Словесное творчество
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Сергеева Ольга Анатольевна

Урок русского языка по теме " Словесное творчество" 1 класс. УМК " Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnoe_tvorchestvo.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 3

Словесное творчество

      Основные задачи: развивать умения выразительного чтения, рассказывания; повышать внимание учащихся к смысловой стороне русской речи; обогащать и уточнять словарь учащихся; воспитывать ответственное отношение к учению.

План урока

      I. Работа над отрывком из стихотворения А. Барто «В школу» (упр. 1) направлена на развитие умений выразительно читать (возможно чтение по ролям как диалог мамы и папы) и рассказывать на основе личных воспоминаний. Поэтому не стоит удовлетворяться односложными ответами детей, а следует побудить их к развернутому высказыванию: «Интересно, а ты не боялся опоздать в школу 1 сентября? Почему? Кто тебя разбудил?»
      
II. Конструктивное упражнение по составлению предложения Петя учится в первом классе направлено на установление порядка слов в предложении.
      
III. Задания и вопросы (упр. 2, 3) способствуют проведению разносторонней работы со словарными словами учитель, ученик. С помощью ответов на вопросы из упражнения 2 раскрываются значения слов.
      Запись этих слов предваряется каллиграфическим упражнением в написании букв 
Уу. Проводится сравнение произношения и написания слов, выясняется, где можно допустить ошибку.
      Составление предложений с этими словами может быть направлено на понимание детьми значения слов 
учит, учиться.
      
— Составьте предложение о том, что делают учитель и ученики на уроке. (Учитель объясняет правило, ученики внимательно слушают и т. п.)
      Содержание предложения, рекомендуемого для каллиграфического списывания 
(Ученик спешит на урок), выступает своеобразным резюме. Для предупреждения механического списывания наряду с орфографическим проговариванием проводится орфографический анализ:
      — Знание каких правил поможет вам не допустить ошибок при списывании? (Правила о заглавной букве в начале предложений, о правописании 
ши, об отдельном написании на как маленького слова — предлога.)
      Логически завершает этот этап урока и вместе с тем придает ему воспитательную направленность сравнение по смыслу слов 
ученики учащийся. Это, с одной стороны, обогащает речь детей словами-синонимами, с другой стороны, выявляет их смысловую разницу (ся — сокращенное слово себя, т. е. учащийся — учащий себя, или, иначе говоря, тот, кто сам старается учиться).
      
IV. Подготовку к выполнению домашнего задания (упр. 4) можно объединить с проверкой предыдущего домашнего задания. Чтобы не нарушать содержательной целостности урока, проверку предыдущего домашнего задания лучше перенести на конец урока, сориентировав тем самым учащихся на требования к выполнению аналогичного домашнего задания. Вначале читается задание к очередному домашнему упражнению (упр. 4), подчеркивается, что похожее задание школьники уже выполняли.
      Дети объясняют смысл записанной дома пословицы 
Из пословицы слова не выкинешь. Учитель обобщает: «Вы знаете, что автором пословиц является русский народ. А кто лучше русского народа может знать его родной язык? Поэтому лучше, чем народ, не скажешь: каждое слово в пословице продумано, отобрано, и, если выкинешь хотя бы одно слово, мысль будет искажена».
      — Давайте проверим, а хорошо ли вы запомнили помещенные на страницах учебника пословицы. Восстановите пословицу, дополнив ее недостающим словом: ... 
слово и кошке любо.
      После того как учащиеся восстановят пословицу, учитель при резерве времени использует ее для комментированного письма.
      
V. Рубрика «Словесное творчество». Обучение родному языку, представленное в художественном произведении Б. Заходера, не только способствует эмоциональному переключению учащихся с серьезного на шутливый лад (что само по себе тоже важно для психологической разгрузки детей), но и пробуждает их интерес к искусству слова, активизирует работу творческого воображения (упр. 3). В этом направлении можно дополнить вопросы учебника следующими:
      — Каким вам представляется «учитель»? А чем пишут «ученики»? (Прямо коготком или кончиком вырванного из хвостика перышка.)
      — В древности люди тоже использовали для письма птичьи перья. Потом их заменили металлическими перышками, которые до сих пор используют в некоторых ручках. Они так и называются перьевыми.
      — А что за «родной язык» изучается в этой школе? (Птичий, воробьиный.) О каких ошибках предупреждает учитель? (Связанных с разницей в произношении и написании.) Над предупреждением подобных ошибок мы тоже постоянно работаем с вами на уроках родного языка.
      Но сейчас мы должны обратить внимание на предупреждение другой ошибки, связанной с разницей в записи стихотворных строчек и в оформлении предложения. Какое предложение нам предлагается списать? (Второе.) Сколькими стихотворными строчками оно записано? (Четырьмя.) С какой буквы написана каждая строчка? (С большой.) А сколько заглавных букв должно быть по правилу оформления предложения? (Одна, в начале предложения.) Учитель предлагает составить графическую схему указанного предложения.
      С целью предупреждения ошибок учащиеся списывают предложение, опираясь на схему.
      
VI. Домашнее задание: упр. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение учащихся к культуре национальной словесности на уроках русского языка.

В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью приобщения новых поколений к исторической памяти народа и  сохранение ...

Развитие у младших школьников словесного творчества «Учимся писать стихи»

Не секрет, что многие современные ребятишки не любят читать стихи. Но зато они любят их сочинять! Так давайте воспользуемся этим, чтобы воспитать из маленького писателя большого читателя! В р...

Тема: Словесное творчество народов мира

Интегрированный урок-отчёт «литературное чтение-английский язык»в 4 «Б» классе2008-2009 учебный годУчитель начальных классов Зайцева Ольга ПетровнаУчитель английского языка Берендеева С.Н....

Развитие словесного творчества младших школьников

Статья посвещена проблеме развития словесного творчества младших школьников. Предметом рассмотрения стали отдельные методики, способствующие развитию письменно - речевых умений обучающихся на основе п...

Логорея (Полифазия, Речевое недержание, Словесная окрошка, Словесный салат)

Логорея (Полифазия, Речевое недержание, Словесная окрошка, Словесный салат)...