Русский язык. «Повторение и обобщение об имени прилагательном» 4 класс
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Яцына Надежда Ивановна

Предмет

Русский язык

Тема урока

«Повторение и обобщение знаний об именах прилагательных»  (III четверть, урок №103)

Творческое название урока

«Путешествие  в зимний лес»

Вид урока

Урок-путешествие  (общеметодологической направленности)

Класс

4

Предметная программа и ее автор

УМК «РИТМ»,  Т. Г. Рамзаева «Русский язык».

Тип урока

Урок систематизации знаний

 (общеметодологической направленности)

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, работа в парах.

Цель

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Воспитательная: формировать экологическую культуру через ответственное отношение к природе и нравственно-патриотических чувств при опоре на природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом.

Основные термины и понятия

 «имя прилагательное», «признак предмета»

Наглядно-демонстрационный материал

- плакат «Имя прилагательное»;

- картины природы зимнего леса;

- иллюстрации зимующих птиц Магаданской области.

Оборудование

Для учителя:

- мультимедийное оборудование: ноутбук, колонки, проектор, экран.

Для обучающихся:

- маршрутные листы;

- карточка с текстом;

- памятки;

- снежинки настроения;

- листы для самооценки;

Интернет-ресурсы

http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos

http://studme.org/44173/literatura/sistema_izucheniya_imeni_prilagatelnogo

https://www.stihi.ru/2010/01/07/7585

https://vkmusic.ru/%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BB%D0%B5%D1%81

http://zdesvsyo.ru/_ph/77/2/234485607.gif

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- систематизировать знания о прилагательном, как части речи;

- формировать умение определять  грамматические признаки  имени прилагательного, владеть нормами русского литературного языка, уметь осознанно употреблять прилагательные в речи;

- устанавливать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного;

- правильно  писать родовые и падежные окончаний имен прилагательных;

- развивать логическое мышление;

- применять знания из разных предметных  областей;

- контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Личностные:

- определять личностный смысл учения;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

- познавательные: получат возможность научиться использовать общие приёмы решения задач: определять часть речи;

- регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий;

- коммуникативные: слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, предлагать помощь и сотрудничество; работать в паре и группе.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017-02-11_urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Педагог года – 2017»

Конспект урока.

Русский язык.

«Повторение и обобщение об имени прилагательном»

4 класс

Арбузова Анастасия Николаевна,

учитель начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Армань»

2017 г.

Предмет

Русский язык

Тема урока

«Повторение и обобщение знаний об именах прилагательных»  (III четверть, урок №103)

Творческое название урока

«Путешествие  в зимний лес»

Вид урока

Урок-путешествие  (общеметодологической направленности)

Класс

4

Предметная программа и ее автор

УМК «РИТМ»,  Т. Г. Рамзаева «Русский язык».

Тип урока

Урок систематизации знаний

 (общеметодологической направленности)

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, работа в парах.

Цель

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Воспитательная: формировать экологическую культуру через ответственное отношение к природе и нравственно-патриотических чувств при опоре на природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом.

Основные термины и понятия

 «имя прилагательное», «признак предмета»

Наглядно-демонстрационный материал

- плакат «Имя прилагательное»;

- картины природы зимнего леса;

- иллюстрации зимующих птиц Магаданской области.

Оборудование

Для учителя:

- мультимедийное оборудование: ноутбук, колонки, проектор, экран.

Для обучающихся:

- маршрутные листы;

- карточка с текстом;

- памятки;

- снежинки настроения;

- листы для самооценки;

Интернет-ресурсы

http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos

http://studme.org/44173/literatura/sistema_izucheniya_imeni_prilagatelnogo

https://www.stihi.ru/2010/01/07/7585

https://vkmusic.ru/%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BB%D0%B5%D1%81

http://zdesvsyo.ru/_ph/77/2/234485607.gif

Планируемые образовательные результаты

Предметные: 

- систематизировать знания о прилагательном, как части речи;

- формировать умение определять  грамматические признаки  имени прилагательного, владеть нормами русского литературного языка, уметь осознанно употреблять прилагательные в речи;

- устанавливать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного;

- правильно  писать родовые и падежные окончаний имен прилагательных;

- развивать логическое мышление;

- применять знания из разных предметных  областей;

- контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Личностные:

- определять личностный смысл учения;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

- познавательные: получат возможность научиться использовать общие приёмы решения задач: определять часть речи;

- регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий;

- коммуникативные: слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, предлагать помощь и сотрудничество; работать в паре и группе.  

