Программа спецкурса «Занимательная грамматика» 1-4 класс
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тремба Елена Николаевна

Программа составлена по принципу опережающего обучения и с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал раннему запоминанию, последующему закреплению и углублению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.  В игровой форме идёт запоминание основных правил языка, а чтение и заучивание интересных детских стихов и песен, а также игры обеспечивают высокую эффективность учебной деятельности и вместе с тем способствуют гармоничному развитию личности. Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_zanimatgramm_1-4.docx69.98 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МБУ «Школа № 45»

_________Е.Н.Ошкина

«__»______20___г.

Программа принята

на основании решения

педагогического совета № ___

МБУ «Школа № 45»

От____________________

Программа спецкурса

«Занимательная грамматика»

Программа рассчитана на детей 6,5 -11 лет (1-4 класс)

Автор программы: Тремба Е. Н., учитель

начальных классов МБУ «Школа № 45»

2015г.

г. Тольятти

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Занимательная  грамматика» составлена с учётом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования уделяется особое внимание внеурочной деятельности школьников, поскольку основное ее назначение заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени».

Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и помогают в развитии интереса детей к учебе и творчеству. На занятиях кружка легко вызвать интерес к русскому языку различными занимательными заданиями. Углубленное изучение   младшими школьниками русского языка в занимательной форме соответствует таким основным направлениям деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, способствует разностороннему развитию личности учащегося. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Данная рабочая программа поможет учащимся овладеть навыками  речи, научит избегать грамматических и речевых ошибок. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.

Программа составлена по принципу опережающего обучения и с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал раннему запоминанию, последующему закреплению и углублению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.

Учебный процесс оснащён современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешного запоминания материала.

В игровой форме идёт запоминание основных правил языка, а чтение и заучивание интересных детских стихов и песен, а также игры обеспечивают высокую эффективность учебной деятельности и вместе с тем способствуют гармоничному развитию личности. Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».

Цели и задачи курса «Занимательная грамматика»

      Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
  • расширение, углубление и закрепление знаний по русскому языку,
  • осознание учащимися, что грамматика – не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • углубление знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • развитие  смекалки и сообразительности;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие умения  пользоваться  разнообразными словарями.

Планируемые результаты:

Дети научатся:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы с другими учащимися;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  • пользоваться различными словарями, составлять свои словарики;
  • осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • видеть разницу двух заявленных точек зрения и мотивированно присоединяться к одной из них.
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • формулировать свои вопросы по теме и своё мнение, свои предположение (версии) по заданной теме;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак);
  • отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады, кроссворды;
  • пересказывать прочитанный текст, составлять собственный текст на заданную тему;
  • подбирать пословицы, поговорки, фразеологизмы на заданную тему.
  • работать с разными видами информации,  анализировать и интерпретировать полученную  информацию;
  • владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения; соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

Основные методы и технологии

  • технологии игровой деятельности;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология  разноуровневого обучения;
  • технологии развивающего обучения;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативные технологии.

Виды деятельности

Основной и главной формой учебной деятельности является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.

  •  игровая деятельность;
  •  выполнение занимательных письменных и устных упражнений и заданий.
  • чтение, литературно-художественная деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • прослушивание песен и стихов; пословиц и поговорок, фразеологизмов.
  • разучивание и исполнение песен и стихов;
  • выполнение  упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • разгадывание и самостоятельное составление кроссвордов, шифровок, шарад, ребусов.

Описание места курса  в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

Содержание программы. Тематическое планирование.

1 класс (33ч.)

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

1

Вводное занятие. В стране звуков.

1

Игры «Громко–тихо»,

«Быстро–медленно»,  «Узнай по голосу». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

2

Как появилась речь.

1

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Звуки. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

3

Сказка о звуках

1

Игры «Лето в деревне», «В зоопарке». Задания на развитие логического мышления.

4

Новые знакомства в стране звуков

1

Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Игра “Том и Тим”. Задания на развитие орфографической зоркости.

5

Веселые встречи в городе слов

1

Чудесные превращения слов. Игра «Цепочка слов». Задания на развитие логического мышления.

6

Улица волшебных слов        

1

Слова приветствия, прощания.  Сказка «когда слова теряют свое волшебство». Задания на развитие внимания.

7

Площадь «Угадайка»

1

Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Ребусы.  Шарады.

8

Веселые путаницы

1

Игра «Найди многозначное слово». Ребусы.  Криптограммы. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

9

Веселые путаницы

1

Игра «Найди многозначное слово». Ребусы.  Криптограммы. Задания на развитие внимания.

