Тема: «Проверка ОСП по сильной позиции и по словарю».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Хохлова Ольга Олеговна

Цель: - формировать умение проверять орфограммы слабых позиций  по словарю.

Задачи урока:

  • создать содержательные  и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов действий при нахождении в слове слабых позиций, проверки ОСП по словарю;
  • отрабатывать  способ работы с орфографическим словарём, алгоритм действий при списывании слова из орфографического словаря;
  • формировать умение работать в группе, в паре;
  • осуществлять взаимопроверку и самоконтроль;
  • обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.

 

Тип урока: решение частных учебных задач

 

Предполагаемые результаты:

В результате изученной темы дети должны:

·         знать о возможности проверки ОСП по словарю;

·         уметь проверять ОСП по словарю;

·         владеть алгоритмом списывания слов из орфографического словаря;

·         знать написание изученных словарных слов.

 

Оборудование:

Ноутбук, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, листы для работы в группах, маркеры, магниты, заготовки для графического диктанта, оценочные листы,    карточки для групповой работы, словари. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2_klass_2015_proverka_osp_po_slovaryu.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок

Тема: «Проверка ОСП по сильной позиции и по словарю».

Цель: - формировать умение проверять орфограммы слабых позиций  по словарю.

Задачи урока:

  • создать содержательные  и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов действий при нахождении в слове слабых позиций, проверки ОСП по словарю;
  • отрабатывать  способ работы с орфографическим словарём, алгоритм действий при списывании слова из орфографического словаря;
  • формировать умение работать в группе, в паре;
  • осуществлять взаимопроверку и самоконтроль;
  • обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.

Тип урока: решение частных учебных задач

Предполагаемые результаты:

В результате изученной темы дети должны:

  • знать о возможности проверки ОСП по словарю;
  • уметь проверять ОСП по словарю;
  • владеть алгоритмом списывания слов из орфографического словаря;
  • знать написание изученных словарных слов.

Оборудование:

Ноутбук, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, листы для работы в группах, маркеры, магниты, заготовки для графического диктанта, оценочные листы,    карточки для групповой работы, словари.

Ход урока

  1. Создание учебной мотивации

Поприветствуем друг друга. Желаю вам успешной работы на уроке.

  1. Постановка учебной задачи. 

У: Сделайте предположение. Чем мы сегодня будем заниматься?

Д: Будем проверять ОСП по словарю.

У: Тема нашего урока: «Проверка ОСП по словарю».

У: Зачем нужно проверять слабые позиции?

Д: Для того, чтобы не допускать ошибок при записи слов.

  1. Актуализация знаний.

Создание ситуации успеха.

У: Давайте заполним нашу «Лестницу знаний» и вспомним, когда звуки в словах бывают в слабой позиции.

«Лестница знаний» заполняется по мере выполнения заданий.

Работа  в группах

Задание №1 (1группа)

Ученики другого второго класса утверждают, что записали  слова, в которых все гласные звуки в слабой позиции. Проверьте работу!

пальто

удар

пенал

мышь

жизнь

Выберите схему для обозначения  слабой позиции гласных.

Первая ступенька лестницы

Исключение

 [ у ]

   

Задание №2 (2группа)

Определить, почему эти слова, объединили в группу?

Запишите в скобках звук, который работает на конце слова. Дополните группу своим примером.

город- [ ]

сугроб-[ ]

этаж-[ ]

улов-[ ]

Сам Самыч очень обрадовался, что тоже смог определить признак, по которому эти слова собрали в группу. И даже сам дополнил группу  еще одним словом. Оцените его работу.

медведь – [ м, и д в е д ]

Выберите схему для обозначения  слабой позиции согласных.

Вторая ступенька лестницы.

…         .

Задание №3 (3группа)

Разделите слова на две группы. 1 группа согласный  в слабой позиции, 2 группа согласные в сильной позиции.

булавка

обзор

близкий

редкий

красный

зверь

Выберите схему для обозначения  слабой позиции согласных.

Табличку исключений для слабых позиций согласных.