Технологическая карта урока:

I. Самоопределение.

(Слайд 1. «Титульный»)

Учитель:

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Николаевна, и сегодня урок русского языка мы проведем вместе.

У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Поднимите снежинку настроения, покажите, с каким настроение вы пришли на урок.

II. Постановка учебной задачи

. (Слайд 2. «Зимний лес»)

Учитель:

 - А урок я бы хотела начать с вопроса: Ребята, кто из вас слышал такое слово –  « экология» (Дети поднимают руки). Если рук много – говорю: Посмотрите, как много ребят слышали это слово, а почему мы его так часто  слышим? (ответы).

Так что такое экология? (ответы). Экология – наука, и она нас учит бережно  относится к окружающему миру, к  земле. А кто знает, каким годом объявлен 2017г. в России? (не ответят, говорю: 2017 год объявлен годом экологии в России).

И поэтому, сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес.

Отправной точкой у нас будет школа, а конечная наша точка – это опушка Добрых дел. Во время пути мы будем слушать голоса птиц, любоваться  красотой зимнего леса и поможем его обитателям, если они об этом попросят.

(Слайд 3. «Стихотворение о зимнем лесе» на фоне лирической музыки).

Учитель:

- Послушайте стихотворение и подумайте, какие слова помогают описать красоту зимнего леса.

(учащийся зачитывает стихотворение):

Зимний лес в объятьях тишины.

Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустальное и ледяное царство.

(Слайд 4. «Стихотворение о зимнем лесе»)

- Обратите внимание, на то, как много красивых слов в этом стихотворении.

- Найдите слова, которые помогают описать красоту зимнего леса?

- Назовите слова, которые обозначают признак предмета? (зимний, серебристым, белоснежном, праздничном, хрустальное, ледяное)  

- На какие вопросы отвечают эти слова? (….)

- А  какая часть речи отвечает на эти вопросы? (Имя прилагательное)

- Сформулируйте, тему урока (Обобщение и повторение знаний об имени прилагательном).

(Слайд 5. «Тема урока»)

На протяжении нескольких недель вы изучали тему «Имя прилагательное».  И она подошла к концу. Предположите, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Да, действительно, сегодня на уроке мы повторим то, что знаем об имени прилагательном. Закрепим умение правильно их писать и употреблять в своей речи.

III. Актуализация знаний по предложенной теме.

Учитель:

- Но прежде, чем мы отправимся в путь, я проверю, готовы ли в к путешествию? давайте вспомним:

  1. Что такое имя прилагательное? (часть речи).
  2. Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета).
  3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное? (какой, какая, какие, какое?)
  4. Чем является в предложении? (второстепенным членом предложения, определением).

- Замечательно!

- Вижу, вы готовы. Отправляемся в путь. Давайте вспомним о правилах поведения в лесу:

            В лесу не нужен шум и гам:

            Нельзя шуметь, галдеть, кричать

            И громко музыку включать.

-   На партах у вас лежат маршрутные листы.

1. Минутка чистописания.

Учитель: 

- Тропинка чистописания.

(Слайд 6. «Следы на снегу»)

- В лесу на снегу можно увидеть следы лесных  обитателей. А у вас  в маршрутных листах прописаны соединения букв. Рассмотрите их. Пропишите их правильно, красиво, соблюдая необходимый интервал (ученики прописывают заданные элементы: ая, яя, ое, ее, ый, ий, ые, ие).