10

В гости к словам - родственникам  

1

Сказка «Вот так родственники!» Игра «Найди лишнее слово». Шарады.

11

В гости к словам - родственникам  

1

Задания на развитие внимания. Задания на развитие логического мышления. Игра «Найди лишнее слово».

12

В гостях у близнецов

1

Аукцион «Кто больше?». Омонимы. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

13

Проспект Алфавита

1

Буквы старые и новые. Викторина “Кто – кто в алфавите живет?” Задания на развитие логического мышления.

14

Проспект Алфавита

1

Буквы старые и новые. Задания на развитие логического мышления, слуховой  и зрительной памяти.

15

Буквы-двойняшки

1

Сказка «Парные согласные». Игра «Проверь, какая буква». Задания на развитие орфографической зоркости.

16

Хитрые буквы

1

Сказка о буквах е, ё, ю, я. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”. Задания на развитие логического мышления.

17

Буква заблудилась

1

Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Ребусы. Шифрограммы.

18

Буква заблудилась

1

Игра «Спрятавшееся слово». Ребусы. Шифрограммы. Задания на развитие логики.

19

Буквы играют в прятки

1

Игра «Найди непроизносимую согласную». Игра «Почему буква спряталась».  Шифрограммы, шарады.

20

Буквы играют в прятки

1

Игра «Найди непроизносимую согласную». Шифрограммы, шарады. Задания на развитие внимания.

21

Буквы-помощники

1

Сказка «Про Мягкий и Твердый знаки». Сценка «Твёрдый знак». Вопросы-шутки. Загадки.

22

Переулок загадок.

1

Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценировка рассказов. Головоломки.

23

Улица Синонимов

1

Аукцион слов «Кто больше?» Игры «Найди другое слово», «Найди пару». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

24

Улица Антонимов

1

Игра «Угадай-ка!» со словами – антонимами. Игра «Доброе – злое». Иллюстрирование стихотворения. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

25

Карнавал в городе слов

1

Шуточный рассказ о словах-двойниках (омонимах). Слова – омофоны. Игра «Маска, кто ты?" Задания на развитие внимания.

26

Перекресток ударений

1

Сказка «Добрый волшебник-ударение». Омографы. Игра «Угадай слово по лексическому значению». Шифрограммы. Ребусы.

27

Рисуем звуками

1

Слова-художники. Игра «Диктор» (описание картин известных художников о природе). Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

28

Новостройки в городе слов

1

Сказка «Из чего строятся слова?»  Игра « Рисуем части слова». Игра «Построй новое слово».

29

Новостройки в городе слов

1

Игра « Рисуем части слова». Игра «Построй новое слово». Задания на развитие логического мышления, слуховой  и зрительной памяти.

30

Река  устаревших слов

1

Игра «Угадай значение». Иллюстрирование стихотворения. Задания на развитие логического мышления.

31

Набережная Крылатых слов

1

Рассказ «Откуда у слов крылья?» Фразеологизмы. Ребусы.  Шифрограммы.  

32

Проспект Словарей

1

Словари – сокровищница языка. Игра «Найди быстрее всех». Задания на развитие логического мышления.

33

Викторина «Словознайка»

1

Викторина по изученным темам.

ИТОГО:

33ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса.

Обучающиеся должны знать:

  • Сказки и легенды о возникновения речи, языка;
  • Стихи и песенки о звуках и буквах;
  • Какие слова называются крылатыми, устаревшими, омонимами, омоформами.
  • Способы построения новых слов.

Обучающиеся должны уметь:

  • Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады, кроссворды;
  • Формулировать своё мнение, свои предположение (версии) по заданной теме.
  • Составлять собственный орфографический словарь, пользуясь  алфавитом.

2 класс (34 ч.)

Тема занятия

К-во часов

Содержание занятия

1

Вводное занятие.

Новое путешествие по стране звуков

1

Игры «Громко–тихо», «Быстро–медленно», «Узнай по голосу», «Молчанка», «Звуки под маской». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

2

Встреча в пути  

1

Игра  «Составь паспорт буквы»  Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн

3

Горы Словообразования.

1

Сочиняем сказку «Зачем словам корень?». Игра «Построй новое слово» (однокоренные слова). Игра «Словесный мяч».

4

Горы Словообразования.

1

Игра «Построй новое слово» (однокоренные слова). Игра «Словесный мяч». Задания на развитие логического мышления.

5

Горы Словообразования. Пик Приставок.