Задание №4 (4группа)

Подчеркнуть все орфограммы в высказывании.

1 человек от группы выполняет задание на компьютере.

ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a66b5-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl2_73_2.swf

Высохла и стала седой редкая трава.

Самопроверка  с экрана.

У: Итак, вы хорошо умеете видеть слабые позиции в словах. А сейчас переходим на следующую ступеньки «Лестницы знаний».

О чем она рассказывает?

Д: О том, что мы умеем проверять ОСП по словарю.

У: А почему я поставила  знак ?

Д: Знаем не все слова.

  1. Решение частных задач

У: Выполняя задания в группах, мы  встречались со словами, написание которых мы проверяли по орфографическому словарю. Какие это слова?

ПАЛЬТО, ПЕНАЛ, ГОРОД, ЭТАЖ

На ваших партах лежат заготовки. Как вы думаете, какое задание я вам сейчас предложу?

Д: Будет графический диктант. Мы покажем, знание словарных слов.

Графический диктант

У: Работать будем с десятью словами.

Ваша задача записать букву, которой обозначим звук в слабой позиции.

Главное  условие-тишина. Если не можете обозначить звук в слабой позиции,           пропускаем слово.

1.Книга, тетрадь в переплете для стихов, рисунков.

2.Кусок ткани, обычно квадратный.

3.Сельская местность, сельское население.

4.Питательное белое сладкое вещество, добываемое из свёклы.

5.Домашнее животное из семейства млекопитающих, к которому относится волк и лисица.

6.Документ, дающий право пользоваться чем-то за плату.

7.Человек, выполняющий какие-либо обязанности в классе.

8.Всеядная птица, серая с чёрным или чёрная, родственница ворона.

9. Зверек из отряда грызунов, безбилетный пассажир.

10. Ребёнок женского пола.

Учитель диктует слова:

1.альбом 2.платок 3.деревня 4.сахар 5.собака 6.билет 7. дежурный 8.ворона

9. заяц 10. девочка

Самопроверка

У: Проверим выполненное задание с доски. Оцените себя, используя оценочную линейку. Критерий-правильность.

У: Кто  справился без ошибок?

Индивидуальное задание

1 человек работает за компьютером

ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a66b2-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl2_71.swf

У: Оцените вашего товарища

У: У вас  на партах орфографические словари. У меня в руках словарь С.И.Ожегова. Посмотрите, какой он толстый. Как же здесь найти слова?

Д: Надо знать секреты.

У: Вспомните секреты словаря, которые мы открыли

Д: Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Это главный секрет.

У: Что нам нужно очень хорошо знать?

Д: Алфавит.

  1. Динамическая пауза

Гимнастика для глаз «У кого лучше зрение и память».

Работу выполняют стоя.

Рассмотрите  плакат в течение минуты.

Затем называем буквы в алфавитном порядке.

Один человек работает у доски.

Цель:

 -правильно назвать букву и найти  её глазами.

Б О Е Ц К Я

Ж И С А Г Ю

Н Д Й Т Х Ь Ш

П У В М Ч Э Ы

З Л Р Ф Ё Ъ Щ

У: Молодцы, алфавит мы повторили.

  1. Решение частных задач

Прежде, чем мы начнем проверять ОСП по словарю, давайте вспомним алгоритм работа с новым словарным словом:

1.Алгоритм работы со словом:

  1. Запиши слово при помощи транскрипции.
  2. Запиши  слово с пропуском ОСП.
  3. Найди слово в словаре.
  4. Подчеркни буквы звуков в слабой позиции.
  5. Прочитай слово орфографически.
  6. Повтори слово орфографически.
  7. Запиши слово без пропусков.
  8. Сравни с записью в словаре. Если есть ошибки, исправь их.

2.Работа в парах

У: Итак, начнём с первого  слова. Отгадайте загадку.  

У: Запишем  слово метро при помощи транскрипции

У: Где   искать слово: до или после слова столица? Почему? До или после слова Родина? До или после слова Москва? О каком секрете словаря нужно помнить?

