Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема. «Род и число имен прилагательных».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Тема. «Род и число имен прилагательных».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель:  актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

Задачи: создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; научить изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; составлять словосочетания с данными прилагательными.

Метапредметные УУД

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные результаты: осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Современные образовательные технологии: проблемно-исследовательская, здоровьесберегающая, ИКТ.

Ресурсное обеспечение: учебник, карточка, компьютер, проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!

- Совсем недавно закончились каникулы. Зима нас еще не радовала снегом.

- Но вы хотели бы построить снежную крепость? Сегодня мы с вами будем строить крепость, но только это будет Крепость знаний. А какая она у нас получиться зависит от ваших стараний. А помогать нам будет ваш ровесник Антон. Слайд 1.Урок русского языка

II. Актуализация знаний.

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если к нам их приложить,

То веселее станут жить.  

- Вы догадались, о какой части речи мы будем сегодня говорить на уроке?

(Об имени прилагательном). Слайд 2. 

– Почему так называется эта часть речи?

– Вспомним, что такое имя прилагательное?

(Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов. Отвечает на вопросыкакой?, какая?, какое?, какие?)

- В самом названии этой части речи уже содержится намёк на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

– С какой частью речи согласуются имена прилагательные? (С именем существительным)

ая яя ое ее ой ый ий

– Догадайтесь, что это за соединения букв? (Окончания имён прилагательных)     Слайд3.

– Запишите сначала сочетания, которые будут писаться после мягкого согласного, а на второй сточке – после твёрдого.

– На что может указывать окончание имени прилагательного?

(На род и число имени прилагательного)Сегодня на уроке мы повторим, ______ как связаны имя существительное и имя пр

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Прочитайте тему урока.  (Род и число имён прилагательных)

– Сегодня мы будем наблюдать, как взаимосвязаны имена прилагательные и имена существительные,

как изменяются имена прилагательные по родам и числам.

– Определите задачи урока, используя опорные слова.  Слайд 4.

– Сегодня на уроке мы повторим, как связаны имя существительное и имя прилагательное, будем отрабатывать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род и число имён прилагательных и их окончания.К… РТОФ…ЛЬ В…ГОН Б…РЁЗА В…КЗАЛ С…М…НА

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.

а) Словарная работа. Слайд 5.

– Посмотрите на картинки. Что это за слова?

(Это слова с непроверяемой безударной гласной) 

– Нам нужно образовать однокоренные прилагательные.

– Какая цель нашей работы?

(Вспомнить с помощью каких частей слова можно образовать имена прилагательные.)м.р., ед. ч. ж.р., ед. ч. ср. р., ед. ч. большой синий красивый род число    

Картофель – картофельный, вагон – вагонный, берёза – берёзовый, семена – семенной, вокзал – привокзальный.

б) Наблюдение над языковым материалом. Слайд 6.

– Ребята, проведём наблюдение. Нам нужно будет заполнить таблицу.

– Что можно сказать о существительных в 1, 2, 3 столбике? (в 1 ст. сущ. – м.р, ед.ч., во 2 ст. – сущ. ж.р., ед. ч., в 3 ст. – сущ. ср. р.,ед. ч.)

– Что можно ещё сказать о существительных первого столбика?

Обратите внимание на орфографию.

(Все существительные с парным согласным в корне слова.)

– Как проверить эту орфограмму?

– Что можно сказать ещё о существительных второго столбика?

(Все существительные с проверяемым безударным гласным в корне слова.)род м.р. ед. ч.  ж.р.ед. ч. ср. р.ед. ч.    большойарбуз синийшарф красивыйсн

– Как проверить эту орфограмму?

– Подставьте имена прилагательные «большой, синий, красивый» к именам существительным.

Нам нужно будет понаблюдать, как согласуются существительные с прилагательными,

как изменяются окончания прилагательных. От чего это зависит? Слайд 7.

– На какой вопрос отвечают прилагательные 1 столбика?– Какие родовые окончания имеют прилагательные м. р., ед. ч. (- ой, -ий, - ый) и т.д. заполняется таблица.

– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными?

( Имена прилагательные согласуются с именами существительными в числе и роде)

Вывод. Признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово может быть в форме мужского, женского, среднего рода.

– Как определить род и число имени прилагательного?

