Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Число глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мельник Елена Юрьевна

Это седьмой урок по теме "Глагол как часть речи". В технологической карте подробно описано развитие личностных, познавательных и коммуникативных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn._karta_master-klass.docx64.31 КБ
Office presentation icon chislo_glagolov.ppt2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Шаблон технологической карты урока

Предмет____русский язык______3__класс

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе) например 3 урок из 9

Изменение глаголов по числам.

На тему «Глагол как часть речи» отводится 21 урок. Это седьмой урок в теме. Первый по ознакомлению с числом глагола.

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок открытия новых знаний

Индивидуальная, парная, групповая

Цель урока

Задачи урока

Создать условия для развития умения распознавать число глагола, изменять глаголы по числам. Способствовать формированию навыков составлять предложения с согласованием существительного и глагола в одном числе.

Обучающие:

Создать условия для развития умений определять число глагола, определять его значимость.

Развивающие:

Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; анализировать полученную информацию, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к друг другу, эстетический вкус, интерес к предмету; способствовать воспитанию аккуратности и точности при выполнении заданий.

Предполагаемый результат

Предметный результат

Компетенции / УУД

Определяют число глагола, изменяют глаголы по числам.

Умеют распознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Личностные результаты:

Вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного моментов изучения

русского языка.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их;

- анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

- используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения.

Коммуникативные:

- строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- участвуют в диалоге, общей беседе.

Регулятивные:

- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

- выполняют учебные действия в материализованной громкоречевой и умственной форме;

- овладевают способами решения учебной задачи.

Педагогические технологии

Оборудование

Системно-деятельностный подход, дифференцированное обучение.

Учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;

 интерактивная доска, раздаточный материал для работы в парах и группах.

ХОД УРОКА

Прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. 3минуты

Рифмованное начало урока

- Проверяет готовность обучающихся к уроку; создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.

Перемена, перемена,

Можно бегать и играть,

Но нельзя и забывать,

Что, когда звенит звонок,

Он зовет всех на урок.

Нам опаздывать нельзя,

Побыстрее в класс, друзья!

- предлагает выбрать картинку соответствия настроению (смайлики)

 Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе.

Выбирают из предложенных картинок ту, что соответствует настроению на начало урока.

Личностные:

проявляют готовность
к работе на уроке.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других.

Выполняют самооценку готовности к уроку.

Выбирают из предложенных картинок ту, что соответствует настроению на начало урока.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой (классом) и в конце деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 7 минут

- Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

Какую букву мы будем писать на минутке чистописания, вы узнаете, расшифровав запись

А О Г Ы У Г Е Ю Г И Я Г Э

 - Почему букву Г?

- Дайте характеристику звука.

- Оцените свою работу по чистописанию по аккуратности.

- Подчеркните те буквы, которые, по вашему мнению, у вас самые аккуратные и правильные.

Выполняют задание, делают выводы,

отвечают на вопросы учителя;

- Пишем Заглавную и маленькую букву Гг.

- Проходим тему глагол.

- Согласный парный звонкий, парный по твёрдости, мягкости.

- Выполняют самооценку, подчёркивают буквы, оценивают себя в листе самооценки.

Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- устанавливают закономерности, строят рассуждения.

Коммуникативные:

- обосновывают свои суждения;

Личностные:

- оценивают результат своей деятельности.

Самооценка работы

Выполнив  задание, ребенок  оценивает  правильность  его  выполнения. Во  время  проверки  работы  я  либо  соглашаюсь  с  поставленной  оценкой,  обводя  ее  в  кружок, либо  располагаю  кружок  выше  или  ниже  оценки. Это  особенно  важно  для  тех  детей, которые  завышают  или  занижают  самооценку.

Словарная работа

Приём «Я-редактор»

Проблемная ситуация

 - Исправьте ошибки там, где это необходимо. Запишите

Гваздика, ягада, агарод, гарох, сапаги, пагода, снигири.

Взаимопроверка в парах по слайду (Оцените свою работу в листах самооценки)

 -  К какой части речи относятся?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Какие задания можно выполнить с этими словами?

 - Подчеркните имена существительные множественного числа. (сапоги, снегири)

- Составьте нераспространенное предложение, используя любое из этих слов и слова для справок:

улетает, лежит.  

- Что можете сказать об этих словах? (Глаголы)

- Что вызывает затруднение?

- Как можем исправить?

-  От чего это зависит?

Что можем сделать  в данной ситуации?

-выполняют задание, результат сравнивают с листом проверки на слайде, оценивают свою работу.

-Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения.

- Выдвигают варианты.

- Не подходят глаголы.

- Изменить глагол.

Познавательные:

  анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

контроль, коррекция, оценка своих действий.

Личностные:

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.

Работа с листом самооценки.

При оценивании в паре каждый участник является попеременно то учеником, то учителем; ближайшая цель каждого ученика — учить другого всему, что знаешь сам; каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей.

