"Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка 4 класс "Спряжение глаголов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazhenie.docx23.88 КБ
Файл spryazhenie_glagolov_1_urok.pptx843.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Спряжение глаголов»

Цели: 

  • Обучающие: познакомить  с понятием спряжения , формировать умение  изменять глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам, выделять окончания.
  • Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь, положительные качества личности , быть ответственными, организованными. самостоятельными

Формируемые учебные универсальные действия: 

  • Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
  • Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
  • Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методическая цель урока: применение системно-деятельностного подхода при изучении новой темы.

Применяемые технологии: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационная технология, технология критического мышления.

Применяемые методы обучения: демонстрация, чтение,  самооценка, проблемная ситуация.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с заданием,  проектор, ноутбук, интерактивная доска

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Урок русского языка.

                     Начинается урок,

                    Он пойдет ребятам впрок.

                    Постарайтесь все понять

                   Учитесь тайны открывать.

2. Самоопределение к деятельности –  

 У вас на партах лежит  стихотворение,  прочитайте его и скажите кто автор этих строк?

Буря мглою небо кроет,

Вихри  снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем , добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню. Как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

-Кто  автор этого стихотворения?  (А.С.Пушкин –великий русский поэт)

 -Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (грустное)

Какие слова помогли автору передать силу движения вьюги, ее разнообразие действий?   (завоет, заплачет, зашумит, застучит)

- Что это за часть речи ? (глагол)

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (
глагол!)

  3. Повторение знаний о глаголе:

-  Что вы знаете о глаголе?  

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2. Глагол  изменяется по  числам.

 4. Глагол имеет вид совершенный и несовершенный

 5. Глагол имеет 1, 2, 3 лицо

НА ДОСКУ  ПРИКРЕПИТЬ

( По мере того как дети отвечают  на доске  появляется : ГЛАГОЛ – что делать? что сделать? Н.Ф. – число – вид – лицо).

4. Каллиграфическая минутка.

Какой звук в этих  глаголах (завоет, заплачет, зашумит, застучит) встречается чаще других? (з)

Сегодня мы вспомним написание буквы з.

Запишите ____________ , глаголы завоет, заплачет, зашумит, застучит

Разберем эти глаголы по составу.( Проверить  и оцените себя) 1 ученик у доски.

- С одним из глаголов  я составила  предложение  давайте его запишем:

  Застучала под окошком звонкая капель.

-разобрать по членам предложения и синтаксически устно ( Оцените себя)

3.Словарная работа. (Из урока на интерактивной доске)

- записать слова: везде, сверху, снизу(объяснить, определить какая часть речи)

5. Сообщение темы урока

- Приходит весна и приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка вы тоже открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж пополнится новыми сведениями  о глаголе.

- А о чем конкретно мы будем говорить,  вы узнаете, если  прочитаете эту запись на интерактивной доске:

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ

ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ

Вычеркните каждую вторую букву и тогда сможете прочитать тему нашего урока

Ответ: спряжение глаголов.

-Сегодня на уроке  вы познакомитесь со спряжением глаголов. Узнаете, что значит проспрягать глагол.

6.  Изучение  нового  материала.

1) Работа по учебнику Упр.163 (Коллективное выполнение с комментированием. Учащиеся по цепочке называют пропущенные местоимения, определяют их лицо, записывают предложения).

- Как можно определить лицо глагола? ( по местоимению)

- В каком времени употреблены глаголы? (настоящем)

- Выделите окончания и скажите, почему изменились окончания глаголов?

2) Прочитайте  правило стр.80

- Глаголы какого времени имеют форму лица? (настоящего и будущего)

- Что изменяется у глагола при изменении его по лицам? ( его личное окончание)

Физминутка

3) Устная работа по вопросам учебника стр.81 упр.164 (на интерактивной доске)

_ Что называется спряжением глагола?

4) Выполнение упр.65 – Прочитайте задание. Как вы будете действовать?(изменим глаголы по лицам и числам, т.е.проспрягаем)

- 1 ученик у доски, все в тетрадях:  ед.ч                            мн.ч.

                                  1 л. (я) подарю                                    (мы) подарим

                                  2 л. (ты) подаришь                              (вы) подарите

                                  3 л. (он) подарит                                  (они) подарят

- остальные глаголы проспрягать устно и выяснить, глагол «рассказал» не изменяется, прошедшего времени, не изменяются окончания.

7. Закрепление изученного.

- в рабочей тетради стр.____, упр._____.

8. Рефлексия

- Поставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите окончания: __ идёт, __ побежим, __пишу, __делали, __ простят.

- У всех ли глаголов вы смогли определить лицо? (нет) Почему? (прош.вр.)

- На какие вопросы учебника мы сегодня ответили?

- Оцените свою работу на уроке: Я узнал… Я научился… Мне понравилось…

9. Дом. задание: стр.78 упр.161.