(Род и число имени прилагательного определяется по роду и числу имени существительного)

– Как определить, какое окончание нужно написать в том или ином прилагательном?

(Нужно поставить вопрос. По ударному окончанию вопроса можно проверить окончание прилагательного)физминутка

V. Физкультминутка. Слайд 8.

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

VI. Обобщение и систематизация знаний.

1. Работа по карточкам. Работа с комментированием.

– Прочитайте. Допишите окончания имен прилагательных. Выполняют задание.

Раннее (ср. р.) утро, ранняя (ж. р.) весна, ранний (м. р.) рассвет; синее (ср. р.) небо, синяя (ж. р.) 
река, синий (м. р.) василек; добрый (м. р.) человек, доброе (ср. р.) дело, добрая (ж. р.) услуга; утренняя (ж. р.) роса, утренний (м. р.) туман, утреннее (ср. р.) солнце.

– Какая цель была в нашей работе?

(Научиться определять род им. прилагательного по им. существительного, правильно писать окончания),

2.  Работа по учебнику стр. 7 упр. 8 Слайд 9.

– На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые-ие?

(Имена прилагательные, имеющие окончания -ые-ие, отвечают на вопрос «какие?»)

– В каком числе они употреблены?

(Они употреблены во множественном числе).

– Приведите примеры имен прилагательных в этом числе. Запишите.

(Записываем примеры в таблицу в 5 столбик) 8 Слайд 10.

Большие арбузы, большие кормушки, большие яблоки, синие шарфы, синие звёзды, синие платья.

Какие? Большие, синие, красивые

– Можно ли определить род у прилагательных во множественном числе?

Вывод. Род имён прилагательных можно определить только в единственном числе.

3.  Работа по учебнику стр. 7 упр. 9  Слайд 11.

Прочитайте текст. 

– Определите тему. О чём текст?

(Зимой рядом с кормушками можно увидеть разных птиц)

– Главную мысль текста? Что хотел сказать нам автор?

(Птицы, которых мы можем увидеть, очень красивы. Сделай кормушку и сможешь полюбоваться их красотой) У. с. 7 упр. 9

– Какие птицы прилетели к кормушке?

(Синицы, щеглы, поползни, свиристели, снегири)

– С чем сравнивает Эдуард Шим птиц?

(С живыми цветами, с солнечными зайчиками)

– Как можно озаглавить текст? 

– Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?

– Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных. 

Белhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) снега, косhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) сугробы, живhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) цветы, яснhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) грудки, желтhello_html_7963ac97.png(мн. ч.) грудки, солнечнhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) зайчики, пестрhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) щеглы, голубhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) поползни, коричневhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) свиристели, 
красн
hello_html_7963ac97.png (мн. ч.) маки.Парке, в, подкармливают, дети, зимнем, птиц.  В зимнем парке дети подкармлива

– Проверка по образцу. Слайд 12

4.  Работа с деформированным предложением.

– Составим из слов предложение.

Парке, в, подкармливают, дети, зимнем, птиц. 

Слайд 13

– Разберём предложение по членам.

VII. Рефлексия.

– Составьте словосочетание имени прилагательного с каждым именем существительным, данным в скобках.

Известный (фамилия, писатель, имя, сказки)

Известная фамилия, известный писатель, известное имя, известные сказки.

– Что меняется в имени прилагательном? От чего это зависит?

(Окончание. От рода и числа имени существительного)

– Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе?

Такого вида задание будет вашей домашней работой.

VIII.  Домашнее задание стр. 8 упр. 12.

IХ.  Подведение итогов.

– Что мы сегодня повторили на уроке?

– Как определить род и число имён прилагательных?КРЕПОСТЬ ЗНАНИЙ М О Л О Д Ц Ы !

– Как проверить написание окончания имени прилагательного?

- Крепость знаний построена.

Вы –МОЛОДЦЫ! Слайд 14.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку . 2 класс. ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»

Конспект урока по русскому языку . 2 класс.ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, тема: Общие сведения об имени прилагательном.

Цели:Образовательная: активизировать знания об имени прилагательном как части речи; показать, какую роль в языке выполняют имена прилагательные;Развивающая: развивать умения отличать имена прилагатель...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.Задачи урока:   Обучающие: актуализировать знания, приобретённые при изучении...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.

Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- закрепление у учащихся  знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:- знать значение термина «прилагательное»;- уметь отличать прилагат...