Обобщение знаний о составе слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ватагина Светлана Александровна

Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_na_konkurs.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в 3 классе по теме   «Обобщение знаний о составе слова»

Программа «Школа России».

Учебник: «Русский язык. 3 класс» Т.Г. Рамзаева

Цели:  

  1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова
  2. Развивать умения образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, разбирать слова по составу
  3. Прививать любовь к природе

Оборудование:

  1. Картина Левитана «Осень»
  2. Фонограмма – П.И.Чайковский «Октябрь»
  3. Опорные схемы
  4. Мультимедийная презентация

Ход урока

  1. Приветствие    

Добрый день!

Ну а что это значит?

Значит, день наш по-доброму начат!

Значит, день принесёт нм удачу, и здоровья

И радость нам всем!

  1. Орг. момент

Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

  1. Сообщение темы урока

- Сегодня мы продолжим работу над составом слова.

Учёные этот раздел называют словообразование. Будем образовывать новые слова при помощи частей слова, побываем в лесу, подышим свежим воздухом, ведь самое главное – это наше здоровье.

                 Давно доказано на деле

                 Здоровый дух в здоровом теле

                 Об этом забывать нельзя

                 Зарядка всем нужна, друзья! Тем более , вы знаете, что в 2013 году у нас будет проходить Универсиада , правительством предусмотрено постановление о пятилетке здоровья.

       (Гимнастика для рук, массаж)

- Чтобы быть активными на уроке, чтобы прибавилось сил, давайте протонизируем наши внутренние органы

            (Потрите ушки, разогрейте свои ладошки)

  1. Чистописание

- Какое наступило в природе время года?

- Какие сезонные изменения происходят осенью? ( Стало холоднее, вода потемнела, с деревьев опадают листья, короче стали дни)

- Запишите: Лл, лист, листик, листочек

- Какие это слова? (однокоренные)

- Подберите к ним ещё однокоренные слова. (Листва, листовой, листопад, лиственный).

  1. Словарный диктант

- Давайте повторим словарные слова на тему «Осень»

Погода, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь (проверка с комментированием)

  1. Работа над предложением (этнокультурный компонент)

Беседа: В эти выходные вы были на экскурсии и наблюдали за природой   (Связь с предметом «Окружающий  мир»)

- Давайте послушаем рассказ об октябре.

Октябрь – коренной месяц  осени, её вершина: за перевалом – глухое предзимье. Отсюда и неустойчивость атмосферы, семь погод на дню.

Самые знаменитые дни:

14 октября – знаменитый Покров.

(К этому дню старались утеплить дом).

 К 21 октябрю – готовь тёплую одежду, зима забредает.

В шутливой народной присказке и Святым работа нашлась:

Трифон шубу чинит. Пелагея рукавички шьёт барановые.

- Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени. Художники стремятся изобразить эти чудеса на полотнах, музыканты изображают своё восхищение ими в музыке. Поэты слагают стихотворения (играет музыка, звучит стихотворение «Осень»)

1)Составьте и запишите предложение:

 В октябре дует холодный ветер.

Разберите его  по членам предложения.

 2)Слово ХОЛОДНЫЙ разберите по составу.

Вывод:

Из чего состоят слова? (из корня, приставки, суффикса, окончания)

Какая часть слова самая главная? (корень, т. к. он сохраняется во всех однокоренных словах)

  1. Закрепление темы урока

Упражнение в образовании слов с помощью приставок

-Что вы знаете о приставке?

 (это часть слова, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов)

- В русском языке более 40 приставок, с ними вы ещё будете знакомиться. А сейчас  выпишите слова с приставками из стихотворения

Что за чудо, что за диво?

Осень лес позолотила

Золотистый клён стоит,

Золотой ковёр шуршит

Под ногами позолота,

Солнца лучик золотой

Ты украсил лес густой!

- Какие слова выписали, почему? (позолотило, позолота, украсил)

- А теперь припишите как можно больше приставок к слову

светить (за, вы, под, от, о)

Физминутка

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и трудись!

Упражнение в образовании слов с различными суффиксами

- Что такое суффикс?  (Часть слова, стоящая после корня, служащая для образования новых слов)

- Послушайте загадки,  напишите отгадки при помощи суффиксов –ик, -ок.

Шумит он в поле и в саду

А в дом не попадём

И никуда я не иду

Покуда он идёт. (Дождь - дождик)

Белые мухи на поле сели (Снег - снежок)

Без рук, без ног рисовать умеет (Мороз - морозец)

Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл – красную шапочку нашёл (гриб - грибок)

Весной – веселит, летом – холодит

Осенью питает, зимой – согревает (Лес - лесок)

ВЫВОД:

- Суффиксы –ик, -ок предают словам уменьшительное значение

- А если мы наденем увеличительные очки, то увидим не кота, а котище, не дом, а  домище. Какая часть слова помогла придать оттенок словам? (суффикс). Суффикс –ищ указывает на  то, что предмет очень большой.

- А теперь от заданных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов

Осень                                          ник

Клён                                            ов

Зверь                                          н

Красный                                    ин

Работа                                        еньк

Солнце                                       ышк

  Сокол                                        ёк

- Чтобы речь была богатой, надо умело использовать суффиксы.

Физминутка

Мы немножко отдохнём

Встанем, глубоко вздохнем

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их все лучи согрели

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети

А потом все дружно встали

Великанами мы стали

Дружно хлопаем, ногами  топаем

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали

Ребята, а что мы должны помнить, находясь в лесу? (не сорить, не ломать деревья)

- Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесённые человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Берегите его!

  1. Работа с учебником

- Выполняем  упр 175.

 - Давайте вспомним, как меняется жизнь птиц осенью.

- Прочитайте текст, о чем говориться в тексте, озаглавьте.

-Напишите первую часть, разберите по составу слова  покружили и дальние.

  1. Итог урока:

 - Как вы думаете, зачем нужно уметь находить части слова?

 (Чтобы определять, как их правильно писать)

-Что мы сегодня повторили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"...

Русский язык 3 класс Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова

Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова...

Урок по русскому языку "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Урок разработан для 3 класса УМК "Школа России". В ходе урока выясняется уровень усвоения учащимися знаний о составе слова, сформированность умения разбирать слова по составу....

Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"

Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах".

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах"....