Буря мглою небо кроет,

Вихри  снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем , добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню. Как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри  снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем , добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню. Как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри  снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем , добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню. Как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спряжение глаголов. Урок русского языка 4 класс Работу выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 ст.ФАСТОВЕЦКОЙ Батищева Оксана Александровна

Слайд 2

Тринадцатое апреля Классная работа

Слайд 3

Какие слова помогли автору передать разнообразие действий? Завоет Заплачет Зашумит Застучит

Слайд 4

Что вы знаете о глаголе? Часть речи Что делать? Что сделать? Н.ф. Изменяется по числам Имеет вид: совершенный и несовершенный Имеет 1,2,3 лицо

Слайд 5

Минутка чистописания

Слайд 6

Словарь

Слайд 7

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ ГПЛЙАОГУТЛБОЯВ

Слайд 8

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Слайд 9

ОТДОХНЕМ

Слайд 10

Спряжение глаголов - это изменение глаголов по падежам изменение глаголов по числам изменение глаголов по родам и числам изменение глаголов по числам и падежам изменение глаголов по родам и лицам изменение глаголов по числам и лицам

Слайд 11

Поставьте к глаголам местоимения, определите лицо, число, выделите окончания. ___идёт , ___ побежим, ___пишу , __делали , ___ простят

Слайд 12

ТЕСТ 1. Сколько временных форм имеют глаголы? а) 2 б) 3 в) 4 2. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме... а) прошедшего времени; б) настоящего времени; в) будущего времени. 3. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? а) Что делает? что делают? б) Что сделает? что будет делать? в) Что делал? что делали? 4. Выбери глаголы будущего времени. а) пробежала в) прилетит д ) запищат б) воркует г) напишу е) сфотографирует

Слайд 13

ПРОВЕРЯЕМ 1. б) 3; 2. б) настоящее время; 3. в) что делал? Что делали?; 4. в) прилетит; г) напишу; д ) запищат; е) сфотографирует

Слайд 14

ИТОГ УРОКА На какие вопросы учебника мы ответили? Оцените свою работу на уроке: Я узнал… Я научился… Мне понравилось…

Слайд 15

Домашнее задание с. 78 упр. 161

Слайд 16

Молодцы

Слайд 17

1. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной о? а) …втобус, в…сток, б…гаж; б) в…кзал, г…реть, к…стёр; в) м…роз, …ллея, ур…жай. 2. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной а? а) тр…мвай, п…ртрет, м…лина; б) к…стрюля, р…стение, кв…ртира; в) к…пуста, к…рабль, ст…лица. 3. В какой из строчек все слова с непроверяемой гласной и? а) д…ректор, ул…ца, сев…р; б) п…нал, б…лет, уч…ник; в) уж…н, р…сунок, ж…лище.

Слайд 18

ПРОВЕРЯЕМ б) в о кзал, г о реть, к о стер; б) к а стрюля, р а стение, кв а ртира; в) уж и н, р и сунок, ж и лище.

Слайд 19

СПАСТИ Я Ты Он Мы Вы Они спасу спасёшь спасёт спасём спасёте спасут

Слайд 20

ЛЕТЕТЬ Я Ты Он Мы Вы Они лечу летишь летит летим летите летят

Слайд 21

I спряжение II спряжение ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ -У -ЕШЬ -ЕТ ЕМ ЕТЕ УТ -У -ИШЬ -ИТ ИМ ИТЕ ЯТ

Слайд 22

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ШЬ Т М ТЕ -УТ (-ЮТ) ШЬ Т М ТЕ -АТ (-ЯТ)

Слайд 27

1 спряжение 2 спряжение качает пишет клюют ругаются кричит молчат читаешь ворчит балуется говорим поёт грустите верят

Слайд 28

Молодцы

Слайд 29

1)Подбери и запиши к каждой картинке подходящий глагол. 2) Определи тип спряжения.

Слайд 30

Обозначает название предметов Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение

Слайд 31

Обозначает действие предметов Имя прилагательное Глагол Местоимение Имя существительное

Слайд 32

Глагол Обозначает признаки предметов Местоимение Имя прилагательное Имя существительное

Слайд 33

Укажи лишнее слово Подлежащее Глагол Имя существительное Местоимение Предлог Имя прилагательное

Слайд 34

Укажи слова, состоящие: из приставки, корня, суффикса и окончания: Приставка Прибежал Потянет Проверка Посадка Промёрз

Слайд 35

Укажи глаголы 2 спряжения: Следят Наступает Стоишь Долбит Слепит молчишь

Слайд 36

Молодцы

Слайд 37

Спасибо за внимание

Слайд 38

Литература Учебник Т.Г.Рамзаева . 4 класс, в 2-х частях. Москва «Дрофа» 2006 г. О.Н.Крылова, Л.Ю.Самсонова. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т.Г.Рамзаевой для 4 класса. http://i048.radikal.ru/1106/6c/aa957d60d2ad.gif http://s005.radikal.ru/i209/1106/bb/4bc5935306e2.gif http://i041.radikal.ru/1106/71/99fbbfc609e2.jpg http://i056.radikal.ru/1106/87/2c1a6861ab7e.jpg http://s46.radikal.ru/i112/1106/0d/3f2a6654e841.png http://s43.radikal.ru/i100/1106/59/73db58421e28.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...