Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:
    Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема. «Род и число имен прилагательных».

    Овсиенко Татьяна Алексеевна

    Создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

    Тема. «Род и число имен прилагательных».

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

    Цель:  актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи.

    Задачи: создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

    Планируемые результаты:

    Предметные: познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; научить изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; составлять словосочетания с данными прилагательными.

    Метапредметные УУД

    Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

    Личностные результаты: осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

    Современные образовательные технологии: проблемно-исследовательская, здоровьесберегающая, ИКТ.

    Ресурсное обеспечение: учебник, карточка, компьютер, проектор.

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    Придумано кем-то
    Просто и мудро
    При встрече здороваться.
    Доброе утро!
    Доброе утро, солнцу и птицам.
    Доброе утро, улыбчивым лицам!

    - Совсем недавно закончились каникулы. Зима нас еще не радовала снегом.

    - Но вы хотели бы построить снежную крепость? Сегодня мы с вами будем строить крепость, но только это будет Крепость знаний. А какая она у нас получиться зависит от ваших стараний. А помогать нам будет ваш ровесник Антон. Слайд 1.Урок русского языка

    II. Актуализация знаний.

    У существительных подчас

    Не жизнь, а просто скука!

    Ни цвета нет у них без нас,

    Ни запаха, ни звука.

    Но если к нам их приложить,

    То веселее станут жить.  

    - Вы догадались, о какой части речи мы будем сегодня говорить на уроке?

    (Об имени прилагательном). Слайд 2. 

    – Почему так называется эта часть речи?

    – Вспомним, что такое имя прилагательное?

    (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов. Отвечает на вопросыкакой?, какая?, какое?, какие?)

    - В самом названии этой части речи уже содержится намёк на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

    – С какой частью речи согласуются имена прилагательные? (С именем существительным)

    ая яя ое ее ой ый ий

    – Догадайтесь, что это за соединения букв? (Окончания имён прилагательных)     Слайд3.

    – Запишите сначала сочетания, которые будут писаться после мягкого согласного, а на второй сточке – после твёрдого.

    – На что может указывать окончание имени прилагательного?

    (На род и число имени прилагательного)Сегодня на уроке мы повторим, ______ как связаны имя существительное и имя пр

    III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    – Прочитайте тему урока.  (Род и число имён прилагательных)

    – Сегодня мы будем наблюдать, как взаимосвязаны имена прилагательные и имена существительные,

    как изменяются имена прилагательные по родам и числам.

    – Определите задачи урока, используя опорные слова.  Слайд 4.

    – Сегодня на уроке мы повторим, как связаны имя существительное и имя прилагательное, будем отрабатывать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род и число имён прилагательных и их окончания.К… РТОФ…ЛЬ В…ГОН Б…РЁЗА В…КЗАЛ С…М…НА

    IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.

    а) Словарная работа. Слайд 5.

    – Посмотрите на картинки. Что это за слова?

    (Это слова с непроверяемой безударной гласной) 

    – Нам нужно образовать однокоренные прилагательные.

    – Какая цель нашей работы?

    (Вспомнить с помощью каких частей слова можно образовать имена прилагательные.)м.р., ед. ч. ж.р., ед. ч. ср. р., ед. ч. большой синий красивый род число    

    Картофель – картофельный, вагон – вагонный, берёза – берёзовый, семена – семенной, вокзал – привокзальный.

    б) Наблюдение над языковым материалом. Слайд 6.

    – Ребята, проведём наблюдение. Нам нужно будет заполнить таблицу.

    – Что можно сказать о существительных в 1, 2, 3 столбике? (в 1 ст. сущ. – м.р, ед.ч., во 2 ст. – сущ. ж.р., ед. ч., в 3 ст. – сущ. ср. р.,ед. ч.)

    – Что можно ещё сказать о существительных первого столбика?

    Обратите внимание на орфографию.

    (Все существительные с парным согласным в корне слова.)

    – Как проверить эту орфограмму?

    – Что можно сказать ещё о существительных второго столбика?

    (Все существительные с проверяемым безударным гласным в корне слова.)род м.р. ед. ч.  ж.р.ед. ч. ср. р.ед. ч.    большойарбуз синийшарф красивыйсн

    – Как проверить эту орфограмму?

    – Подставьте имена прилагательные «большой, синий, красивый» к именам существительным.

    Нам нужно будет понаблюдать, как согласуются существительные с прилагательными,

    как изменяются окончания прилагательных. От чего это зависит? Слайд 7.

    – На какой вопрос отвечают прилагательные 1 столбика?– Какие родовые окончания имеют прилагательные м. р., ед. ч. (- ой, -ий, - ый) и т.д. заполняется таблица.

    – В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными?

