Образование слов с помощью приставок.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ищенко Галина Николаевна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_novyh_slov_s_pomo_shchyu_pristavok.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Дата 28.11.17

Авторы программы: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Тема: «Образование слов с помощью приставок»

Тип урока: комбинированный

Цель: продолжать изучения семантики приставок; повторить алгоритм отличия приставки от предлога на письме; развивать речь детей при образовании слов посредством приставок

  •  Планируемые результаты:

Предметные УУД: иметь представление об образовании слов с помощью приставки и суффикса; находить слова, образованные с помощью приставки и суффикса и учиться образовывать новые слова;

Метапредметные УУД: 

Познавательные УУД: Сформировать представление об образовании слов с помощью приставки.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; выделять нужную информацию для решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД: Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию; возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам

  • Оборудование: учебник, ПК, презентация, дидактический материал.

                                       


Этапы занятия

Планируемые результаты

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

  1. Организационный момент

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

 Вот книжки на столе, тетрадки

Не хочется играть сегодня в прятки.

 И недосуг дуть на корабль бумажный –

 Сегодня в классе у ребят

 Урок уж больно важный!

- Запись числа и классной работы.

Приветствуют учителя.

Записывают число.

  1. Актуализация знаний

Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Познавательные:

 - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность;

- развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся.

Выборочный диктант

- Запишите слова в два столбика: в первый – слова, в которых есть приставка, во второй – слова без приставки. Обозначьте в них корень и приставку.

Полочка, поляна, поломка, открутить, подносить, начертить, выточить, свет, промах, врун, задорный, запах, зарево, отвертеть, подбить, наследить, вытолкнуть, след, просвет, смех.

- Выполните звукобуквенный разбор слова след (Работа у доски).

След – слово из одного слога

с

[c]

— согл., глух., парн., тв., парн.

л

[л’]

— согл., зв., непарн., мягк., парн.

е

[э]

— гл., ударн.

д

[т]

— согл., глух., парн., тв., парн.


4 б., 4 з.

        

Внимание! блиц – опрос “Вспоминай, быстро хором отвечай!”.

- Без чего не может существовать слово? (без корня)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)

 - Часть слова без окончания это… (основа)

- Окончание изменяет…. (форму слова)

- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)

Пишут диктант, выполняют задание.

Активно участвуют в блиц опросе.

III. Самоопределение к деятельности

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Кто жонглирует мячами

Мы ж попробуем словами.

Я бросаю слово «лью»,

Вы в ответ мне … (разолью, солью, перелью, вылью, долью и т.д.) 

(Ответы детей заносятся на доску)

- Как одним словом можно назвать данные слова?

 - Чем отличаются эти слова? (Значение.)

- С помощью какой части слова вы образовали новые родственные слова?

- В жизни вам это пригодиться?

- Для чего образуют новые слова?

Учащимися определяется тема урока.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока.

«Образование слов с помощью приставок»

IV.        Работа по теме урока

1.        Работа по учебнику

V.        Физкульт-минутка

VI.        Закрепление изученного материала

2.        Выполнение заданий в рабочей тетради

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;

Повторение правила: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Как найти приставку в слове? (Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.)

Упр. 157(с. 96)

Как отличить предлог от приставки?

- Преобразуйте словосочетания в предложения, постарайтесь вставить между предлогом и рядом стоящим словом слово.

Например: Школьный автобус поехал по асфальтированной дороге.

Упр. 158(с. 96)

-Чем отличается значение слов?

- Составьте словосочетания.

Глагол одеть употребляется в словосочетаниях с одушевлёнными существительными и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека (кукла, маннике, скелет), а надеть- только с неодушевлёнными именами существительными.


На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, 
Полотенцем растирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо, влево, наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!

  1. Упр. 98 (с. 62) (Работа в парах)
  2. Запись под диктовку.

Наступила настоящая зима. По льду через реку протянулась дорога. На стёклах мороз нарисовал нарядные узоры. По земле, покрытой глубоким снегом, хорошо ходить по лужам.

- Обозначьте приставки, подчеркните пробел между приставкой и словом.

(Взаимопроверка)

Учащиеся рассказывают правило

Определяют где приставка, а где предлог. Записывают в тетради.

Придумывают предложения со словами одеть, надеть.

VII. Рефлексия

Личностные:

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные:

- умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Предметные:

- различают приставку и предлог на письме.

Работа по карточкам

- Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова. Выделите корень, подчеркните слова с приставками.

 

Двор,  весь заснеженный,  ярко блестит.
Снежная крепость в нем смехом звенит.
Лепит
снежки детвора день - деньской. 
Хвалятся крыши каймой
снеговой
С новой метелкой стоит
снеговик.
Снега излишки увез грузовик. 
К елке готовим
снежинки, фигурки. 
Ставим спектакль мы веселый
Снегурке
Мы не скучаем пока по весне, 
Но вот
подснежники видим во сне.

 

(Взаимопроверка)

Дети выписывают однокоренные слова. Выделяют корень, подчеркивают слова с приставками.

Осуществляют взаимопроверку.

VIII. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Метапредметные

- умение обобщать полученную информацию;

- умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.

- Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового?

Для  ответа  можно  пользоваться  опорными  словами:

узнал, что…

- узнал, какие…

- понял, где…

научился

- находить…,

- составлять…,

- обозначать…

По итогам урока учащиеся выбирают для себя соответствующую формулировку

Упр. 103. (с. 64) в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы.

Определяют достигнутые цели.