- Назовите, какие соединения букв вы прописали. (…..). По следам на снегу мы можем определить кто их оставил птица или зверь (обратить внимание на слайд со следами), назовите слова с данными окончаниями?

- К какой части речи они относятся? (к имени прилагательному).

Назовите окончания имен прилагательных женского рода…, мужского рода…, среднего рода в ед.ч.  и множ. числа.

Вывод:  Да, ребята, вы сказали правильно. Давайте проверим!

(Слайд 7. «Таблица окончания имён прилагательных»)

2. Работа со словосочетаниями.

Учитель:

- В лесу без проводника нельзя. И вы сейчас определите, кто же нас будет сопровождать, отгадав загадку:

Угадайте, что за птица;

Света белого боится,

Клюв крючком. Ушастая голова. Это …(сова)

(Слайд 8. «Сова»)

         Учитель:

         -  На какой вопрос отвечает слово сова? (кто?)

         - К какой части речи относится? (к существительному).

         -  Что еще мы можем сказать о слове сова, как о части речи? (род, число, падеж, одуш.)

         -  А мы можем описать сову? (да).

         -  А какая часть речи нам в этом поможет? (прилагательное).

(Слайд 9. «Зимующие птицы Магаданской области»)

 - Ребята, а какие еще птицы обитают зимой в лесах Маг. обл.?

- Я вам предлагаю, подарить предмету признак, описать одну  из этих птиц, на ваш выбор, прилагательными, не называя ее.  

- Проверим, что у вас получилось (2-3).

- С какой частью речи дружит  имя прилагательное?

- А как вы понимаете слово дружить?

- А как понять имя прилагательное «дружит с именем существительным»? (Имеют общее род, число и падеж).

ΙV. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

1. Работа с текстом.

Учитель:

- Наше путешествие по зимнему лесу продолжается, и  мы пришли на Поляну предложений. В нашем маршрутном листе найдите задание 2. Прочитайте текст самостоятельно.

- Предложения нам прочитает…(Хорошо читающий ученик читает текст:)

 Заиграло над лесом зимн… солнце. Лучи ярк… света янтарн… блеском зажгли снега. Инеем украсились гибк… ветки берез. Пропищала под кочкой в зимн…  гнезде мышь. Проворн… белочка перемахнула с елов… ветки на соседн… дерево. В поисках добычи пробежала лисица. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгребёшь снег до земли, а там кустики брусники.

Учитель:

- Сейчас вы будете работать с текстом. Нужно вставить пропущенные окончания прилагательных, определить число, род и падеж.

-  Прежде, чем вы приступите к работе, давайте вспомним, как проверить безударные окончания имен прилагательных? (…..)

Индивидуальная работа с текстом

Вставить пропущенные окончания прилагательных, определить число, род и падеж.

Фронтальная работа у доски:

1) Изменить по падежам словосочетание яркого света (поставить ударение).

2) разобрать предложение по членам предложения и укажите части речи

Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь.

3) Выполнить фонетический разбор прилагательного в словосочетании в зимнем лесу

Проверка выполненной работы.

Учитель:

- Прочитайте первое предложение(……) 

- Назовите  словосочетание существительного и прилагательного в котором  вставили окончание. (…..)

- Назовите число, род, падеж. (…..)

- Теперь давайте проверим, как просклоняли словосочетание зимнее солнце.

Вывод:

- Как мы пишем безударные окончания имен прилагательных?

- Проверка задания у доски: разбор по членам предложения.

Вывод:

- Каким членом предложения могут быть имена прилагательные? (второстепенным членом предложения, определением).

- Проверка фонетического задания:

- Кто мне расскажет. Что такое имя прилагательное? (Правило. Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета….)

Учитель:

 - Ребята, вы, наверное, устали. Посмотрите, сова привела нас к охотничьему домику.  Заглянем в него и отдохнем.

Физминутка

Мы входим с вами в зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели вправо, влево

Наклонились и присели

Встали и тихонько сели

V. Развитие речи

 1. Работа в парах на карточках.

