Имя собственное
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Сергеева Ольга Анатольевна

Урок русского языка по теме " Имя собственное" 1 класс . УМК " Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sobstvennoe.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 7

Имя собственное

      На изучение темы отводится 4 урока. Учитель может увеличить или сократить число уроков по своему усмотрению.
      Основные задачи: учить различать имена нарицательные (термин не вводится) и имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов; на примерах мотивированных кличек развивать чувство слова; упражнять детей в правописании имен собственных.

План урока

      I. Проверка домашнего задания: проводится стилистический анализ различных строчек из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
      
II. Обсуждение сообщения И. Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы. Ставится вопрос: «Как, почему выбирается та или иная кличка?» (С помощью клички мы выделяем одно животное среди других: подчеркиваем внешние особенности, повадки или выражаем свое отношение (например, отношение к собаке как к другу отражаем в кличке Дружок, а в кличке Верный подчеркиваем верность собаки своему хозяину). Иногда называем четвероногого друга и человеческим именем, чаще всего в краткой, уменьшительно-ласкательной форме, например Тишка (от слова Тихон). И это тоже не случайно: животные — братья наши меньшие. Каждая кличка животного — это его имя собственное.)
      
III. Письменная работа (упр. 1) предваряется примерами кличек, их толкованием: овчарка Гром, пудель Серыш и др. Запись комментируется: «Слово пудель — название породы собаки — пишу со строчной буквы, а кличку Серыш — с заглавной, так как это имя собственное».
      
IV. Составление рассказов (упр. 2) о своих собаках (или каких-то других) начинается в классе, а завершается дома. Устные рассказы носят относительно свободный характер, а для записи предложения в качестве подписи к рисунку дается опора: «Это ...(собака) по кличке ...(Дружок)». Рисунок собаки дети могут сделать дома, подготовив с его помощью устный рассказ, а также подписать рисунок, достроив опору до полного предложения.
      
V. Работа с упражнением 3 проводится по аналогии с упражнением 1, с той только разницей, что дополнительно ставится каллиграфическая задача: правильно написать буквы Ф, ф. Закрепляется образец рассуждения: «Название животного пишу со строчной буквы, а кличку, как имя собственное, пишу с заглавной буквы».
      
VI. Возможно проведение резервного урока развития речи (упр. 4—6).
      Урок лучше начать с работы над словарными словами 
девочка, ребята. К слову ребята следует подобрать слово, близкое по значению.(Дети.) Для запоминания правописания словарных слов, кроме списывания, можно использовать и письмо по памяти.
      Выполнение заданий (упр. 5) 
помогает включить словарные слова в контекст. Ответы на вопросы составляются коллективно, а записываются самостоятельно. (Ребята играют в мяч. Дельфин плавает в море.) При объяснении разницы в написании слова дельфинв одном и в другом тексте (упр. 4) нужно подчеркнуть, что поэт выделяет своего приятеля-дельфина среди других, поэтому превращает название животного в имя собственное с добавлением отчества.
      
VII. В заключение урока делается обобщение: «Какие слова относятся к именам собственным? Как они пишутся?» Дается установка на запоминание сведений о языке («Узелки на память»).

УРОК 8

Имя собственное (продолжение)

      Основные задачи: упражнять в правописании имен собственных; развивать творческую фантазию детей, учить наблюдать за превращением в художественном тексте имен нарицательных в собственные.

План урока

      I. Проверка домашнего задания. Выставка рисунков с подписью, заслушивание рассказов о домашних животных, подчеркивание достоинств каждой работы.
      
II. Выразительное чтение диалога дяди Федора и кота Матроскина из повести Э. Успенского (упр. 1).
      
III. Минутка чистописания: письмо букв, содержащих овал. Учащиеся вспоминают правило переноса слов, если они не помещаются на строке.
      
IV. Выполнение задания для любознательных (упр. 4): слово фамилия происходит от английского слова family, что значит «семья».
      
V. Занимательные задания (упр. 5). Запись названия животного и его «фамилии», указывающей на «родительницу»: теленок Коровкин. Следует обратить внимание, что человек дает клички в основном домашним животным, с которыми он общается, а диким животным придумывает прозвища (чаще всего в сказках).
      
VI. Запись с орфографическим проговариванием словарных слов корова, собака (упр. 6). Придумывание кличек животным можно провести с опорой на контекст, дополнив предложения: У собаки ... хороший нюх. У коровы ... острые рога. Предложения списываются с доски. Повторяются правила списывания. (1. Читаю все предложение и стараюсь запомнить его содержание дословно. 2. Обращаю внимание на трудные места, где можно допустить ошибку. 3. Списываю предложение, диктую себе каждое слово. 4. Проверяю написанное: перечитываю предложение и сравниваю с образцом.)
      
VII. Домашнее задание: упр. 2, повторить словарные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс Русский язык Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных

Предметная область: Русский языкКласс: 1Тема: Имя собственное. Правописание имен собственных Тип урока: ОНЗ...

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Урок русского языка 1 класс. УМК "Школа 21века" Тема: Имена собственные, правописание собственных имен"

Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных. На уроке используется презентация....