Главные вкладки

    Урок русского язык по развивающей системе Л.В.Занкова в 3 классе на тему "Второстепенный член предложения - дополнение"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Захаренкова Елена Эдуардовна

    Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова разработан в рамках использования технологии системно-деятельностного подхода, проблемного обучения. Направлен на формирование всех видов УУД. Различные виды деятельности учащихся, использование парной и групповой форм работы позволяют активизировать процесс освоения нового знания, сделать процесс его формирования более успешным.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Второстепенный член предложения – дополнение.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

    Цель: познакомить со второстепенным членом предложения – дополнением; его признаками, ролью в предложении.

    Оборудование: Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3 класса.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014.; карточки с ребусом (на пару), мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, магнитная доска, набор карточек с терминами, используемыми на уроке, для составления схемы, конверты с пунктами алгоритма для работы в группах, фломастеры.

    Урок построен на основе технологии проблемного обучения с использованием поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

    Этапы урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний.
    3. Ознакомление с новым материалом.
    4. Первичное закрепление
    5. Систематизация и обобщение знаний.
    6. Итог урока. Рефлексия.

    Ход урока.

    I. Оргмомент.

    -Решите пример в ребусе. Сколько получилось? В школе отметку «пять» ещё называют «отлично». Желаю вам сегодня на уроке отличного настроения и отличной работы!

    -Откройте тетради и запишите число, классная работа.

    II. Актуализация знаний.

    1. Работа с ребусом (в паре).

    - Отгадайте ребус. Какое слово получилось у вас? А у наших гостей?

    2. Работа с понятием «предложение». Составление схемы. (Работа в паре)

    - Давайте расскажем нашим гостям, что знаем о предложении. На обратной стороне листочков запишите одну выбранную вами короткую информацию об этом понятии.

    На доске формируется схема:

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Выражает законченную мысль

    Повествовательное               Восклицательное                     Распространённое

    Вопросительное                   Невосклицательное              Нераспространённое

    Побудительное

    Главные члены                                        Второстепенные члены

    Подлежащее, сказуемое                                ?          ?            ?

    - А можно я дополню информацию? (Учитель пишет три стрелочки под заголовком «второстепенные члены»)

    -Вы догадались, что я хочу этим сказать?

    -Но сегодня на уроке речь пойдёт только об одном второстепенном члене. Понять, как он называется, вам поможет игра.

    Я начну, а вы кончайте,

    Хором дружно дополняйте.

    Вещи, люди и цветы, 
    Носороги и коты, 

    Джинсы, майки и штиблеты
    Называются … ПРЕДМЕТЫ.
    Шубы, шапки и зонты, 
    Гвозди, гайки и винты, 
    Сёла, города , планеты -
    Это тоже всё …ПРЕДМЕТЫ! 
    Ах, какие все слова восхитительные, 
    Называются они …СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ !!!

    - Что вы сейчас делали? (Дополняли) Образуйте от этого слова однокоренное существительное.

    - Какое слово получилось? (Дополнение)

    - Вот вы и произнесли название одного из второстепенных членов предложения.

    - Сформулируйте тему нашего урока.

    -Какова будет наша цель? Что мы можем о нём узнать?

    III. Новый материал.

    1. Работа с предложениями. (Открывается половина доски)

    Тема, урок, мама, ученик.

    - Что общего у этих слов? (Сущ.,  в ед.ч, в И.п., в нач. форме)

    Ребята познакомились.

    -Дополните предложение существительными и запишите в тетрадь. (Индивидуальная работа в тетради)

    - Прочитайте свои предложения.

    - Что вы делали с предложением? (Дополняли)

    - А что произошло с существительными?

    (Они изменили окончания, форму, появились предлоги).

    - Что ещё у них изменилось? (Падеж)

    -Какими членами предложения стали эти слова?

    -Кто догадался, что такое дополнение и может сформулировать правило?

    - Где найдём подтверждение своим выводам?

    2. Работа с рубрикой «Сведения о языке». Учебник, стр. 69.