Учитель:

- Наше путешествие продолжается, и мы должны преодолеть овраг – Зимнее творчество. Поработайте в парах, помогая друг другу.

- Возьмите карточку зелёного цвета. На ней записан текст. Прочитайте его. Красивый текст?

- Можно ли его сделать более красивым и полным?

- А что нужно  сделать для этого? (дополнить прилагательными)

Пришла_____ зима. Стоят_______ морозы. Земля покрылась______ снегом. Спит_____ лес. Деревья украшены ______узорами инея. В_____ снег спрятались елочки. _______ жители давно приготовились к зиме.

Учитель: проверка (несколько пар зачитывают свои тексты)

-  Молодцы, красивый получился у вас текст!

Вывод:

- Так для чего мы употребляем прилагательные в речи? (чтоб сделать ее более яркой, насыщенной).

2. Беседа о помощи птицам зимой

Звуки «Голоса птиц»

Учитель:

- Ой, а что это за звуки? Что бы они могли означать? Как вы думаете. Что птицы нам хотят сообщить? (слушают)

- Вот мы и добрались до опушки – Добрых дел. Птицы зимой нуждаются в нашей помощи. Они не могут находить под снегом насекомых, ягоды, семена растений и деревьев. Люди могут помочь птицам. А как люди могут помочь птицам? (….)

3. Составление рассказа по опорным словам (домашнее задание).

Учитель:

- Перед вами опорные слова, составьте небольшой рассказ.

- Домашнее задание (записано на доске). Главная цель вашего домашнего задания как можно больше употребить имен прилагательных. По желанию можно нарисовать иллюстрацию к вашему сочинению.

- Вашим домашним заданием будет мини-сочинение на тему «Как помочь птицам зимой?»

- Ребята, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться.

ΙV. Рефлексия.

1. Игра.

 

Учитель:

- Встали, медленно повернулись вокруг себя и глазками посмотрели по сторонам. Найдите карточки с надписью «да» и «нет».

- Я задаю вопрос, если вы согласны со мной двумя руками показываем на слово «да», если не согласны, то показываете «нет».

1) Прилагательное отвечает на вопросы  кто? или что?  - нет

2) Прилагательное обозначает предмет? (нет)

3) Можно ли определить род у прилагательных? (да)

4) Прилагательные множественного числа бывают женского рода? (нет)

5) Прилагательное  изменяется по падежам? (да)

6) Падеж прилагательного определяем по глаголу? (нет)

- Вот мы снова в классе и наш урок подходит к концу. На память о нашем уроке, я дарю вам памятки, которые помогут вам дальше на уроках русского языка.

 

2. Самооценка.

Учитель:

- Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Перед вами лежат оценочные листы, поставьте себе оценку за работу на уроке. А я потом проверю и посмотрю, совпала ли ваша оценка с моей (выполняют).

- Поднимите снежинку настроения, с которой сегодня уйдете с урока

- Благодарю вас за работу. Надеюсь, что наша встреча запомнится вам надолго. Урок окончен.

Как чудесен зимний лес! После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветки. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгребёшь снег до земли, а там кустики брусники и черники

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветви берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: Обобщение об именах существительных 2 класс

Методическая разработкаПрезентацияКарточки индивидуальныеКарточки для учащихся с ЗПР...

Карточки по русскому языку по теме "Падежные окончания имен прилагательных" ( 4 класс)

Предлагаю разрезной материал для работы на уроках русского языка....

Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс.

Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс....

Конспект урока по русскому языку " Повторение и обобщение сведений о частях речи и предложении" Пасхальный урок

Конспект урока по русскому языку " Повторение и обобщение сведений о частях речи и предложении" Пасхальный урок...

Презентация по русскому языку по теме "Обобщение об имени прилагательном".

Презентация по русскому языку "Обобщение об имени прилагательном"....

Урок русского языка "Повторение и обобщение знаний о предложении"

Тема урока: «Повторение и обобщение знаний о предложении»Тип урока: развивающий урок на проблемной основе.Цели:иметь представление о наличии в синтаксических и морфологических единицах, ка...