3.        Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 3 минуты

- Проводит подводящий диалог для формулирования учениками целей урока;

- организует деятельность по приему целей учащимися;

- организует рефлексию и самооценку учащихся.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Что мы должны сегодня узнать на уроке?

- Чему будем учиться?

- делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт;

- проговаривают проблему, отделяют знания от незнания, самостоятельно формируют проблему, цель и тему для изучения, предлагают свои действия;

- оценивают себя.

- Изменение глагола по числам.

-  Узнаем, на какие вопросы отвечают глаголы ед. и мн. ч.

2. Научимся различать глаголы ед.и мн.ч.

Познавательные:

Определять последовательность действий для решения учебной задачи;

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные:

- строить устные высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Личностные:

- самоопределение к деятельности;

Самооценка умений формулировать цели урока, составлять план.

Физминутка для глаз

Выполняют движения глазками за предметом на слайде.

Личностные:

развивать личную ответственность за своё здоровье;

4.        Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7 минут.

Исследование в группах.

- предъявляет задание для групповой работы;

- организует деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности;

- организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися;

 - организует ситуацию решения заданий на понимание и применение нового способа действий с проговариванием правила во внешней речи.

- Проведем исследовательскую работу и узнаем, как изменяется глагол по числам и от чего это зависит.

№1

Весна несёт тепло. Скоро на проталинке появится подснежник. На деревьях проклюнутся клейкие листочки.

№2

Пришла весна. По мокрым улицам журчат торопливые ручейки.

№3

Запели жаворонки над полями. Высоко пролетают журавли и гуси. Пришла настоящая весна.

№4

Потемнели дороги. Посинел на реке лёд. Грачи поправляют гнёзда.

 - На какие вопросы отвечают глаголы в ваших предложениях?

- На какие группы можно разделить?

- Какой сделали вывод?

Откроем учебник и проверим, совпало ли наше открытие с правилом учебника. С.109.

- Правильный вывод вы сделали?

- составляют план достижения цели и определяют средства решения проблемной ситуации.

- выполняют задание, работают в группах, готовят ответы на поставленные вопросы,

- выдвигают гипотезы к проблеме, вызвавшей затруднения.

Представляют результат, отвечают на вопросы.

Что делает? Что сделает? Что сделают? Что сделала? Что делают? Что сделали? Что сделал?

- Действие одного предмета.

- Действие нескольких предметов.

- Глаголы изменяются по числам.

Сравнивают свои выводы с текстом в учебнике.

Оценивают своё исследование.    

Познавательные:

анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

Регулятивные:

Отличать новое знание от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения, предположение

Личностные:

 определять правила работы в группах;

 формировать умение соблюдения этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

Познавательные:

-выдвигают гипотезы и обосновывают их

- оценка работа в группе;

- создание продуктов деятельности;

- рефлексия с использованием «Листа самооценки»;

   При групповой работе дети сами не только предлагают способы решения данной задачи, но проявляют инициативу в сфере контроля, оценки процесса и полученного результата. Участие педагога на этом этапе групповой работы ограничивается в основном поощрением и помощью в некоторых операциях контроля, совместно с учеником он оценивает результаты его работы

5.        Реализация построенного проекта 5 минут.

- организует фронтальную работу учащихся;

-организует самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний;

- организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися;

-создаёт условия для реализации построенного проекта;

- контролирует выполнение работы.

- Ну а теперь мы вернемся к нашему затруднению. Теперь вы можете составить предложение?

- Распространите и запишите  получившееся предложение про сапоги в тетрадь.

- В каком числе употребили глагол?

- Запишите предложение про снегиря так, чтобы глагол был в единственном числе.

- От чего зависит число глагола?

- выполняют задание,  отвечают на поставленные вопросы, представляют результат;

- записывают полученные предложения в тетрадь;

- используют приобретенные знания  в новой ситуации - при решении практической задачи.

Вывод: глагол стоит в том же числе, что и существительное,  связанное с ним по смыслу.

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний;

Регулятивные:

 проводят сравнение, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.

Личностные:

проявлять интерес к новому содержанию;

понимать причины успешного выполнения задания.

оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнений

6. Самостоятельная работа  (образцу) 7 минут

- организует  самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий.

Задания по выбору.

1 задание

Упр.190

2 задание

Упр.191

- выбирают задание по силам;

- выполняют задание, оценивают свою работу.

- используют приобретенные знания  при решении практической задачи.

Познавательные:

Анализируют результаты работы, сравнивают с правильным ответом, делают выводы.

Личностные:

Оценивают и редактируют результаты своей работы.

Регулятивные:

планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей;

оценивают качество и уровень усвоения материала;

Фронтальная проверка работы, оценивание в листе самооценки.

7. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). 5 минут

Приём «Да, нет»

«Выбери фразу»

- организует фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата УД

- проводит тест

Тест.