    -Откройте учебники и самостоятельно прочитайте рубрику «Сведения о языке» (В это время учитель на доске пишет слово «Дополнение»)

    - Давайте запишем новые знания о дополнении в виде схемы. (Фронтальная работа).

    Дополнение

    Второстепенный член предложения

    Выражен существительным

    В косвенном падеже

    -Какая ещё важная информация о дополнении содержится в правиле? Найдите её. (Подсказка на слайде №3:  _  _  _  _ )

    Вопросы косвенных падежей

    Ты безошибочно знаешь уже.

    Если задашь их, без промедления

    Тут же отыщутся дополнения.

    3. Составление порядка действий при определении дополнения. (Работа в группах)

    - Как найти дополнение в предложении? Предлагаю в группах обсудить порядок действий. Представители групп, получите конверты.

    Проверка по слайду №4:

    1. Нахожу главные члены предложения.
    2. Нахожу второстепенный член, выраженный существительным.
    3. Ставлю вопрос к этому существительному от сказуемого или другого второстепенного члена предложения.
    4. По падежному вопросу определяю падеж существительного.
    5. Если существительное стоит в косвенном падеже, то это дополнение.
    6. Подчёркиваю дополнение пунктирной линией.

    IV.Первичное закрепление.

     Самостоятельная работа по вариантам; упр. №393, стр. 68. Слайд №5.

    - Используйте новые знания при выполнении упражнения № 393  на  стр. 68. Запишите номер упражнения в тетрадь.

    -Прочитайте задание а). Будем работать по вариантам: 1 вар. запишет первые три предложения и подчеркнёт в них дополнения, 2 вар. – предложения 4, 5 и 6. Обязательно используйте алгоритм.

    -Прочитайте предложения. Назовите дополнения.

    V. Итог урока. Рефлексия.

    1. Обобщение по теме.

    - И я записала предложение. (Учительница гордится своими (кем?) ____ .

    - Кто мне поможет его дополнить и найдёт дополнение?

    - Как вы думаете, почему я выбрала это предложение? Да, я горжусь вашей работой на уроке. Вы – молодцы.

    -Наш урок подходит к концу. Какая была тема урока?

    - Кто хочет ещё раз рассказать нашим гостям, что же такое дополнение?

    -Мы достигли цели?

    2. Лингвистическая загадка.

    -Мы начали урок ребусом, а закончим лингвистической загадкой:

             Найдите в этих странных записях дополнения. Чтобы предложения обрели смысл, подставьте нужные части речи. Прочитайте получившиеся предложения.

    Слайд №6.

    1. Старик ловил существительным существительное.
    2. Приплыла к местоимению рыбка.

    -Что нового появилось во втором предложении?

    -Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

    VI. Домашнее задание: упр. №396 (а), стр. 69 или карточка (Слайд № 7):

    _________________________________________________________________

    Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.

    Пришла снежная зима. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са. М..хнула гостья крылом. Посыпались сн..жинки. Ребята лепят сн..говика, играют в сн..жки, катаются на санках. 

    _______________________________________________________

    -Выберите домашнее задание. Кто хочет – может выполнить упражнение №396, стр. 69, а кто хочет – может взять карточку на столе.

    -Наш урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок русского языка и технологии "О чём шепчут снежинки?" 2 класс. Система Л.В.Занкова

    Данная презентация поможет учителю провести работу по подготовке к обучающему сочинению "О чём шепчут снежинки?", научить детей вырезать снежинки разных форм из бумаги, организовать работу детей по гр...

    урок литературного чтения "Поэтические секреты" система Л.В.Занкова 3 класс

                  Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова...

    Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

    Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

    Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI век"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"

    Урок русского языка в 3-м классе, образовательная модель "Начальная школа XXI века»Стародубцева Светлана Леонидовна, учитель начальных классовРазделы: Русский язык Тема: «Главные члены предложени...

    Конспект урока по обучению грамоте (УМК системы Л.В.Занкова, 1 класс)

    Конспект урока в 1 классе по УМК развивающего обучения системы Л.В. Занкова...

    Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

    Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму....