Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:
    Тема. Правописание сочетаний ча - ща.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ч’], [щ’] как всегда мягких, развития навыка правописания слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща в сильной позиции (под ударением); способствовать развитию памяти, речи, мышления, воспитанию прилежности, культуры учебного труда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_36.docx18.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Правописание  сочетаний ча - ща.
    Цель:
     создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ч’], [щ’] как всегда мягких, развития навыка правописания слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща в сильной позиции (под ударением); способствовать развитию памяти, речи, мышления, воспитанию прилежности, культуры учебного труда.

    Планируемый результат.

    Предметные: научатся различать только твёрдые и только мягкие согласные звуки, писать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща, жи-ши в сильной позиции (под ударением), определять ударный слог.

    Метапредметные: познавательные - анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные - принимают участие в работе парами, ориентируясь на общепринятые правила сотрудничества.

    Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

    Ход урока.

    I. Организованный момент урока.

    Прежде чем за парту сесть,

    Посмотри, на ней всё есть?

    Учебник, ручка и тетрадь

    В учёбе будут помогать!

    II. Мобилизирующий этап урока.                                  

    - Назовите прыжки зайчика из домика в домик, которые напомнят вам известные правила правописания. Зайчик может прыгать только наискосок.

    - Из домика с буквой Ж в домик с буквой Ш, из него в домик с буквой И.

    Правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

    - Из домика Ч в домик с буквой Щ, из него в домик с буквой У.

    Правило: ЧУ-ЩУ пишу с буквой У.

     - Молодцы. Я думаю эти правила вы будете помнить всегда.

    III. Минутка чистописания.

    - Но чтобы начать работать, надо подготовить наши ручки. Разминаем ручки, произнося  скороговорку.

    Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

    - Поочерёдно ставятся ладони ребром, кулачки трутся друг о друга, захватывает ладонь правой руки пальцы левой, и наоборот.

    - А сейчас положите правильно тетради, возьмите ручки. Запишите число, классная работа.

    Какие буквы будем прописывать, вы узнаете, когда выполните следующие  задания.

    - Назовите противоположные по смыслу слова и найдите в них общее.

                                                                Белый - …чёрный,      

                                                                грязный -…..чистый,

                                                                редко -………часто,

                                                                целое -……….часть.

    - Итак, что общего во всех этих словах?

    - Начинаются  на букву ч. Значит первая буква - ч.

    - Какая буква лишняя? Д, М, П, Щ, Х.                                          

    - Лишняя буква щ. Так как она обозначает всегда мягкий согласный звук.

    - Из каких элементов состоит строчная буква ч?

    - Прямая наклонная линия с закруглением вправо. А на что похож этот элемент?……(на начало 7).

    - Из каких элементов состоит строчная буква щ?

    - Три наклонные прямые с закруглением вправо и маленькая петелька.

    - Теперь пропишите эти буквы в своих тетрадях, соблюдая закономерность.  / ч /// щ / ч ///……

    - Молодцы. Красивые буквы у вас получились.

    IV. Сообщение  темы урока.

    1. Найти слова.

    - В словах найдите спрятанные слова. Запишите новые слова, объясните  их правописание.                                        ЗАКРУЖИЛИСЬ, МАШИНА, БЕЖИТ, ЧАЙКА, КАМЫШИ, ПУШИСТЫЙ.

    (Жили, шина, ежи, чай, мыши, уши).

    - Какое слово лишнее в этом ряду? Почему?

    - Лишнее слово ЧАЙ, т.к. остальные слова на правописание слогов ЖИ-ШИ, а в этом слове другое правило.

    - Какое правило встретилось в слове ЧАЙ?

    - Слоги ЧА, ЩА пиши с гласной буквой А.                                

    - А, может быть вы догадались, какая тема будет на уроке?

    - Молодцы! Сегодня мы работаем над темой «Написание слов с буквосочетаниями ЧА, ЩА». На уроке мы будем писать слова и предложения на изучаемое правило.

    V. Изучение нового материала.

    Жили-были Ча и Ща -

    Очень честные друзья:

    Ча и Ща всем признавались,

    Что только с буквой А писались.

    Девочка Яна к ним в гости пришла,

    Буковку Я с собой принесла.

