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Аршавская Елена Александровна

Материал урока русского языка в 3 классе по программе "Школа России" для обобщения и систематизации знаний . Авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_o_sostave_slova.docx28.45 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt911 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение знаний о составе слова.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель:  совершенствование знаний учащихся о частях слова,

Задачи:

  • развитие умений разбирать слова по составу;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие орфографической  зоркости, познавательного интереса, внимания, мышления, речи;
  • воспитание навыков самостоятельной работы, любви к русскому языку.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте,  ребята! У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнемся гостям и друг другу. Я рада видеть ваши

улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость.

2. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

улыбка  улыбочка улыбчивый улыбается

Улыбка никому не вредит. (японская пословица)

- Как вы понимаете данную пословицу?

3. Целеполагание.

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова родственные)

-Вспомните, что какие  слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением)

-Как называется общая часть родственных слов? (корень) Выделим корень в наших словах.

-Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Да, всё на свете  из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.

-Ребята, а для чего надо знать части слова?

(Чтобы правильно писать слова)

-Поэтому и девиз нашего  урока звучит так: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

4. Работа по теме урока.

- Сегодня мы будем путешествовать по станциям СТРАНЫ СЛОВ.

а) -Мы приближаемся к первой станции, и нас приглашает в гости ее Правитель.

Также, как и у кустов,

       Я бываю и у слов. (Корень)

-К кому же мы попали в гости?

-    Что такое корень слова?

(Ответы детей)

б)Мы предлагаем посмотреть одну инсценировку, которую подготовили наши ученицы.

1 ученик: «Ребята, найдите однокоренные слова в стихотворении».

У меня друзей немало,    

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Подрисую что- нибудь!

1 ученик: «Кто справился с заданием? Слушаем тебя, Лена. Давай проверим твою работу».

2 ученик: «Я подчеркнула такие пары»:

У меня друзей немало,    

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Подрисую что-нибудь!

1 ученик: «Лена, ты выполнила работу с ошибками».

2 ученик: «Значит, в этом стихотворении совсем нет однокоренных слов?»

 -А как вы, ребята, думаете, есть ли в этом стихотворении однокоренные слова? Давайте выпишем их и объясним Лене,  в чем её ошибка.

5. Грамматическая сказка.

 «Вот так родственники!»

В большом Словаре жили самые разные слова, были среди них и слова- родственники. Каждое слово заняло свое место, потому что словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало родственников, но слова жили спокойно, в дружбе со своими соседями.

Из своего Словаря они отправлялись на работу в тетради школьников, в книги писателей, на театральные афиши и в другие места. Трудились они хорошо, по первому зову прибегало нужное слово.

 Однажды Автор, который составлял учебник русского языка для третьеклассников, попросил прислать ему на работу слова ГОРА, ПАР, ОСИНА и ЛИМОН. Но слова должны были прийти не одни, а с родственниками. Гора привела с собой ГОРЛО и ГОРНЯКА, ОСИНА захватила слова ОСИННИК и ОСА, ПАР взял прилагательные ПАРНЫЙ и ПАРОВОЙ, а ЛИМОН явился с АПЕЛЬСИНОМ и МАНДАРИНОМ.

Удивился Автор, когда увидел некоторых родственников, и отправил их домой.

Почему удивился Автор? Какие слова он отправил назад в Словарь?

6. Обобщение знаний о приставке. Работа над ребусами.

Наше путешествие продолжается.        

 Мы приближаемся к следующей станции. Ее глава приготовил для Вас новую загадку.

Перед корнем могу встать,

Чтоб слово новое назвать. (приставка)

-Разгадайте ребусы. Запишите слова  в тетрадь и выделите в них приставку. ( ПОДАРОК, ПОЕЗД, ПОДРУГА, ПЕРЕДАЧА,)

-Ребята, жители последних островов спрашивают,  для чего нужны суффиксы и приставки?  

 (Ответы детей)

-Молодцы, справились и с этой задачей!

