Урок проектной деятельности по русскому языку во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Пчелинцева Татьяна Викторовна

ОС «Планета знаний»Урок проектной деятельности по русскому языку во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Л.Я Желтовская, О.Б. Калинина «Русский язык» 2  класс.)

Цель: повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в группе; воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интеллектуальные качества.

Оборудование: подборка загадок, карточки – заготовки для записи загадок, макет игрового поля, несколько инструкций к разным дидактическим играм, фломастеры, линейки, карандаши, таблички с названиями творческих групп и с названьями различных учебных пространств на доске, слайд – фильм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pchelintseva_t.v.konspekt_uroka_proektnoy_d._2_klass.docx29.18 КБ
Файл prezentatsiya.pptx451.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пчелинцева Татьяна Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории   МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г.Котовска

ОС «Планета знаний» Урок проектной деятельности по русскому языку во 2 классе «Закрепление  знаний об изученных орфограммах» (авт. Л.Я Желтовская, О.Б. Калинина «Русский язык» 2  класс.)

Цель: повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в группе; воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интеллектуальные качества.

Оборудование: подборка загадок, карточки – заготовки для записи загадок, макет игрового поля, несколько инструкций к разным дидактическим играм, фломастеры, линейки, карандаши, таблички с названиями творческих групп и с названьями различных учебных пространств на доске, слайд – фильм.

Ход урока.

1. Орг момент

 Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс.

- И гостям сказать нам надо?

       -Видеть Вас мы очень рады!

-Как вы отдыхали на перемене в нашей игровой комнате?

Делу время - потехе час говорит народная мудрость.

2. Предпроектный этап - Сегодняшний наш урок посвящен проектной деятельности. (слайд)

Мы закончили изучать  большую тему «Орфограммы в корне слов».

И прежде чем приступить к основной части нашего урока, я должна убедиться что, эту тему вы хорошо усвоили .

- составьте предложение о  том, как вы отдыхали на перемене.

- в предложении, которое вы видите на доске много опасных мест. Если вы сможете их все найти, значит я могу начинать задуманное.

Ребята из нашего класса играют в настольные игры.

Докажите, что это предложение. (Слова связаны между собой по смыслу

Предложение выражает законченную мысль)

Дети зажигают огоньки под опасными местами. Объясняют орфограммы.

- Спишите это предложение.

 Найдите слово, в котором звуков больше чем букв.  Это слово обозначает действие предмета.

-Выйдите к доске по одному человеку из команды. Составьте на доске фонетическую  схему этого слова.

-Те, кто остался за партами запишите транскрипцию   в тетрадь. (слайд) 

- Какие еще орфограммы мы изучили?  (слайд)

(Работа в листе самооценки)

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

Сегодня на нашем уроке мы будем заниматься проектной деятельностью.

Что такое проект? (слайд)

3. Создание проблемной ситуации

-Давайте поиграем в игру «Отгадай орфограмму». Я называю орфограмму, вы называете пример к ней. «Игра с мячиком».

- Нравиться вам играть?

- А можно всегда играть на уроке?

-  Как совместить приятное с полезным? (Играть в учебные игры)

-Я предлагаю вам создать такую игру.

-Скажите, какая цель нашего проекта? (слайд)

Какая цель нашего сегодняшнего урока

ЦЕЛЬ: Создание дидактической игры

-Какие задачи мы будем решать на нашем уроке?

-Создадим проект;

-Развивать орфографическую зоркость;

-Развивать фонематический слух;

-Развивать речь;

-Учиться работать в команде;

-Развивать адекватную самоооценку;

- Какую настольную игру мы сделаем нам подскажет загадка.

Бочку за бочкой тянут из мешочка. (слайд)

- Лото (слайд)

- Как мы его назовем, чтобы оно перекликалось с темой нашего урока?

- Орфографическое лото.

 4. Вхождение в проектную деятельность

- Какие основные этапы проектной деятельности вы помните?                                 (слайд)

О чём будет наш проект? (О родном языке.)                                                                                                                      Я предлагаю обобщить наши знания в этом проекте

5. Подготовительный этап

-  Создание проекта это трудоёмкое дело. Для того, что бы всё успеть вы разделись на группы («изобретатели», «аналитики», «корреспонденты», и каждая группа будет разрабатывать свою часть проекта.