1

Игра в парах «Ищем опасные согласные в приставках». «Нарушители» правил. Песенка – напоминайка (пре- и при-).

6

Горы Словообразования. Пик Приставок.

1

Сказка «Коварная приставка с-». «Нарушители» правил. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

7

Горы Словообразования. Пещера суффиксов.

1

Сочиняем сказку «Труженики-суффиксы». Игры «Скажи одним словом», «Скажи ласково», «Скажи сердито». Задания на развитие логического мышления.

8

Горы Словообразования. Пещера суффиксов.

1

Игры «Скажи одним словом», «Скажи ласково», «Скажи сердито». Задания на развитие логического мышления. Задания на развитие внимания.

9

Горы Словообразования. Перевал Окончаний.

1

Игра  «Чудесные превращения слова». Ребусы. Шифрограммы.

10

Ущелье ошибок

1

Игра «Исправь ошибки». Игра «Произноси правильно». Задания на развитие внимания.

11

Шоссе  словарных слов

1

Игра «Распознай «опасное место» в словах». Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссвордов и иллюстрирование словарных слов.

12

Деревня Проверяйка

1

Игра «Измени слово». Шарады. Вопросы-шутки.  Задания на развитие орфографической зоркости.

13

Деревня Проверяйка

1

Игра «Измени слово». Задания на развитие орфографической зоркости. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

14

Город слов. Квартал согласных-двойняшек

1

Игра «Найди родственника!» Игра «Как слова друг друга проверяют». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

15

Город слов. Квартал согласных-двойняшек

1

Игра «Как слова друг друга проверяют». Задания на развитие логического мышления. Криптограммы.

16

И снова на проспекте Словарей

1

Рассказ «Где хранятся слова?» Работа со словарями (фразеологизмов, толковым, устаревших слов). Игра «Найди быстрее всех!». Задания на развитие логического мышления.

17

И снова на проспекте Словарей

1

Работа с словарями (орфографическим, толковым, устаревших слов). Игра «Найди быстрее всех!». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

18

Мягкая улица и Твердый переулок.

1

Поисковая работа  «Когда ь пишется, а когда не пишется?»  Игровые упражнения «Когда нужен ъ, а когда ь?», игра «Найди ошибки». Задания на развитие внимания.

19

Мягкая улица и Твердый переулок.

2

Игровые упражнения «Когда нужен ъ, а когда ь?», игра «Найди ошибки». Задания на развитие логического мышления.

20

Буквы играют в прятки

2

Стихи – напоминайки о непроизносимых согласных. Игра «Какой согласный спрятался». Задания на развитие внимания.

21

Буквы играют в прятки

2

Игра «Какой согласный спрятался». Задания на развитие внимания и логического мышления. Развитие орфографической зоркости.

22

Переулок загадок.

1

Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценировка рассказов. Головоломка.

23

Снова на улице Синонимов

1

Рассказ «Похожи, а не родственники!» Угадывание слов по их значению. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Задания на развитие внимания.

24

Приключения на улице Антонимов

1

Загадки, игры, пословицы с антонимами. Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Угадай-ка!» со словами – антонимами.

25

Музей на набережной Крылатых слов.

1

Устное народное творчество. Народные сказки, песенки, потешки.  Конкурс на знание пословиц и поговорок.

26

Музей на набережной Крылатых слов.

1

Народные сказки, песенки, потешки.  Устаревшие слова. Работа со словарем крылатых выражений. Задания на развитие внимания.

27

Музей на набережной Крылатых слов.

1

Устаревшие слова. Работа со словарем крылатых выражений. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

28

Слова-художники.

1

Рисуем пейзажи словами. Конкурс «Самый лучший художник». Задания на развитие внимания.

29

В королевстве Его Величества Текста. Театр пересказа.

1

Подробный и краткий пересказ текста. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти. Задания на развитие внимания.

30

В королевстве Его Величества Текста. Театр пересказа.

1

Подробный и краткий пересказ текста. Пересказ текста по картинкам. Разгадывание ребусов, загадок, шарад.

31

В королевстве Его Величества Текста. Город иллюзий

1

Игра «Фокусники». Игра «Самый внимательный».

Задания на развитие логического мышления.

32

В королевстве Его Величества Текста. Картинная галерея.

1

Игра «Следователь». Игра «Снежный ком». Задания на развитие внимания, слуховой и зрительной памяти.

33

Площадь Угадайка

1

Разгадывание ребусов, загадок, шарад, шифровок.

34

Викторина «Знатоки»

1

Викторина по изученным темам.

ИТОГО:

34 ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу  2-го класса.