7. Физкультминутка.

С при приставкою- присесть.

С по приставкою- подняться.

С под- подпрыгнуть, подмигнуть.

С по приставкой- посмеяться.

С вы- вытягиваем руки.

С о- опустим их опять.

Вот и все настало время

С за- зарядку завершать.

8. Обобщение знаний о суффиксе. Работа с диском.

- Мы продолжаем наше путешествие и делаем остановку на следующей станции.

После корня я стою перед окончанием.

Если я его заменю другое слово получу. (суффикс)

-Почему вы так решили? Что такое суффикс?

(Ответы детей)

-Выполним упражнение (диск «Русский язык. 3 класс (В.П. Канакина) СУФФИКС-УПРАЖНЕНИЕ) Запишем слова в тетрадь и выделим в них суффикс.

-Какой оттенок дал слову суффикс?

Маш---а, слов---о, зим---а, берёз---а. рябин---а, роз---а, мест---о,  корзин---а, лис---а,  чаш---а. Миш---а.

( Работа в тетради)

-Молодцы, и с этим заданием вы справились!

9. Обобщение знаний об окончании и основе слова.

 -А  на какой станции нам осталось побывать, вы узнаете, когда отгадаете загадку Правителя этой станции.

Часть слова, известная я всем.

Не быть меня может совсем,

Я могу быть звуковое,

А могу быть нулевое. (окончание)

 

- Как вы думаете, на какой  станции мы оказались?

(Ответы детей)

-Почему так решили? Что такое окончание?

А вот и следующее задание от островитян.

-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?

- А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?

Хорошо ли вы умеете находить в словах окончание, мы узнаем, выполнив проверочную работу (диск «Русский язык. 3 класс (В.П. Канакина) ОКОНЧАНИЕ – ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА)

Я выражаю значение слова

И называюсь я просто — ... (основа)

        Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия — не вздор,

По составу то... (разбор)

-Вернемся к нашему чистописанию и выполним разбор слов по составу.

10. Рефлексия.

1. Урок  был  полезный, познавательный…

2. На уроке я чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу?..

Список использованных источников:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч.  2- изд. - М.: 2013; ч. 1 - 160с.

2. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык. 3 класс /1 CD


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 3 класс Тема урока: «Состав слова»

Слайд 2

Минутка чистописания улыбка улыбочка улыбчивый улыбается Улыбка никому не вредит.

Слайд 3

Девиз урока «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

Слайд 4

У меня друзей немало, Но я всех нарисовала: Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Соня спит, Катя катит, Тоня тонет, Но не дам ей утонуть! Подрисую что- нибудь!

Слайд 5

У меня друзей немало, Но я всех нарисовала: Коля колет , Поля полет , Паша пашет , Соня спит , Катя катит , Тоня тонет , Но не дам ей утонуть! Подрисую что- нибудь!

Слайд 6

Разгадай ребусы

Слайд 10

Алгоритм разбора слова по составу Найди окончание. (Для этого измени форму слова.) Отдели основу от окончания. В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.) Выдели приставку. Выдели суффикс.

Слайд 11

Минутка отдыха Покажите глазами «путь» разбора слова по составу

Слайд 12

«Путь» изменился

Слайд 13

Проверьте себя

Слайд 14

Проверка работы Песенка Пенал Подруга Подсказка

Слайд 15

Итог урока Урок был… Больше всего мне запомнилось… Я испытывал трудности… Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Слайд 16

Вы отлично потрудились! МОЛОДЦЫ!

Слайд 17

Коллектив преподавателей: Канинен Марина Станиславовна Лузан Светлана Владимировна Ковалёва Валентина Августовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"...

Русский язык 3 класс Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова

Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова...

Обобщение знаний о составе слова

Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова...

Урок по русскому языку "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Урок разработан для 3 класса УМК "Школа России". В ходе урока выясняется уровень усвоения учащимися знаний о составе слова, сформированность умения разбирать слова по составу....

Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"

Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....