Д: Если первые буквы в словах одинаковые будем сравнивать вторые. Если и они одинаковые, будем сравнивать третьи.

У: Попробуйте найти это слово. Как будем искать: метро или митро?

Д: Митро. Потому что буква И встречается раньше буквы Е.

У: Найдите слово, укажите его адрес. Далее работаем по алгоритму.

У: Отгадайте загадку.

У: А теперь запишем при помощи транскрипции слово Москва.

У: А знаете ли вы, как можно не прибегая к орфографическому словарю, решить орфографическую задачу? Поможет нам этимологический словарь.

У:  Город Москва  построен на реке Москве, а сама река вытекала из болота, которое называлось «Московская лужа». Места здесь были топкие.

Слово Москва произошло от старославянского слово « моск». Что означает «топкий, вязкий».

Зная это, можно без помощи словаря  записать слово Москва. И таких примеров много в русском языке.

У: Подберите к слову слова-признаки.

Д: Москва - старая, молодая, красивая, шумная, любимая.

У: Запишем, проговаривая.

У: Прочитайте пословицы о Москве.

3.Письмо по памяти. Взаимопроверка.  

Москва - мать городов русских.

Москвой-столицей весь народ гордится.

У: Итак,  продолжаем работу со словами, в которых проверить ОСП можно только по словарю.

4.Работа в группах

У: Перед вами необычный «перекрёсток». Это кроссворд.  Отгадайте загадки и отгадки впишите в кроссворд. Слова нужно вписывать в каждую клеточку по букве. При записи слова пересекутся. Только учтите: слова должны быть записаны правильно! Иначе «перекрёсток»  не получится. Поэтому, когда будете записывать слова, не торопитесь. Здесь есть слова, написание которых мы знаем, а написание некоторых слов проверьте по словарю. Один ученик в группе вписывает одно слово, а остальные помогают и контролируют.

Задания кроссворда.

По горизонтали:

1. Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. 
(Горох)

2. Быть занудой не люблю,
Не строгаю, не пилю,
Я в решеньях очень скор.
Потому, что я –
(Топор)

По вертикали:

3. Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы, 
Сзади – метла. 
(Корова)

4. Сидит на суку, тараторит.
Со всеми птицами спорит.
Всё ей вокруг интересно,
Всем эта птица известна.
Кто это? 
(Сорока)

У: Слово горох для нас новое, запишем его в словарики!

5. Разгадываем ребусы.

У: Последнее слово, которое мы разгадали- работа. Я подобрала близкое по значению слово к слову работа, составила высказывание, используя фразеологизм.

У: Объясните следующие фразеологизмы:

Работать, спустя рукава.

Работать, не покладая рук.

У: Как во фразеологическом словаре объясняется этой фразеологизм?

Д: Зачитывают статьи из фразеологического словаря.

  1. Итоговая рефлексия.

У: Что важного было сегодня на уроке?

Д: Мы учились проверять ОСП  по словарю.

У: Что будем делать завтра?

У: Скажите, я могу на «Лесенке» зачеркнуть вопросительный знак и поставить восклицательный?

Д: Нет. Можно убрать вопросительный знак, но ставить восклицательный ещё рано. Мы будем тренироваться проверять ОСП  по словарю.

У: Кто - нибудь хочет кого-нибудь похвалить?

А сейчас заполним оценочные листы. Оцените себя в умении проверять ОСП по словарю. А затем я оценю вас.

№п/п

Мои умения

Моя оценка

Оценка учителя

1.

Умею находить в словах слабые позиции

2.

Знаю «секреты» словаря

3.

Могу найти слово в орфографическом словаре

4.

Владею алгоритмом действий при списывании слов из словаря.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря

Урок русского языка на тему "Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Бывают ли у согласных звуков слабые и сильные позиции?"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с орфограммами согласных звуков в слабой и сильной позициях.Планируемые результатыПредметные:- знать определения: слабая и сильная позиции согласных звук...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс

В ходе урока дети узнают о слабой и сильной  позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алг...