Технологическая карта урока обучения грамоте (предметная область Литературное чтение, Система Л.В.Занкова) по теме "Знаки звуков – буквы. Буквы А и У. Рифма"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Захаренкова Елена Эдуардовна

Учитель: Захаренкова Елена Эдуардовна

Предметная область: Обучение грамоте («Азбука», авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец)

Образовательная программа: Развивающая система Занкова

Класс: 1

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Тема урока: Знаки звуков – буквы. Буквы А и У. Рифма.

Цель: познакомить с гласными звуками А и У и соответствующими буквами, сформировать представление о рифме, рифмующихся словах

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: выполнять правила поведения на уроке, осваивать правила сотрудничества с учителем и одноклассниками

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

·        Регулятивные: формулировать с помощью учителя учебную цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия;

·        Познавательные: уметь ориентироваться в системе уже имеющихся знаний, находить и грамотно формулировать ответы на вопросы;

·        Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать собеседника, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебного действия.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: анализ звуков, букв, построение и анализ графических схем слов, поиск необходимой информации при помощи учебника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение грамоте. Буквы А и У.28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Захаренкова Елена Эдуардовна

Предметная область: Обучение грамоте («Азбука», авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец)

Образовательная программа: Развивающая система Занкова

Класс: 1

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Тема урока: Знаки звуков – буквы. Буквы А и У. Рифма.

Цель: познакомить с гласными звуками А и У и соответствующими буквами, сформировать представление о рифме, рифмующихся словах

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: выполнять правила поведения на уроке, осваивать правила сотрудничества с учителем и одноклассниками

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Регулятивные: формулировать с помощью учителя учебную цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия;
  • Познавательные: уметь ориентироваться в системе уже имеющихся знаний, находить и грамотно формулировать ответы на вопросы;
  • Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать собеседника, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебного действия.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: анализ звуков, букв, построение и анализ графических схем слов, поиск необходимой информации при помощи учебника

Основное содержание темы, термины: предмет и слово, звук и буква, их различие, гласные и согласные звуки, их отличие в речи, гласные звуки и соответствующие буквы А и У, рифма, рифмующиеся слова

Оборудование урока: учебник по обучению грамоте «Азбука» (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец), Тетрадь по чтению к «Азбуке» (авторы Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец), картинки с изображением лисы, утки, окна, арки, иглы, очков, материал для моделирования схем слов, запись на доске.

Содержание взаимодействия педагоги и учащихся

п/п

Этапы урока

Формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организация начала урока.

Коллективная,

индивидуальная

Приветствует учащихся, создаёт позитивный настрой:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные :

самоопределение

2.

Речевая разминка.

Коллективная

Организует речевую деятельность учащихся, демонстрирует упражнения для языка.

-Вам нравятся сказки?

- Давайте попробуем рассказать и показать сказку про наш язычок.

Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (рот). В домике было две двери (губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево – нет, посмотрел направо – нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так.

Выполняют упражнения для языка

Регулятивные :

соотнесение действий с учебной задачей, осуществление самоконтроля.

3

Актуализация опорных знаний

Коллективная

Организует коллективную работу на повторение имеющихся знаний по теме, подводит к созданию проблемной ситуации

-Хотите знать, кто сегодня у нас в гостях? Попробуйте отгадать загадку:

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

                 (Лиса)

Демонстрирует картинку с изображением лисицы.

-В каких сказках встречается эта героиня? Какая она?

-Кому она поёт такую песенку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок?

-Давайте поможем лисичке, споём её песенку. Сначала мальчики попробуют спеть, используя только синие буквы, а потом девочки будут петь с помощью красных букв.(Синим показаны согласные, а красным – гласные)

-У кого получилось, а у кого нет? Как вы думаете, почему?

-Расскажите, что вы уже знаете о гласных звуках.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные :

продуктивное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные :

анализ объекта с целью выделения существенных признаков,

осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи

4

Постановка учебной проблемы, целеполагание

Коллективная,

групповая

Организует возникновение затруднения (проблемной ситуации), помогает учащимся сформулировать тему и цель урока.

-Сегодня лисичка поможет нам узнать что-то новое. Хотите посмотреть, что она нам принесла?

Учитель представляет картинки, на которых изображены  утка, окно,  игла, очки.

-Какое задание лисички вы сейчас могли бы выполнить?  

Среди вариантов ответов выбирает моделирование звуковой схемы слов.

-Предлагаю разбиться на группы и каждой группе выложить на партах схему одного слова. Потом сравним наши результаты.

Распределяет слова по группам, организует работу одной из групп у доски со словом «утка».

-Что заметили?

-Как различить слова, если убрать картинки?

-О чём сегодня будем говорить? Для чего нам это будет нужно?

Предлагают задания для одноклассников,

выполняют моделирование звуковых схем,

анализируют схемы,

формулируют тему и цель урока

Коммуникативные:

постановка вопросов,

взаимодействие для выполнения учебной задачи

Познавательные:

формулирование проблемы,

использование знако – символических средств,

выделение при помощи учителя темы

Регулятивные: формулирование цели

5.

Усвоение новых знаний и способов действий

Коллективная,

парная

Организует работу по «Азбуке», стр.12

-Проверьте своё предположение.

-Какие буквы есть на странице «Азбуки»?Почему их по две?

-Какими увидел художник буквы А и У? Почему?

-Проверьте своё предположение в парах, отыскивая в названиях предметов нужные звуки.

