Слова- названия признаков.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шайдт Оксана Николаевна

Технологическая картв урока  русского языка по теме "Слова- названия признаков".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova-_nazvaniya_priznakov.docx108.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Название предмета:       русский язык                                                                   Учитель: Шайдт Оксана Николаевна

Класс: 2                          Урок № 37                  Дата: 21.10.2016

Программа:  «Школа 2100»                  Учебник:        Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева  «Русский язык» 2 класс.  М.: Балласс, 2012

Тема урока:  Слова – названия признаков.

Тип урока:   урок усвоения новых знаний (урок- исследование)

Цель:  формировать представление о словах – названиях признаков.

 Задачи:

  Предметные:     - формировать умение устанавливать связь между словами-названиями  предметов и словами - названиями признаков;      

                                - формирование представления о роли слов-названий признаков в речи;

                                - развивать навыки правильного каллиграфического письма и связной устной речи.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Познавательные УУД: формулировать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;  работать в паре.

Личностные УУД:   осознавать потребность и готовность к самообразованию;  осваивать разные роли и формы общения в разных сообществах, группах.

Наглядность:  карточки со словарными словами, рисунок солнышка, стикеры, кластеры на доске, смайлики, презентация.

  Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

  Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Организационный момент (психологический настрой)

2.Чистописание.

3.Словарная работа (классификация)

4.Актуализация знаний.

5.Проблемная ситуация

6.Постановка учебной задачи.

7. Формулирование темы урока.

8.Первичное закрепление.

9.Работа над закреплением изученного

10.Домашнее  задание

(по выбору)

11.Итог урока.

12.Рефлексия.

- Здравствуйте, ребята! Начнём урок русского языка. Настройтесь на работу. Постарайтесь быть внимательными, трудолюбивыми, старательными. Проверьте – все ли у вас готово к уроку.

- Откройте тетради. Запишите число, «Классная работа». Старайтесь писать аккуратно и красиво.

- Начнём урок с «Минутки чистописания».

(На доске записаны строчные буквы а, о).

              о а

- Какой общий элемент у этих букв?

Вспомните, как правильно писать элемент «овал».

Запишите эту строку, чередуя буквы а и о. Старайтесь писать красиво, аккуратно. Помните про наклон букв.

- Давайте запишем соединения этих букв с другими буквами.

ка, мо, ор, та, ог, по

- Следите за правильным написанием букв и соединений. Помните про наклон!

(На доске карточки со словарными словами и пропущенными орфограммами)

К_пуста, уч_тель, м_рковь, _ртист, _гурец, п_м_дор, ч_л_век.

 - Выберите среди карточек такие слова, в которых встречаются соединения букв из нашей минутки чистописания. Запишите их в первый столбик. Оставшиеся слова – во второй.

Проанализируйте и сравните слова в столбиках. По каким признакам они разделены на группы?

 

-Что вы можете сказать о них?

- Давайте все наши знания о словах - названиях предметов изобразим на доске в виде кластера.

 - Посмотрите на слова, записанные в первом столбике. Каким обобщающим словом их можно назвать?

- А я это слово немного изменю. (Показывает карточку со словом овощной).

 - Является ли это слово словарным? Почему?  Какие орфограммы встречаются в этом слове? Объясните их написание.

- В какой столбик вы запишите это слово.

 - Почему?

- А что вы знаете об этом слове?

 - Ребята! Сегодня мы  будем исследовать такие слова. И вы сможете ответить на мой вопрос в конце урока.

Посмотрите на кластер, который изображён на доске. По аналогии попробуйте составить вопросы, на которые мы должны будем найти ответы при изучении группы новых слов. (Вопросы детей записать на доске.)

 - Обозначат ли это слово «овощной» предмет?

 - А что оно обозначает?

- Чтобы понять, что обозначают  такие слова, давайте составим с этим словом несколько словосочетаний и запишем их.

 - Как называется салат из овощей?

 - Как называется лавка на рынке, в которой продают овощи?

 - Как называется блюдо из тушёных овощей?

 - Как называется огородная грядка, на которой растут овощи?

- Так что же обозначает слово «овощной»?

- Итак, мы выяснили, что это слово –название признака.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

 (На слайде появляется название темы)

- Понаблюдайте за тем, как изменялось наше слово, в записанных словосочетаниях.

- Почему у этих слов разные концовки?

(Если испытывают трудности - даю подсказку: секрет  в слове – названии предмета, а точнее в вопросе, который мы можем от этого слова задать.)

- Закройте ладошкой в наших словосочетаниях слова – названия предметов, а потом слова - названия признаков. Что можете об этом сказать?

- Как вы думаете, какое слово в словосочетании главное: слово-предмет или слово - признак?