    Вместо А-Я она написала

    (Правила нашего она не читала).

    Стало грустно вдруг друзьям.

    Почему, понятно вам?

    А Яна двойки получает.

    Почему? – сама не знает.

                                                    А вы, ребята, знаете? (Яна неправильно писала слоги ЧА и ЩА.)

    - Ребята, а что вы знаете про эти буквы?

    - Какие звуки они обозначают? (Эти буквы всегда обозначают мягкие согласные звуки.)

    - Да, ребята, так как они всегда мягкие, то не требуют дополнительного смягчения. Поэтому  они пишутся с буквой А.

    Ча и ща, ча и ща-

    Роща, чаща и свеча,

    Пища, туча, саранча-

    С буквой А и ча, и ща!

    - Повторите правило, которое вам рассказали друзья ча и ща.

    - Вспомните, какие слова повторялись в стихотворении? Объясните их значение.

    - Роща, туча, свеча, чаща, пища, саранча. (Объяснение значения слов с помощью учителя. Запись слов на доске и в тетради).

    - А теперь пора нам отдохнуть и  сделать разминку.

    Физминутка.

    - Я читаю вам слово. Если в нём сочетание ча, то вы  делаете прыжок с хлопком, если ща, то вы приседаете.

    Часы, чайка, чайник, встреча, пища, чаща, туча, добыча, роща.

    VI. Закрепление темы урока.

    1. Составление предложений из слов.

    На доске два столбика слов:                                                         

     Коровы               трещ…т

    Галч…та             мыч…т

    Сороки               пищ…т

    - Ребята, какие буквы пропущены? Какое правило написания надо вспомнить?

    - Подберите слова, подходящие по смыслу  из второго  столбика так, чтобы получились предложения.

    Запишите эти предложения. Но перед этим вспомним правило оформления предложений на письме.

    - Предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставится точка.

    - А сейчас подчеркните слова, которые отвечают на вопрос « Кто?» - одной чертой, а слова, которые отвечают на вопрос «Что делают?» - двумя чертами.

    - А кто знает, как называются эти члены предложения?

    2. Распределение слов на группы по общим признакам.

    Пища, чаща, роща, куча, саранча, туча, дача, гуща, свеча.

    - На какие две группы можно распределить данные слова?

    - Слова с сочетаниями ча - в один столбик, а с сочетаниями ща - в другой.

    - Как пишутся буквосочетания ча - ща.

    VII. Итог урока.

    - Над каким правилом мы сегодня работали?

    Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши,

                                       С буквой А всегда пиши.                                     

    - Какие слова с этим правилом нам встречались? (Роща, туча, саранча, пища, свеча, задача, чай.)

    - А что ещё вы узнали на уроке?

    VIII. Рефлексия. 

    - Если вы считаете, что на уроке вам было интересно и вы всё поняли, то выберете красный цветок.  Если вы испытывали какую-то  трудность в выполнении задания, то выберите синий цветок. Ну, а если вам было очень сложно выполнять задания, то бежевый. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучение грамоте (письмо) по УМК "ПНШ" Тема: "Правописание ЧА - ЩА"

    Предмет: обучение грамоте (письмо) по УМК «ПНШ».Тема: «Правописание ЧА-ЩА».Класс:1 классУчебно-методическое обеспечение: 1). Лободина М.В. Обучение грамоте. Письмо. Поурочные планы. Волгоград: Учитель...

    Русский язык 2 класс урок по теме "Сочетания ча-ща" образовательная программа 2100

    Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе  по теме "Сочетание ча-ща"...

    Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

    Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия. Цель. Создание условий для з...

    Урок по русскому языку в 1 классе на тему: Словосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши.

    Урок по русскому языку в 1 классе на тему : Словосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши.Цель урока: -закрепить написание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши;-продолжить формирование умения грамотно писать; вид...

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши .Закрепление".

    Конспект урока по русскому яыку на тему: «Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши .Закрепление"....

    Презентация к уроку по теме "Сочетания Ча,ща"

    Игровая, весёлая презентация. На уроке изучения нового материала. Легко и быстро знакомимся с правилами....

    Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧА, ЩА", 2 класс

    Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧА, ЩА",  2 класс (2 варианта). Используя таблицы - задания проверяются очень легко и  позволяют активизировать деятельнос...