-Какие это звуки?

-Как вы думаете, в какую квартиру  на ленте букв нужно поселить А и У?

Читают заголовок вверху страницы.

Рассматривают рисунки.

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют устный звуковой анализ в парах.

Делают выводы.

Коммуникативные:

взаимодействие для выполнения учебной задачи,

поиск ответов на вопросы учителя

Познавательные :

анализ объектов с целью выделения существенных признаков,

осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные:

исследование учебной задачи,

обсуждение предметных способов решения

6.

Физминутка

Коллективная

Организует игру «Ожившие буквы», осуществляет профилактику переутомления

Изображают одну из букв по желанию.

Объединяются в пары или работают индивидуально

Коммуникативные:

взаимодействие для выполнения учебной задачи

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи,

осуществление самоконтроля

7.

Первичная проверка понимания

Индивидуальная,

парная,

коллективная

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону, взаимопроверку.

Работа в тетради по чтению к «Азбуке», стр. 4

Печатают изученные буквы по образцу, отыскивают имена сказочных героев со звуками А,У, печатают недостающие буквы, сравнивают полученные слова в парах, озвучивают полученные результаты.

Познавательные:

уметь добывать новые знания,

работать по образцу,

 находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи,

осуществление самоконтроля

8.

Закрепление знаний и способов действий

Коллективная,

парная,

индивидуальная

Организует индивидуальную работу с зашифрованным рисунком в «Азбуке», стр.13

-Снова лисичка хочет предложить вам задание: определить, какой из принесённых предметов ей больше всего нравится. Он прячется на странице 13 в «Азбуке».

-Что нужно сделать, чтобы расшифровать загадочный рисунок?

-Выполняйте работу самостоятельно, старайтесь, чтобы ваши рисунки получились аккуратными и понравились лисичке.

-Что же у вас получилось?

-Как вы думаете, почему лисичка выбрала именно этот предмет?

-Какое ещё задание здесь есть?

-Но вы сегодня уже строили схему слова «утка». Что ещё можно отметить на этой схеме? Воспользуйтесь знаниями, полученными сегодня на уроке.

-Верно, в этом слове есть буквы, с которыми мы работали сегодня на уроке. -Найдите место этих букв в схеме данного слова и в схемах слева от рисунка, допишите буквы в соответствующие клеточки.

-Как вы думаете, что больше нравится лисичке: предмет или слово?

-В чём различие слов и предметов?

-Кого ещё художник нарисовал вверху странички?

-Что делает этот малыш?

-А вы знаете первые слова, которые говорят такие малыши?

-Кто догадался, почему мы начали изучать буквы именно с букв А и У?

- Лисичка очень хочет порадовать малыша. Посоветуйте, как ей это лучше сделать.

-А ещё можно малышу прочитать весёлую потешку. Давайте это сделаем (стр.13)

-Что вы заметили?

-Поработайте в парах и попробуйте догадаться, почему одни слова подчёркнуты красным цветом, а другие синим.

-К каким выводам вы пришли?

-Такие слова называются рифмующимися.

Рассматривают зашифрованный рисунок в «Азбуке», формулируют и выполняют задание к рисунку.

Анализируют схему слова «утка», выявляют место изученных букв, дописывают изученные буквы в соответствующие клеточки.

Делают выводы в соответствии с вопросами учителя.

Познавательные:

уметь  находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

9.

Обобщение и систематизация знаний.

Коллективная

Организует работу по формированию целостной системы знаний устройства родного языка. Побуждает учащихся к осмыслению различий между звуком и буквой, предметом и словом.

-Вспомните, над какой темой мы сегодня работали?

-В чём отличие звуков и букв?

С какими буквенными знаками мы познакомились более подробно?

-Что вы можете сказать о соответствующих звуках?

Отвечают на вопросы учителя. Обобщают знания, полученные на уроке

Познавательные:

уметь  находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других

Регулятивные:

включение результата в систему имеющихся знаний

10.

Физминутка.

Коллективная

Организует выполнение ритмичных движений под текст потешки.

Выполняют движения вслед за учителем

Коммуникативные:

взаимодействие для выполнения учебной задачи

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи,

осущесвление самоконтроля

11.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Коллективная

-Что понравилось на уроке? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Спасибо за урок

Осуществляют самооценку деятельности на уроке

Коммуникативные:

уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

12.

Домашнее задание

Предлагает ученикам рассказать дома о том, что узнали на уроке, узнать у родителей о своих первых словах, рассмотреть перед зеркалом положение губ при произнесении звуков А и У

Слушают учителя

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письма (интегрированный) (1 класс). Тема: «Знакомство со звуками [л], [л’] и буквой Л, л». УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся о гласных звуках [л], [л’] и способах их графического обозначения с помощью буквы Л, л; навыко...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Т как знак для согласных звуков [т], [т’]» (система Эльконина-Давыдова), (1 класс)

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Т, как знака для согласных звуков [т], [т’]Задачи урока Планируемые результатыДидактические:учить строить графическую мод...

Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России) «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»

Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России)  «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Парные согласные звуки [д] [д*] и [т] [т*] и буквы Д и Т. Сопоставление букв д т в слогах и словах.» (УМК"Школа России", 1 класс)

Цель урока: Формирование знаний о парных согласных звуках [д] [д*] и [т] [т*] и буквах Д и Т, развитие умений сопоставлять слоги и слова с парными по звонкости – глухости согласными буквами д и ...