-Этот проект, как и любой другой, должен отвечать определённым требованиям(слайд):  

ТРЕБОВАНИЯ К ДАННОМУ ПРОЕКТУ:

- он является дидактическим пособием;

-помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм;

- интересный и увлекательный;

- работать с ним может сразу несколько человек;

- использовать можно многократно;

- можно определить победителя;

6. Разработка составных частей проекта. (слайд)

 - Каждая группа получает задание от учителя.

1)   Задание «аналитикам» - выработка правил игры.

2)  Задание «изобретателям» - Вспомнить какие орфограммы в корне изучили? Выбрать из предложенных слов, соответствующие заданию.

  Каждая группа «изобретателей» выбирает для себя один вид орфограммы.

3) Задание «корреспондентам» - приготовить вопросы для пресс-конференции

   Из перечня слов выбираются те, где встречается выбранная орфограмма. Выбор обсуждается в группе. Таким образом, на первом этапе каждый член группы поработает исследователем.

Сборка проекта

   После завершения отбора, выбранные слова и приклеиваются на карточки – заготовки. Все ребята в группе исполняют роль «иллюстраторов».

   По завершению работы карточки сортируются по темам:

-безударные гласные в корне

-буквосочетания

-написание слов с предлогами

Звонкие и глухие согласные на конце слова(слайд)

 (Работа в листе самооценки)

7. Испытание проекта.

 «Аналитики» зачитывают правила игры.  

Приложение 1.

Выбираются  «испытатели» из каждой группы и проводится пробная игра в качестве испытания созданного проекта. 

(Работа в листе самооценки)

8.Защита проекта.

Приложение 2.

 Защита проекта проходит в виде пресс – конференции. Корреспонденты задают вопросы о целесообразности созданной игры , а представители каждой группы отвечают на них

9.  Итог урока.

 - Как можете оценить получившийся проект? Давайте обсудим как положительные, так и отрицательные стороны проекта.

 - Какие трудности встретились?

 - Как смогли их преодолеть?

 - Какие рекомендации можно дать для дальнейших уроков проектной деятельности?

Все поставленные задачи выполнили?

(Проверка по слайду)

Оцените свою работу на данном проекте. (Работа в листе самооценки)

Есть еще над чем поработать?

-Прочитайте пословицы на желтом и красном фонах

Дело мастера боится.

Добрый разум не наживают разом

В канвертах у вас 2 полоски. Выберите ту, которая по цвету совпадает с выбранной вами пословицей. Давайте на доске зажжем солнышко. (Дети прикрепляют полоски на доске в виде солнышка.

Всем спасибо за работу.

 

                               Литература

  1. Господникова М. К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе.- В.; «Учитель», 2007.  
  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М. «Вентана – Граф»,2002.
  3. Карпенко М. Т. Сборник загадок. – М. «Просвещение» ,1988.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. «Русский зык», 1999.                                                                                                                                                                            

Приложение 1

Правила игры в орфографическое лото

  • Участникам игры раздаются карточки.
  • Ведущий достаёт из мешка по одной фишке
  • Называет математическое выражение и показывает ее игрокам.
  • Игрок подсчитывает результат на фишке.
  • Тот игрок на чьей карточке находится слово с соответствующим значением выражения, закрывает своей фишкой совпавшее слово.
  • Затем объясняет накрытую фишкой орфограмму.
  • Если ответ верный кладет фишку на игровое поле красной стороной.
  • Если ответ неверный кладет фишку на игровое поле синей стороной.
  • Выигрывает тот, кто первым закрыл  красными фишками лото все слова на карточке.


Вопросы для пресс – конференции

  • Кто может играть в это лото?
  • Зачем нужно орфографическое лото, что оно развивает?
  • Знания по каким предметам необходимы для игры в вашу игру?
  • В вашем лото встречаются все пройденные  вами орфограммы или нет?
  • Лото  по каким предметам вы могли бы еще создать?
  • Что такое предложение?
  • Чем отличаются звук от буквы?