Главное слово в словосочетаниях обозначается крестиком (показать как).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Интерактивная)

- Рядом с кластером о словах - названиях предметов нарисуйте кластер о словах – названиях признаков.

(Что уже узнали о группе новых слов)

- Существует ли связи между словами – предметами и словами – признаками?

Как изобразить её с помощью стрелки на наших кластерах?

 - Давайте потренируемся в умении задавать вопросы к словам в словосочетаниях.

Работа по учебнику с. 51 упражнение 62.

(Прочитать отрывок из стихотворения С. Я. Маршака. На какие вопросы отвечают выделенные слова?)

 - А теперь давайте понаблюдаем, какую роль играют слова - названия признаков в нашей речи.

- У вас на столах карточки с текстом.  (Такой же текст, с пропущенными словами – признаками, на слайде). Прочитайте его.

 

     Пригрело _______ солнышко. Весело побежали _______ ручейки. Появились ________ проталины. Скворцы запели _________ песенку.

- О чём текст?

 - Что вы узнали из текста?

- Найдите в каждом предложении главное слово.

- Зачем мы обозначили главные слова?

 -  А теперь,  работая в парах, вставьте пропущенные  слова – признаки.

 

- Давайте проверим, какой текст у вас получился и как он изменился? Сделайте выводы.

- Сравните  первоначальный вариант текста и изменённый, дополненный.

-Угадайте, о каком слове из текста я говорю?

 - Оно горячее, круглое, ласковое, яркое.

  (На доску повесить  рисунок солнышка).

http://skachat-kartinki.ru/img/picture/Oct/03/29021736edae78bab0c26a8a491647dd/mini_4.jpg

- А теперь вы попробуйте загадать слово – название предмета, назвав его признаки. (На слайдах изображены:  яблоко, лимон, берёза, медведь, мяч, книга, снег).

- На что похожа наша игра?

1) Творческое задание:  используя слова – признаки, придумать и записать свою загадку.

2) с.51 №64. Разделить и записать слова-признаки на группы по вопросам, подчеркнуть орфограммы.

Итак. Наш урок скоро закончится. Давайте вернёмся к задачам урока. Прочитайте: какие мы ставили учебные задачи?

- Выполнили мы их или нет?

- Что эти слова обозначают?

 - На какие вопросы отвечают?

 - Имеют ли свои названия?

 - Какую роли в нашей речи они играют?

 

 - Я хотела бы, что наш урок был  для вас интересным и познавательным. А каким он стал для вас, напишите вы. Возьмите стикеры – лучики и напишите на них слова – признаки нашего урока. (Каким был наш урок?) Приклейте на доску вокруг солнышка.

Учитель читает то, что написали дети.

- Используя смайлики, оцените свою работу на уроке.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/105/184/105184324_smaylik.jpg– я был активным, дал много правильных ответов.

 http://rlv.zcache.com/blank_face_smiley_round_sticker-r0c3e31f47c5b45628cd70d33fc807375_v9waf_8byvr_512.jpg– я был не достаточно активным, не все мои ответы были правильными.

 http://skorostop.ru/sp/photos/s/f9/f9bae0d6c54eb63d2724cf0f5bb.jpg– я не был активным, отвечал очень мало.

 - Посмотрите, как вы украсили  нашу доску. Надеюсь, что урок мы закончим в хорошем настроении. Всем спасибо за активную работу!

Получают психологический настрой.

Записывают в тетради число и «Классная работа.

-Овал.

- Начитаем писать чуть ниже строки, ведём вверх, касаемся верхней строки, плавно закругляем линию, касаемся строки внизу, доводим элемент до исходной точки.

( Прописывают первую строку чистописания)

(Прописывают вторую строку чистописания)

 

Дети выбирают карточки со словами:

Капуста

морковь

огурец

помидор

 Записывают во второй столбик слова: учитель

 артист

 человек

Объясняют написание орфограмм.

Классифицируют слова в столбиках.

(Это слова - названия предметов. В 1 столбике – слова неодушевлённые, которые отвечают на вопрос что? Во 2 столбике – одушевлённые,  которые отвечают на вопрос кто?)

Изображают на доске кластер:

одушевлённые              неодушевлённые

- Овощи.

 

 - Является словарным, потому что  есть орфограмма  «Безударный гласный  О непроверяемый». И буквосочетание ЩН. Так же есть «Ударный гласный О, проверяемый ударением»: овощной – овощи. 

 Дети предполагают и объясняют причину своего выбора.

(Должны прийти к выводу, что ни в один из столбиков это слово записать нельзя).

 - Не является словом-названием предмета и не отвечает на вопросы  кто? или что?

 

(Скорее всего, дети будут испытывать трудности при ответе на этот вопрос.)

(Вопросы формулируются учащимися и записываются на доске).

