Главные вкладки

    Тема. Правописание сочетаний ча - ща.
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Киселёва Лариса Николаевна

    Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ч’], [щ’] как всегда мягких, развития навыка правописания слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща в сильной позиции (под ударением); способствовать развитию памяти, речи, мышления, воспитанию прилежности, культуры учебного труда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_36.docx18.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Правописание  сочетаний ча - ща.
    Цель:
     создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ч’], [щ’] как всегда мягких, развития навыка правописания слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща в сильной позиции (под ударением); способствовать развитию памяти, речи, мышления, воспитанию прилежности, культуры учебного труда.

    Планируемый результат.

    Предметные: научатся различать только твёрдые и только мягкие согласные звуки, писать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща, жи-ши в сильной позиции (под ударением), определять ударный слог.

    Метапредметные: познавательные - анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные - принимают участие в работе парами, ориентируясь на общепринятые правила сотрудничества.

    Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

    Ход урока.

    I. Организованный момент урока.

    Прежде чем за парту сесть,

    Посмотри, на ней всё есть?

    Учебник, ручка и тетрадь

    В учёбе будут помогать!

    II. Мобилизирующий этап урока.                                  

    - Назовите прыжки зайчика из домика в домик, которые напомнят вам известные правила правописания. Зайчик может прыгать только наискосок.

    - Из домика с буквой Ж в домик с буквой Ш, из него в домик с буквой И.

    Правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

    - Из домика Ч в домик с буквой Щ, из него в домик с буквой У.

    Правило: ЧУ-ЩУ пишу с буквой У.

     - Молодцы. Я думаю эти правила вы будете помнить всегда.

    III. Минутка чистописания.

    - Но чтобы начать работать, надо подготовить наши ручки. Разминаем ручки, произнося  скороговорку.

    Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

    - Поочерёдно ставятся ладони ребром, кулачки трутся друг о друга, захватывает ладонь правой руки пальцы левой, и наоборот.

    - А сейчас положите правильно тетради, возьмите ручки. Запишите число, классная работа.

    Какие буквы будем прописывать, вы узнаете, когда выполните следующие  задания.

    - Назовите противоположные по смыслу слова и найдите в них общее.

                                                                Белый - …чёрный,      

                                                                грязный -…..чистый,

                                                                редко -………часто,

                                                                целое -……….часть.

    - Итак, что общего во всех этих словах?

    - Начинаются  на букву ч. Значит первая буква - ч.

    - Какая буква лишняя? Д, М, П, Щ, Х.                                          

    - Лишняя буква щ. Так как она обозначает всегда мягкий согласный звук.

    - Из каких элементов состоит строчная буква ч?

    - Прямая наклонная линия с закруглением вправо. А на что похож этот элемент?……(на начало 7).

    - Из каких элементов состоит строчная буква щ?

    - Три наклонные прямые с закруглением вправо и маленькая петелька.

    - Теперь пропишите эти буквы в своих тетрадях, соблюдая закономерность.  / ч /// щ / ч ///……

    - Молодцы. Красивые буквы у вас получились.

    IV. Сообщение  темы урока.

    1. Найти слова.

    - В словах найдите спрятанные слова. Запишите новые слова, объясните  их правописание.                                        ЗАКРУЖИЛИСЬ, МАШИНА, БЕЖИТ, ЧАЙКА, КАМЫШИ, ПУШИСТЫЙ.

    (Жили, шина, ежи, чай, мыши, уши).

    - Какое слово лишнее в этом ряду? Почему?

    - Лишнее слово ЧАЙ, т.к. остальные слова на правописание слогов ЖИ-ШИ, а в этом слове другое правило.

    - Какое правило встретилось в слове ЧАЙ?

    - Слоги ЧА, ЩА пиши с гласной буквой А.                                

    - А, может быть вы догадались, какая тема будет на уроке?

    - Молодцы! Сегодня мы работаем над темой «Написание слов с буквосочетаниями ЧА, ЩА». На уроке мы будем писать слова и предложения на изучаемое правило.

    V. Изучение нового материала.

    Жили-были Ча и Ща -

    Очень честные друзья:

    Ча и Ща всем признавались,

    Что только с буквой А писались.

    Девочка Яна к ним в гости пришла,

    Буковку Я с собой принесла.

    Вместо А-Я она написала

    (Правила нашего она не читала).

    Стало грустно вдруг друзьям.

    Почему, понятно вам?

    А Яна двойки получает.

    Почему? – сама не знает.

                                                    А вы, ребята, знаете? (Яна неправильно писала слоги ЧА и ЩА.)

    - Ребята, а что вы знаете про эти буквы?

    - Какие звуки они обозначают? (Эти буквы всегда обозначают мягкие согласные звуки.)

    - Да, ребята, так как они всегда мягкие, то не требуют дополнительного смягчения. Поэтому  они пишутся с буквой А.

    Ча и ща, ча и ща-

    Роща, чаща и свеча,

    Пища, туча, саранча-

    С буквой А и ча, и ща!

    - Повторите правило, которое вам рассказали друзья ча и ща.

    - Вспомните, какие слова повторялись в стихотворении? Объясните их значение.

    - Роща, туча, свеча, чаща, пища, саранча. (Объяснение значения слов с помощью учителя. Запись слов на доске и в тетради).

    - А теперь пора нам отдохнуть и  сделать разминку.

    Физминутка.

    - Я читаю вам слово. Если в нём сочетание ча, то вы  делаете прыжок с хлопком, если ща, то вы приседаете.

    Часы, чайка, чайник, встреча, пища, чаща, туча, добыча, роща.

    VI. Закрепление темы урока.

    1. Составление предложений из слов.

    На доске два столбика слов:                                                         

     Коровы               трещ…т

    Галч…та             мыч…т

    Сороки               пищ…т

    - Ребята, какие буквы пропущены? Какое правило написания надо вспомнить?

    - Подберите слова, подходящие по смыслу  из второго  столбика так, чтобы получились предложения.

    Запишите эти предложения. Но перед этим вспомним правило оформления предложений на письме.

    - Предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставится точка.

    - А сейчас подчеркните слова, которые отвечают на вопрос « Кто?» - одной чертой, а слова, которые отвечают на вопрос «Что делают?» - двумя чертами.

    - А кто знает, как называются эти члены предложения?

    2. Распределение слов на группы по общим признакам.

    Пища, чаща, роща, куча, саранча, туча, дача, гуща, свеча.

    - На какие две группы можно распределить данные слова?

    - Слова с сочетаниями ча - в один столбик, а с сочетаниями ща - в другой.

    - Как пишутся буквосочетания ча - ща.

    VII. Итог урока.

    - Над каким правилом мы сегодня работали?

    Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши,

                                       С буквой А всегда пиши.                                     

    - Какие слова с этим правилом нам встречались? (Роща, туча, саранча, пища, свеча, задача, чай.)

    - А что ещё вы узнали на уроке?

    VIII. Рефлексия. 

    - Если вы считаете, что на уроке вам было интересно и вы всё поняли, то выберете красный цветок.  Если вы испытывали какую-то  трудность в выполнении задания, то выберите синий цветок. Ну, а если вам было очень сложно выполнять задания, то бежевый. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

    Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

    Урок истории по теме «Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»».

    Урок-игра по истории или окружающего мира в 4 классе по теме:«Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»»....

    Урок русского языка в 3-ем классе по теме "Обобщение и систематизация ЗУН по теме "Состав слова"

      Урок русского языка в 3 классе по теме « Обобщение и систематизация ЗУН по теме: состав слова», образовательная программа «Школа 2100».      Цели урока: 1....

    конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».

    Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                         -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

    Тема: Тема: Закрепление по теме «Сложение и вычитание типа 36+2, 36-20, 36-2, 36+20, 24+4, 30 - 4.

    Урок математики «Знатоки против телезрителей» Школа России.  Учебник «Математика», часть 1, М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова. ....

    Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

    Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...