Приложение 2

Оценочный лист деятельности учащихся  

№ п/п

Деятельность учащихся

Цветовой

сигнал

1

Работа с о схемой и транскрипцией

2

Работа в группе

3

Защита проекта

4

Участие в эксперименте

 Лист самооценки группового проекта

Класс_______________________

Группа  __________________________

Оцени работу своей группы.

 Отметь знаком V  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены  группы принимали участие в работе над проектом?

А.  Да, все работали одинаково.

Б.  Нет, работал только один.

В.  Кто – работал больше, а кто – то меньше.

  1. Как вы решали возникающие проблемы?

А. Пытались выяснять все взгляды на проблему, чтобы решить её комплексно.

Б.  Объясняли свою точку зрения, приводили доводы и убеждали.

В.  Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, всё получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

Приложение 3

№1

11

М…ряк

9

х…лмы

5

гр…бы

12

ч…сло

17

сл…ды

13

з…мля

№2

4

свеч…

8

птич(ь)ка

7

щ…ка

18

ч…до

3

дружть

16

проч(ь)но

№3

14

голу(б,п)ь

3

утю(г,к)

9

  рука(в,ф)

7

 сугро(б,п)

3

  эта(ж,ш)

4

 

обу(в,ф)ь

№4

17

 (у)дома

18

  (у)тро

5

(от)сосны

13

(на)катке

3

(без)Бори

8

 (до)бро

6 + 5

6 + 2

9-4

6 + 3

9 + 9

6+7

7 + 10

8 + 6

13-9

13-9

7 + 9

8+6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Закрепление знаний об изученных орфограммах» Урок - проект

Слайд 2

[и г р а й'у т ]

Слайд 3

Изученные орфограммы Гласные после шипящих ( жи , ши , ча , ща , чу, щу ) Мягкий знак показатель мягкости и разделительный ь Сочетания без мягкого знака ( чк , чн , нч , нщ , рщ , сн ) Парная согласная в конце слова Непроверяемая безударная гласная (словарные слова)

Слайд 4

«Проект – это замысел, план.» С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

Слайд 5

Задачи: с оздание дидактической игры; развитие орфографической зоркорсти ; развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие умения работать в команде; развитие адекватной самооценки.

Слайд 6

Бочку за бочкой тянут из мешочка

Слайд 7

Основные этапы проектной деятельности: Обдумывание проекта и составление плана Разработка составных частей проекта Иллюстрирование проекта Сборка Испытание проекта

Слайд 8

Требования к проекту: он является дидактическим (учебным пособием); помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм; интересный и увлекательный; работать с ним может сразу несколько человек; использовать можно многократно;

Слайд 9

Разработка составных частей проекта Работаем исследователями Отбор слов по выбранной орфограмме. Обсуждение в группе. Работаем иллюстраторами Выбранные наклеиваются на карточки – заготовки. Сборка проекта Готовые фишки раскладываются по командам игрового поля. Аналитиками зачитываются правила игры. Работаем испытателями Проверяем нашу игру тренажёр в работе. Оцениваем свою работу

Слайд 10

Вид игрового поля №1 11 М… ряк 9 х… лмы 5 гр …бы 12 ч… сло 17 сл … ды 13 з…мля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС: Повторение и классификация изученных орфограмм

Тип урока: урок обобщение и систематизация изученных орфограмм (урок- практикум)Тема урока: Повторение и классификация изученных орфограммЦель: совершенствование умений находить, классифицировать изуч...

Урок русского языка 3 класс "Закрепление знаний о падежах имен существительных"

Данный урок входит в раздел, изучающий имя существительное как часть речи. Цель данного урока: закрепление понятия "изменение по падежам " (склонение)....

урок русского языка 2 класс "Закрепление изученных орфограмм"

Говорят, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, ...

Карточки по русскому языку 1 класс для отработки правописания изученных орфограмм. ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ.

Вставь подходящие буквосочетания. Запиши и подчеркни сочетания  ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ. Маш...на, круж...ли, печ...ть, кувш...н, ч...чело,ж...раф, ч...сть, мыч...т, морж..., стуч..ть, жемч...ж....

Конспект по русскому языку . Тема: «Закрепление знаний. Правописание изученных орфограмм». 9 класс

Закрепление знаний, учащихся по теме: «Грамматические категорий глаголов»;выявление пробелов в знаниях учащихся по данной теме....