    ( Имена прилагательные согласуются с именами существительными в числе и роде)

    Вывод. Признаки рода и числа у имени прилагательного непостоянные, одно слово может быть в форме мужского, женского, среднего рода.

    – Как определить род и число имени прилагательного?

    (Род и число имени прилагательного определяется по роду и числу имени существительного)

    – Как определить, какое окончание нужно написать в том или ином прилагательном?

    (Нужно поставить вопрос. По ударному окончанию вопроса можно проверить окончание прилагательного)физминутка

    V. Физкультминутка. Слайд 8.

    Мы работали отлично.

    Отдохнуть не прочь сейчас

    И зарядка к нам привычно

    На урок приходит в класс.

    VI. Обобщение и систематизация знаний.

    1. Работа по карточкам. Работа с комментированием.

    – Прочитайте. Допишите окончания имен прилагательных. Выполняют задание.

    Раннее (ср. р.) утро, ранняя (ж. р.) весна, ранний (м. р.) рассвет; синее (ср. р.) небо, синяя (ж. р.) 
    река, синий (м. р.) василек; добрый (м. р.) человек, доброе (ср. р.) дело, добрая (ж. р.) услуга; утренняя (ж. р.) роса, утренний (м. р.) туман, утреннее (ср. р.) солнце.

    – Какая цель была в нашей работе?

    (Научиться определять род им. прилагательного по им. существительного, правильно писать окончания),

    2.  Работа по учебнику стр. 7 упр. 8 Слайд 9.

    – На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые-ие?

    (Имена прилагательные, имеющие окончания -ые-ие, отвечают на вопрос «какие?»)

    – В каком числе они употреблены?

    (Они употреблены во множественном числе).

    – Приведите примеры имен прилагательных в этом числе. Запишите.

    (Записываем примеры в таблицу в 5 столбик) 8 Слайд 10.

    Большие арбузы, большие кормушки, большие яблоки, синие шарфы, синие звёзды, синие платья.

    Какие? Большие, синие, красивые

    – Можно ли определить род у прилагательных во множественном числе?

    Вывод. Род имён прилагательных можно определить только в единственном числе.

    3.  Работа по учебнику стр. 7 упр. 9  Слайд 11.

    Прочитайте текст. 

    – Определите тему. О чём текст?

    (Зимой рядом с кормушками можно увидеть разных птиц)

    – Главную мысль текста? Что хотел сказать нам автор?

    (Птицы, которых мы можем увидеть, очень красивы. Сделай кормушку и сможешь полюбоваться их красотой) У. с. 7 упр. 9

    – Какие птицы прилетели к кормушке?

    (Синицы, щеглы, поползни, свиристели, снегири)

    – С чем сравнивает Эдуард Шим птиц?

    (С живыми цветами, с солнечными зайчиками)

    – Как можно озаглавить текст? 

    – Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?

    – Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилагательных. 

    Белhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) снега, косhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) сугробы, живhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) цветы, яснhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) грудки, желтhello_html_7963ac97.png(мн. ч.) грудки, солнечнhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) зайчики, пестрhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) щеглы, голубhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) поползни, коричневhello_html_7963ac97.png (мн. ч.) свиристели, 
    красн
    hello_html_7963ac97.png (мн. ч.) маки.Парке, в, подкармливают, дети, зимнем, птиц.  В зимнем парке дети подкармлива

    – Проверка по образцу. Слайд 12

    4.  Работа с деформированным предложением.

    – Составим из слов предложение.

    Парке, в, подкармливают, дети, зимнем, птиц. 

    Слайд 13

    – Разберём предложение по членам.

    VII. Рефлексия.

    – Составьте словосочетание имени прилагательного с каждым именем существительным, данным в скобках.

    Известный (фамилия, писатель, имя, сказки)

    Известная фамилия, известный писатель, известное имя, известные сказки.

    – Что меняется в имени прилагательном? От чего это зависит?

    (Окончание. От рода и числа имени существительного)

    – Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе?

    Такого вида задание будет вашей домашней работой.

    VIII.  Домашнее задание стр. 8 упр. 12.

    IХ.  Подведение итогов.

    – Что мы сегодня повторили на уроке?

    – Как определить род и число имён прилагательных?КРЕПОСТЬ ЗНАНИЙ М О Л О Д Ц Ы !

    – Как проверить написание окончания имени прилагательного?

    - Крепость знаний построена.

    Вы –МОЛОДЦЫ! Слайд 14.




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема:"Запятая в предложениях с однородными членами.Закрепление."

    Урок-закрепление по теме "Однородные члены предложения". На примере предложений из литературных произведений отрабатывается умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами....

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться.»

    Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться;- повторить изученное о глаголе;- развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;- развивать логическое мы...

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ  ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ...

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

    Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .Планируемые результаты:Личностные:- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неу...

    Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"

    Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи....