Олимпиадные задания по русскому языку. 3 класс
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе.

1. В каком слове пропущена буква Е?

  • А) с…неет
  • Б) гр…бок
  • В) дер…во

2. пр_емник традиций – радиопр_ёмник

  • А) и, и
  • Б) и, е
  • В) е, е
  • Г) е, и

3. Прочитай слово и определи тип склонения этого существительного.
ЛИВЕНЬ

  • А) 1
  • Б) 2
  • В) 3

4. В каком слове пропущена буква Е?

  • А) с…неет
  • Б) гр…бок
  • В) дер…во

5. Прочитай слово и определи тип склонения этого существительного.
МОРКОВЬ

  • А) 1
  • Б) 2
  • В) 3

6. камень пр_ткновения – пр_ткнуться в уголок

  • А) и, е
  • Б) е, и
  • В) и, и
  • Г) е, е

7. Найди словосочетание, в котором допущена орфографическая ошибка:

  • А) рассказ о выставке
  • Б) экскурсия в музее
  • В) домик в деревни
  • Г) стихотворение о сирени

8. Какое слово является родственным (однокоренным) для слова хлеб?

  • А) буханка
  • Б) хлебный
  • В) батон

9. Прочитай слово и определи тип склонения этого существительного.
золото

  • А) 1
  • Б) 2
  • В) 3

10. пр_данье старины глубокой – пр_дать форму шара – пр_дать свою мечту – пр_дать блеск поверхности

  • А) и, е, и, е
  • Б) е, е, и, и
  • В) е, и, е, и
  • Г) и, и, и, е

11. Укажите существительные второго склонения:

  • А) Загадка
  • Б) Кость
  • В) Тополь
  • Г) Дождь

12. Вспомни, что такое основа предложения. Отметь сколько в тексте грамматических основ.

Мама едет на завод.
В класс учительница входит.
И опять звенит звонок.
Начинается урок.

  • А) 2
  • Б) 3
  • В) 4
  • Г) 5

13. Какое из слов является формой слова РЕЧКА?

  • А) река
  • Б) речной
  • В) речушка
  • Г) речкой

14. Какое слово является родственным (однокоренным) для слова хлеб?

  • А) буханка
  • Б) батон
  • В) булка
  • Г) хлебный

15. Укажите, какое слово нужно писать раздельно?

  • А) (при) ехать
  • Б) (при) рода
  • В) (при) морский
  • Г) (при) доме

16. Укажите неправильные написания слов.

  • А) непременное условие
  • Б) примерный студент
  • В) привозмочь усталость
  • Г) премитивный взгляд

17. Дано предложение: На старой берёзе строит гнездо чёрный грач. Выбери ответ, в котором указаны подлежащее и сказуемое этого предложения.

  • А) гнездо строит
  • Б) грач чёрный
  • В) грач строит
  • Г) на берёзе строит

18. Прочитай слово и определи тип склонения этого существительного.
ДОРОГА

  • А) 1
  • Б) 2
  • В) 3

19. Укажите слово с буквой "а" в приставке:

  • А) р…ссказ
  • Б) п…дводный
  • В) …тпить
  • Г) д…писать

20. Найди слово, в котором нет приставки.

  • А) походка
  • Б) побережье
  • В) полёт
  • Г) покой

Ответы к олимпиаде по русскому языку 3 класс

Номер задания

Правильный ответ

1

В

2

Б

3

Б

4

В

5

В

6

Б

7

В

8

Б

9

Б

10

В

11

ВГ

12

В

13

Г

14

Г

15

Г

16

ВГ

17

В

18

А

19

А

20

Г



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку

для учащихся 3-х классов

Вариант №1 (частично с ответами)

1. Отгадай пословицу по двум словам и запиши:

Отмерь - отрежь.

Хлеб — голова.

Ответ: Семь раз отмерь - один раз отрежь. Хлеб всему голова.

2. Запиши как можно больше слов, в которых есть слово «ель».

Ответ: ельник, капель, карамель, щель, мель и т. д.

3. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

Рукой подать —

Выйти из себя —

Повесить нос —

4. Подбери по одному слову к схеме:

5 б, 5 зв. _________

5 б, 4 зв. _________

4 б, 5 зв. __________

5. Поставь ударение в словах:

нулевое решение; воздушная петля; украинская песня; золочёные ложки; кухонный нож; сладкие торты.

6. Исправь ошибки в тексте:

Хорошо поседеть осенем или зимним вечиром на мяхком деване. Приятна взять в руки полестать любимую книгу. На первой страницы текст скаски о залатой рыпки.

7. Зачеркни неверные модели слов:

Учительница, тундристая местность, учувствовать, трусиха, поросиха, художник-зверист, купчиха, впоймала, телятница.

Вариант №2 (частично с ответами)

1. Определи, какие слова в каждой четверке «родственники», а «неродственников» (лишние слова) «высели из гнезда»:

— маленький, малявка, маляр, малыш;

— гроза, грозный, гроздь, грозовой;

— конница, конник, подоконник, конюшня;

— лень, лентяй, лента, ленивец.

2. Замени выражение одним глаголом:

Зарубить на носу — ..........

Чесать языки —  …………

Ответ: запомнить, болтать.

3. Из букв слова «ВТОРОКЛАССНИК» составь 10 существительных.

Ответ: класс, корона, волк, сон, кино, трон, нос, ток, кот, клон, торс, трос, скот, сок и т. д.

4. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: КЕС(...)ЕТ.

Ответ: СОН.

5. Вставь слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: АМ(...)АН.

Ответ: БАР.

5. Вставь пропущенное слово:

ПАРУС (САЖА) САРЖА

АНОНС(...)ОГРЕХ

Ответ: СНЕГ (первая буква пропущенного слова — это последняя буква предшествующего слова; вторая буква пропущенного слова — это вторая буква предшествующего слова; третья буква пропущенного слова — это четвертая буква последующего слова; четвертая буква пропущенного слова — это вторая буква последующего слова).

7. Реши анаграммы и исключи лишнее слово:

САИВЛ; РЕОХ; ШПАУК; ШРАУГ.

Ответ: ПУШКА (все остальные слова означают плоды — слива, орех, груша).

8. Вставь слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок:

ЛЕС (...) ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

Ответ: БОР.

Вариант №3 (частично с ответами)

1. Подбери синонимы к прилагательным:

Тихая езда — ...; тихая ночь — ...; тихий голос — ...; верный друг — ...; верный ответ — ...; крепкая веревка — ...; крепкий чай — ...; крепкий организм — ....

2. Подбери слова, противоположные по смыслу:

Работать —

Весёлый —

Ответ: бездельничать, грустный.

3. В каждом ряду подчеркни слово, которое относится к другой части речи:

Берег, огород, обед, красивый.

Быстрый, медленный, проворный, скорый, город.

Ответ: красивый, город.

4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

5. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.

Кот наплакал — ...;

Бить баклуши — ...;

Спустя рукава — …;

Зарубить на носу — ... .

6. Объясни данные фразеологизмы:

В час по чайной ложке. (Очень медленно и помалу).

С гулькин (с воробьиный) нос. (Очень мало).

Куры не клюют. (Очень много, в избытке).

Как курица лапой. (Неразборчивый почерк).

Курам на смех. (Глупо, бессмысленно).

7. Какие слова так произносятся?

[ ГРУ С' Т' ]; [ Л' Э С' Т' ]

8. Составь слово, если в нем: корень - из слова «моряк»; приставка — из слова «прилететь»; суффикс — из слова «русский»; окончание — из слова «зимний».

Вариант №4 (частично с ответами)

1. Объясни значение слова АХИНЕЯ. (Слово «ахинея» в русском литературном языке значит: «вздор, чепуха, чушь, нелепость, бессмыслица, глупости» (см. Словарь Даля, 1903, 1, с. 78). Часто употребляется в «застывших фразах»: нести ахинею, городить ахинею, пороть ахинею, молоть ахинею, плести ахинею).

2. Расставь ударение в словах: свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

3. Какие слова можно отнести к разным частям речи? Рой, мой, закрой, простой, печь.

Составь с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

4. Разбери слова по составу: свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка.

5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни: снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

____________________________________________________________________

6. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы.

7. Подбери прилагательные к данным существительным:

.... какаду; ... шимпанзе; ... шампунь; ...тюль.

Вариант №5 (без ответов)

1. Определи, какие слова в каждой четверке «родственники», а «неродственников» (лишние слова) «высели из гнезда»:

— маленький, малявка, маляр, малыш;

— гроза, грозный, гроздь, грозовой;

— конница, конник, подоконник, конюшня;

— лень, лентяй, лента, ленивец.

2. Саня написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он ошибку в вычислении?

3. Исключи лишнее слово:

— акула, азбука, актриса, армия, аптека;

— малина, щука, окунь, кит;

— малина, земляника, смородина, яблоко.

4. Реши анаграмму и зачеркни лишнее слово: дмеьдве, нолье, акшко, оиасн.

5. Какими частями речи могут быть следующие слова: ели, соли.

Составь все возможные словосочетания, укажи, какой частью речи являются эти слова в словосочетании.

6. Какая гласная всегда стоит под ударением? Как изменится смысл предложения «Берега заросли», если впереди поставить предлог «у»?

7. Образуй слова, где первой частью будут:

Теле-..., кино-...

8. Из каждого слова каждой строчки возьми по одному слогу (подчеркни его), образуй и запиши новое слово:

Пластинка — картинка — павлин.

Сапоги — парашют — фантазия.

Косари — заморозки — летчик.

Вариант №6 (без ответов)

1. Реши орфографическую задачу, вставляя нужную букву в начале слова. Выдели приставку в слове.

(с,з)дание, (с,з)жать, (с,з)давать, (с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)беречь, (с,з)гиб, (с,з)говориться, (с,з)дешний, (с,здравствуй, не видно ни (з,с)ги, (с,з)бить.

2. Напиши выражение «сухая трава» четырьмя буквами.

Ответ: сено.

3. Из какого произведения эти строки? Кто автор?

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе — на земле

Жил старик в одном селе.

Ответ: Ершов П.П. «Конёк-горбунок».

4. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков:

Группа, линия, судьба, съёжился, ясень, рябина.

Ответ: группа, судьба.

5. Найди в тексте ошибки, исправь их.

Молодой месец ниска весел над лесам. Нежный его свет блистел в дождливых тучях. Пахло мокрай травой. В парке куковала запаздалая кукушка.

Ответ: Молодой месЯц ниЗкО вИсел над лесОм. Нежный его свет блЕстел в дождливых тучАх. Пахло мокрОй травой. В парке куковала запОздалая кукушка.

6. Впиши прилагательные по смыслу:

Выпить ... кофе. Повесить ... тюль. Въехать в ... тоннель. Увидеть ... фламинго. Натереть ... мозоль.

7. Поставь слова во множественном числе.

Трактор — ..., директор — ..., тюль — ..., шофёр — ..., фламинго — ..., инженер — ..., мандарин — ..., апельсин — ....

8. Запиши 10 существительных, употребляемых только во множественном числе.

Вариант №7 (без ответов)

1. Поставь в словах ударение:

Столяр, ремень, форзац, танцовщица, звонит, портфель, свекла, квартал.

2. Подчеркни слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Ель, юла, сеешь, поют, соловьём.

3. Составь словосочетания «прилагательное + существительное» со словами: ... тюль, ... мозоль, .... шампунь, ... туннель.

4. Напиши слова (по возможности) с орфограммами, начиная с одной и той же буквы, постепенно увеличивая слово на одну букву.

http://ped-kopilka.ru/images/18(164).jpg

5. Вставь пропущенные буквы и раскрой скобки: С…дит рыб...лов (на) б...р...гу неторопливой речк.... Жарко. Даже вод...мерки (не) бегают (по) водной глад.... Т...шина.

6. В третьем классе учатся шесть отличников. Их имена зашифрованы в ребусе. Отгадай, как зовут каждого отличника. Сколько из них девочек и мальчиков?

http://ped-kopilka.ru/images/19(149).jpg

7. Методом исключения выбери правильный вариант ответа: Мария машет, Прасковья пашет, Елена ленится, Евгений женится. А Павел?

(А) машет; (Б) пашет; (В) ленится; (Г) женится; (Д) борется.

8. Закончи правильно фразу «Вор подкрался к окну и ...». (А) в лес в нутрь; (Б) влез внутрь; (В) влес внутрь;

(Г) влез в нутрь; (Д) в лез в нутрь.

Источники:

http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/didakticheskie-materialy/olimpiadnye-zadanija-po-ruskomu-jazyku-3-klas.html

http://ped-kopilka.ru/pedagogika/testy/itogovye-testy-po-ruskomu-jazyku-3-klas-s-otvetami.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса

Материал для школьного тура олимпиады по русскому языку 4 класс...

Олимпиадные задания по русскому языку.3 класс

Материал для проведения школьных олимпиад ....