Разрабротка урока по русскому языку 3 класс Главные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ольга Ивановна Шмелева

Технологическая карта урока по русскому языку , проведённого в 3 классе по программе Планета знаний. Тема урока рефлексии "Главные членвы предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_yazyk_3_klass_glavnye_chleny_predlozheniya.docx69.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по русскому языку

Класс:

3

Учитель:

Шмелева Ольга Ивановна

Программа:

Планета знаний

Тема урока:

Главные члены предложения

Тип урока

Урок рефлексии

Цели:

обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении,

Задачи:

Обобщить знания учащихся о предложении, главных членах предложения.

Совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения.

развивать орфографическую зоркость на практическом материале.

Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работ.

Планируемые результаты

личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

познавательные: 

пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить  ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;

коммуникативные:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной, парной и групповой  деятельности )

Оборудование

Сценарий урока

Этап урока

время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I

Мотивация к учебной деятельности

1-2мин

Цель:

-установить эмоционально доверительный контакт, создать благоприятную психологическую атмосферу.

      Здравствуйте , ребята. У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. А мы встретим начало урока с улыбкой и  пожелаем себе  удачи на уроке.

       У вас на партах карточка «Мои оценки» и наборы разноцветных фигур.        Каждое выполненное самостоятельно задание мы вместе с  вами должны будем оценить.

      Вспомним : зелёный цвет- выполнено без ошибок, жёлтый цвет – несколько ошибок,

красный – сделано правильно очень мало.

настраиваются на урок, проверяют наличие учебного материала , необходимого для урока.

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности.

II

Актуализация знаний

6-7мин

Цель: повторить основные правила нахождения главных членов предложения.

1.Записать в рабочих тетрадях число и классная работа 

Регул:

Осознание и выделение  того, что уже усвоено.

умение работать со схемами

Регул: умение вносить необходимые коррективы в свои действия;

2. Проверка домашнего задания( было задано стр 35 упр 5)

- Назовите предложение, которое содержит только один главный член.

-Какое из предложений показалось самым трудным.

просматривают правильность выполнения домашнего задания в рабочих тетрадях

3. Минутка чистописания.

Учащиеся по выбору пишут любое предложение. 

 « Внимательно слушайте – и вы все услышите!»

« Внимательно смотрите и вы все увидите!»

« Думайте – и всё обязательно поймете! »

- Как вы думаете ,почему эти предложения я взяла в минутку чистописания.

- Да, действительно эти предложения могут быть девизами к нашему уроку.

отрабатывают навыки красивого и аккуратного письма, выбирая одно из предложений

4. Фронтальная работа. Составление кластера по теме « Члены предложения».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

- Каких записей не хватает ? (дополняют)

- Что мы должны помнить о подлежащем ( стоит в начальной форме)

составление кластера под контролем учителя

учащиеся дополняют кластер своими примерами

III

Локализация индивидуальных достижений

2-3 мин  

Цель:

1.Работа со сказкой « Спор подлежащего и сказуемого» по ролям ( подлежащее, сказуемое, автор)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 -О чём говорится в сказке?

- А как вы думаете, кто из них главней?

(высказывают своё мнение)

- А может это и будет один из вопросов нашего урока?

- Я предлагаю ставить особые значки          для подлежащего и сказуемого , а затем сравнить результат.

чтение сказки по ролям

отвечают на вопросы учителя по содержанию произведения

Коммуник: умение слушать других, высказывать своё мнение.

IV

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

2-3мин мин

Цель:

- сформировать тему и учебную задачу

- Ребята, посмотрите внимательно на составленный кластер на доске,  вспомните прочитанную сказку и попробуйте определить цель и задачи урока.

Цель урока: обобщить знания о главных членах предложения.

Задачи:…( повторить…, обобщить…, вспомнить…, закрепить, отрабатывать…)

Вспомните, пожалуйста, когда мы с вами работаем с предложением по определению главных членов , что нам помогает правильно справиться с заданием?

С чего нужно начинать ?

 (В предложении говорится о….. . или сначала находим сказуемое..)

Постарайтесь придерживаться этого плана  при выполнении заданий.

учащиеся самостоятельно формулируют цель и задачи урока

регул:

целеполагание; коммуник: постановка вопросов; познават:

самостоятельное формулирование цели. 

познават: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи

V

Реализация построения проекта

8-10 мин

Цель: определить существенные признаки и понятия главных членов предложения.

1)Фронтальная работа по нахождению подлежащего и сказуемого( используя план).Предложения под диктовку.

а) Саратов стоит на берегу Волги.

Мы радовались новому дню.

Столовая находится на первом этаже.

Двое шли рядом.

- Какой частью речи выражено подлежащее? ( сущ, личным мест, прилаг в роли сущ)

б) Кот сидит на лавочке. Хороша погода сегодня! Волк-лесной зверь.

 Какой частью речи выражено сказуемое ? ( гл, признак подлежащего, сущ)

Вывод : подлежащее и сказуемое могут быть разными частями речи.

выполнение задания по нахождению главных членов предложения.

проговаривают вывод по выполненному заданию

Познав: Умение определять главн члены, части речи.

Познават: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  

2 Списать предложения и  подчеркнуть в нём грамматическую основу( выполнение задания в парах)

     а)    Первое предложение с орфографическим проговариванием.

Муравей нашёл зерно и потащил его в муравейник.

(муравей нашёл и потащил).

Муравей проверочное мураш, мурашка, мурава, муравушка.

    б)     Петя и Лёша пилят дрова.(Петя и Лёша пилят)

     в)   Вика болела и не могла ходить в детский сад.

( Вика болела и не могла ходить)

Вывод:  при одном подлежащем может быть несколько сказуемых , при одном сказуемом несколько подлежащих.

выполняют списывание предложений и определяют главные члены

проговаривают вывод по выполненному заданию

Коммун: умение работать в парах, выполнять заимопроверку.

ФИЗМИНУТКА

3. Индивидуальная самостоятельная работа .

1вариант выписывает подлежащее

2 вариант- сказуемые

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Разверните лист и проверьте, правильно ли вы записали .

Что вы можете сказать о подлежащем? Из каких частей речи оно состоит.

Что вы можете сказать о сказуемом?

Вывод: подлежащее может быть словосочетаем , сказуемое может состоять из двух слов( составное глагольное сказуемое)

 выполнение индивидуальной самостоятельной работы с взаимопроверкой

Познават:анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

4.Графический диктант. Определите главные члены предложения и составьте  схемы предложений.

Например: Тишина.

1)Плыл по воде. 2)Люблю ягоды.3) Мне не хватило времени.4) Ночь. 5)Смеркало.6) Полететь бы в облака.

- Что вы заметили?

( Предложение может состоять из одного главного члена)

Вывод:  Предложение может содержать одно сказуемое или одно подлежащее.( односоставное , двусоставное предложение) 

выполнение графического диктанта.

проговаривают вывод по выполненному заданию

Регул : умение преобразовывать текстовую информацию в графическую.

5 Попробуйте ответить на вопрос Какой из членов предложения главнее подлежащее или сказуемое?

Общий вывод. Подлежащее и сказуемое играют не мало важную роль в предложении и оба являются главными в нём.

Обобщают выполненные задания и проговаривают вывод

VI

Обобщение затруднений во внешней речи

3-4 мин  

1) - Вспомните, какие предложения бывают по цели высказывания ( повест.,вопросит., побудит).

- Что содержит в себе побудительное предложение

 ( просьбу, приказ, мольбу.)

-Давайте составим несколько побудительных предложений.

- Что часто присутствует в них ?( слова- обращения).

2) работа по учебнику.  Стр 17 прочитаем слова помощника- ключика

- Что интересного вы узнали?

 

 3) выполним частично упр 33 стр 16

Спишем первые два предложения и определим главные члены.  

4) составим  предложение с вежливыми словами и запишем одно. Определим грамматическую основу.

Вывод: слова-обращения и вежливые слова не являются членами предложения.

отвечают на вопросы учителя  по характеристике предложений

выполняют письменно задание из  упражнения

Обобщают выполненные задания и проговаривают вывод

Познав: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

VII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

3-4 мин

Выполнение тестирования с проверкой

по эталону

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

  Слева от предложений выбираем верные записи и ставим «+», а если вы не согласны ставим «-».

выполнение самостоятельной  работы- тестирование с самопроверкой по эталону

Регул: умение работать по плану    ( алгоритму)

VIII

Включение в систему знаний и повторения

6-7 мин

1) - Мы с вами много повторили о главных членах предложения.