1.Глаголы изменяются по числам.

2. Глаголы единственного числа отвечают на вопросы что делают? что сделают?

3.Глаголы множественного числа обозначают действие одного предмета.

4. Число глагола зависит от числа существительного.

- Давайте вернёмся к целям, поставленным в начале урока (Если дети затрудняются, можно обратиться к учебнику)

- Где можно применить новое знание?

- Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы?

- Над чем ещё надо поработать?

- У кого не было затруднений по новой теме?

- Как различали число глаголов?

-Оцените свою работу на протяжении всего урока.  Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны и поднимите руку.

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё - таки учиться!

- анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала;

- осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат;

- определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Выбирают из предложенных картинок ту, что соответствует настроению на конец урока.

Коммуникативные:

Формируют умение адекватно оценивать свою работу.

Познавательные:

осознать качество и уровень усвоения  и оценить результаты работы.

Регулятивные:

самостоятельно определяют критерии оценивания, дают самооценку.

Личностные:

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Самооценка своей работы на уроке.(лист самооценки)

Оценка эмоционального состояния

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 минуты

- задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание;

- объяснят домашнее задание с элементами выбора и творчества.

Правило стр.109, упражнение по выбору 192 или творческое задание текст о весне (3-4 предложения), обозначить число глагола.

- выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов;

- записывает домашнее задание в дневник.

Личностные:

Осознают свои возможности в учении.

Самооценка своих способностей.

Листы индивидуальных достижений позволяют ученику видеть своё продвижение, формировать навык самоконтроля и самооценки. Учителю позволяют наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию; сделать отметку содержательной и для ученика и для его родителей; сделать оценку работы оптимистичной.

Лист самооценки

Ученика_______________

Вид задания

Отметка

1. Словарная работа

Знаю, умею

Допускаю ошибки

Испытываю трудности  

2. Постановка темы, цели.

Знаю, умею

Допускаю ошибки

Испытываю трудности  

3. Активная работа в группе.

Знаю, умею

Допускаю ошибки

Испытываю трудности  

4. Самостоятельная работа.

Знаю, умею

Допускаю ошибки

Испытываю трудности  

5.Тест

  1.________

  2. ________

  3. ________

  4.

Знаю, умею

Допускаю ошибки

Испытываю трудности  

 Итоговая оценка:            


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Минутка чистописания А О Г Ы У Г Е Ю Г И Я Г Э

Слайд 4

Гваздика, ягада, агарод, гарох, сапаги, пагода, снигири .

Слайд 5

Гв о здика, яг о да, о г о род, г о рох, сап о ги, п о года, сн е гири .

Слайд 6

Сапоги, снегири Улетает, лежит

Слайд 8

1. Узнать , на какие вопросы отвечают глаголы единственного и множественного числа. 2. Научиться различать глаголы единственного и множественного числа.

Слайд 10

1.Прочитать предложение. 2.Выписать глагол. В скобках записать вопрос к глаголу. 3.Определить, сколько предметов выполняют действие. 4.Записать вывод. План работы в группе

Слайд 11

Что делает? Что сделают? Что делают? Что сделали? Что сделала? Что сделает? Что сделал?

Слайд 12

Что делает? Что сделают? Что делают? Что сделали? Что сделала? Что сделает? Что сделал? Действие одного предмета Действие нескольких предметов Единственное число Множественное число

Слайд 13

Сапоги, снегири Улетает, лежит

Слайд 14

Сапоги лежат. Снегири улетают.

Слайд 15

Задание по выбору: Упражнение 190 или Упражнение 191

Слайд 16

1.Глаголы изменяются по числам . 2. Глаголы единственного числа отвечают на вопросы что делают? что сделают? 3.Глаголы множественного числа обозначают действие одного предмета. . 4. Число глагола зависит от числа существительного. . Да - нет

Слайд 17

Проверка: Да Нет Нет Да

Слайд 18

Урок полезен, всё понятно . Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться, Да, трудно всё-таки учиться!

Слайд 19

Домашнее задание: Правило стр. 109, упр.192 или творческое задание: составить текст про весну (3-4 предложения) Обозначить число глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол". 3 класс

Цели: 1)актуализировать знания о глаголе как части речи;            2)расширить представление учащихся о значении глагола...

Технологическая карта урока русского языка «Неопределенная форма глагола» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Неопределенная форма глагола»Цель урока: Воспроизвести знания об обобщенном лексическом значении глагола, его роли в языке.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол" 4 класс

Технологическая карта урока  русского языка по теме: "Глагол" 4 класс. Программа "Нвчальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола".УМК "Перспектива"

Тема урока: «Неопределённая форма глагола».Урок  ознакомления с новым материалом.Цель урока - познакомить детей особенностями глаголов  неопределённой формой....

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Спряжение глаголов брить и стелить"

Технологическая карта урока с видами деятельности учащихся...

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...