-  Что эти слова обозначают?

 - На какие вопросы отвечают?

 - Имеют ли свои названия?

 - Какую роли в нашей речи они играют?

 

- Нет.

(Предположения детей)

- Овощной салат.

- Овощная лавка.

 - Овощное рагу.

- Овощная грядка.

 Приходят к выводу, что это слово помогает описывать предмет. Указывает на его признак.

СЛОВА – НАЗВАНИЯ ПРИЗНАКОВ.

(формулируют сами учащиеся)

 

- Менялась его концовка (дети пока не знакомы с частью слова «окончанием»).

 

Дети задают вопросы и записывают их.

Делают вывод, что в словосочетаниях слова – названия предметов главные. А слова – названия – признаков  зависят от них.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

           

 

 - Да. Существует.

 

Дети проводят стрелку от кластера «Слова – названия предметов» к кластеру «Слова – названия признаков». И с помощью «крестика» указывают, главное слово.

 Учатся устно задавать вопросы от слов-предметов к словам - признакам.

(Читают текст без слов – признаков)

 -О наступлении весны.

(Отвечают на вопросы)

(Обозначают главное слово крестиком)

 - Чтобы от них задавать вопросы к пропущенным словам - признакам.

 

               

(Работа в парах)

( Проверка работ).

Дети приходят к выводу, что текст со словами – признаками несёт больше информации. Он интереснее, разнообразнее, красивее.  Слова-признаки обогащают нашу речь, делают её разнообразнее.

-Солнышко.

Ребята описывают признаки предметов, не называя их.

 - На загадки.

Читают каждый вопрос (который  записывали на доске в начале изучения темы) и дают на него ответы. Используют  схему – кластер и полученные знания.

Пишут на стикерах – лучиках слова – признаки характеризующие урок, приклеивают на доску.

Смайлики наклеивают на доску вокруг солнышка.

Личностные: создание положительного эмоционального настроя.

Регулятивные: умение вырабатывать учебную мотивацию, прогнозировать результаты своей деятельности.

____________________

Познавательные:  совершенствовать каллиграфические навыки;

выявлять сущность, особенности объектов;

 на основе анализа объектов делать выводы;

 обобщать и классифицировать по признакам.

_____________________

Познавательные:

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: 

  умения выказывать своё отношение к мнению товарищей;

 оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё не известно;

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные: 

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от известного с помощью учителя.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

Познавательные:

Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

Познавательные:

Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других; умение высказывать предположения на основе нового знания.

Регулятивные:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Познавательные:

умение выделять главное, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Умение  работать с текстом, таблицей, схемой.

Познавательные:

Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Личностные: 

  умения выказывать своё отношение к мнению товарищей;

 оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

Умение работать индивидуально и в парах.

Познавательные:

Умение строить умозаключения, выделять главное, задавать вопросы.

Регулятивные:

Умение вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: оценивание важности познания нового.

Познавательные:

умение обобщать  и структурировать полученную информацию.

Коммуникативные: умение аргументировать сой ответ.

Личностные: оценивание важности познания нового.

Познавательные:

умение обобщать  и структурировать полученную информацию.

Коммуникативные: умение аргументировать сой ответ.

Регулятивные:

Умение оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

     Использованная литература:

1. Методические рекомендации к учебникам «Русский язык» 1 – 2 класс. Е.В.Бунеева, Л.Ю. Комиссарова М.:Балласс, 2011г.

2. Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева  «Русский язык» 2 класс.  М.: Балласс, 2012

3. http://www.myshared.ru/slide/271503/ Формирование УУД на разных этапах урока.

4.Электронный конструктор урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по теме "Слова - названия признаков"

Дети знакомятся со словами - названиями признаков, повторяют материал предыдущих уроков о словах - названиях предметов и словах - названиях действий....

Урок русского языка во 2 классе «Образование слов-названий признаков с помощью суффиксов»

Данный урок разработан в соответствии с концепцией УМК "Перспективная начальная школа" и ФГОС НОО....

Развитие умения подбирать слова-названия признаков.rar

Урок с использованием ИКТ , работа в парах, применяется  личностно- деятельностный подход в обучении...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Начальная форма слов-названий признаков" (УМК "Перспективная начальная школа"

Урок по теме «Начальная форма слов-названий признаков» проходит в начале второго полугодия второго класса. В первом полугодии учащиеся получили представление о начальной форме слова. В настоящий момен...

Урок русского языка в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа» на тему: "Слова-названия признаков"

Тип урока - "открытие" нового знания, целью которого является осознание и осмысление обучающимися новой информации (слова-названия признаков предмета)....

Конспект урока русского языка "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков".

Конспект урока русского языка по теме "Как  связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков". 2 класс. Школа-2100....

Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100", 2 класс...