-А скажите какие члены ещё есть ( второстепенные). - Какую роль они выполняют в предложении ( уточнят, поясняют , дополняют) .

В зависимости от наличия второстепенных членов  предложения бывают распостр., нераспостр.)

2) Работа в группах « Ты мне ,   я тебе»

На листочках записать три распространённых предложения , которые будут состоять из 5 слов и передать листок другой команде. Вам необходимо составить схемы предложений с выписанными зависимыми словами.

выполнение  творческого задания в группах

Коммуник: умение воспринимать другое мнение и позицию

Вывод: в предложении второстепенные члены , могут зависеть не только от главных , но и от других членов предложения.

Мини анализ работы в группе

проводят анализ работы членов группы

Коммун: умение принимать позицию другого

IX

Рефлексия учебной деятельности на уроке

2-3 мин

1) Инструктаж домашнего задания.

учебник стр 30 упр 69.

2) рефлексия

-Что мы сегодня повторили?

- Какой был главный вопрос на уроке ? 

- Что мы должны знать о подлежащем?, а что о сказуемом?

-Достигли ли мы поставленных целей и задач урока?

3)самооценка на уроке

- Посмотрите сколько жетонов и какого цвета вы набрали, попробуйте оценить свою работу на уроке.

запись домашнего  задания

подводят итог работы

выполняют самооценку деятельности на уроке.

Регул: – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Личн – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению
 новых знаний

Приложение 1

Опорные слова для составления кластера по теме « Члены предложения»

- члены предложения

-подлежащее

-сказуемое

- вопросы КТО? ЧТО?

- вопросы Что делает? Что сделает?

- дополняют, уточняют, поясняют

-подчёркиваем двумя линиями

- признак

-выражено гл.

- выражено местоим.

-главные

-второстепенные

- подчёркивается одной линией

Приложение 2

Сказка «Спор Подлежащего и сказуемого».

“Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
— Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении.
— Нет, — сказало Сказуемое, — ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
— Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!
— Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
— А я-то думало, что я главное.
— Не расстраивайся, — успокоило его Сказуемое. — Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.

Приложение 3

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

три котёнка

В корзине не хотят спать три котёнка

не хотят спать  

Вика с Машей

Вика с Машей хотят набрать корзину грибов.

хотят набрать

Светлана Олеговна

Светлана Олеговна хотела бы спросить о встрече.

хотела бы

мальчик Витя

Мальчик Витя продолжал спать на своей кровате.

продолжал спать

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин старался писать великолепные сказки.

 старался писал

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

  1. Подлежащее может быть выражено  именем существительным или местоимением.
  2. Сказуемое – это всегда глагол, который отвечает на вопрос что делает предмет?
  3. В предложении    Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! есть только подлежащее.
  4. В предложении   Наш класс посетил директор подлежащее подчёркнуто правильно.
  5. В предложении Мой брат – футболист знаки препинания расставлены правильно.
  6. В предложении  Приручил бы морского слона   сказуемое приручил 
  7. Подлежащее -это то о чём  или о ком говорится в предложении
  8. Второстепенные члены не входят в основу предложения.
  9. Предложение может быть без второстепенных членов.
  10. Второстепенные члены могут зависеть не только от главных членов предложения , но и от других членов.
  11. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения?
  12. В предложении всегда есть подлежащее?
  13. ГУСИ ЛЕТЯТ является словосочетанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Главные члены предложения"

Учебное занятие по русскому языку в 3 классе Главные члены предложения. Подлежащее, выраженное одушевленными и неодушевленными именами существительными...

Русский язык.УМК Школа России 3 класс Главные члены предложения.Открытый урок. .

Урок проводится с целью обобщения знаний о главных членах предложения; формирует умения находить и выделять главные члены предложения,умения определять части речи , которыми они выражены; развивать ре...

Урок русского языка во 2 классе "Главные члены предложения"

Этот урок разработан для работы с интерактивной доской. Считаю, что детям интересна словарная работа. Кроме того, урок не перегружен текстами. Старалась отработать разные задания на довольно простых и...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.

Тема:  Главные члены предложенияЦель  урока: введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»; отработка  алгоритма  поиска  главных...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»

Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета:  Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...