Обучающиеся должны знать:

  • Народные сказки, песенки, потешки, скороговорки, пословицы и поговорки.
  • Толкование часто встречающихся фразеологизмов и крылатых выражений.
  • Наиболее удобные способы проверки правописания слов с орфограммами.

Обучающиеся должны уметь:

  • Распознавать в словах изученные орфограммы и определять способы их проверки.
  • Сравнивать слова по заданному признаку; выделять общее и различное.
  • Сопоставлять слова, одинаковые или близкие по произношению, но разные по значению.
  • Различать части слова и составлять новые слова из предложенных частей.
  • В рамках инициативного сотрудничества  работать в паре, совместно находить способы решения вопроса.
  • Видеть разницу двух заявленных точек зрения и мотивированно присоединяться к одной из них.
  • Работать со словарями фразеологизмов, устаревших слов, толковыми.
  • Составлять собственный словарь фразеологизмов.
  • Пересказывать прочитанный текст, составлять собственный текст на заданную тему.

 

3 класс (34 ч.)

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

1

Вводное занятие. Речь устная и письменная.

1

Беседа о красоте и богатстве народной речи. Устное народное творчество. Книги. Задания на развитие внимания. Ребусы. Шифрограммы

2

Его Величество Текст. Слова-ключики.

1

Ключевые слова. Игровое упражнение «Найди ключики». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

3

Его Величество Текст. Свод правил.

1

Игра «Догадайся, где абзац». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти. Ребусы. Криптограммы.

4

Его Величество Текст. Свод правил.

1

Игровые задания «Какая мысль – главная?». Задания на развитие внимания и логического мышления.

5

Его Величество Текст. Узнай его!

1

Игра «Узнай и докажи» (типы текста). Задания на развитие логического мышления. Ребусы. Шарады.

6

Его Величество Текст. В городе Сочинителей.

1

Игра «Счастливый конец». Самостоятельное сочинение коротких сказок о дружбе, о добре и зле.

7

Его Величество Текст. В городе Сочинителей.

1

Работа в парах: сочинение коротких сказок о дружбе, о добре и зле.

8

Принц Предложение и его полезные привычки.

1

Игра «Узнай по описанию». Конкурс  «Составь по образцу». Игровые упражнения. Ребусы. Шифрограммы

9

Принц Предложение и его полезные привычки.

1

Игра «Узнай по описанию». Конкурс  «Составь по образцу». Игровые упражнения. Ребусы. Шифрограммы

10

Встреча со старыми знакомыми

1

Игра «Подбери нужные слова» (синонимы, антонимы, омонимы).  Игра «Докажите…». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

11

Встреча со старыми знакомыми

1

Игра «Подбери нужные слова» (синонимы, антонимы, омонимы).  Задания на развитие логического мышления. Ребусы, загадки.

12

Встреча со старыми знакомыми

1

Игра «Подбери нужные слова» (синонимы, антонимы, омонимы).  Задания на развитие орфографической зоркости. Шифрограммы.

13

Прогулка по набережной Крылатых слов.

1

Словарь фразеологизмов. Работа со стихотворением Н. Силкова «Прикусил язык» Задания на развитие логического мышления.

14

Прогулка по набережной Крылатых слов.

1

Словарь фразеологизмов. Работа со стихотворением В. Орлова «Ни пуха, ни пера». Задания на развитие внимания и логического мышления.

15

Музей на набережной Крылатых слов.

1

Историзмы и архаизмы. Выбор из текста устаревших слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. Задания на развитие логического мышления.

16

Встречи в квартале «Нео»

1

Беседа «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

17

В гостях у пришельцев

1

Рассказ «Откуда пришли слова-пришельцы» (заимствованные слова). Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Игра «Поймай слово» (признаки слов – пришельцев). Задания на развитие внимания.

18

На празднике у имен существительных

1

Игра «Угадай по описанию». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти. Сказка  «Как у существительных род появился».

19

На празднике у имен существительных

1

Игра «Раздели на три команды». Ребусы. Криптограммы. Игра «Угадай по описанию». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

20

В квартале у имён прилагательных

1

Очень занимательное – имя прилагательное. Выразительность речи. Игра «Подбери синоним!» Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

21

В квартале у имён прилагательных

1

Выразительность речи. Работа с текстом-описанием «Кто лучше?». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

22

Экскурсия в квартал Глаголов

1

Можно ли обойтись без глаголов? Сказка «Как мама Глаголиха учила глагольчиков». (Времена глаголов). Задания на развитие орфографической зоркости.

23

Экскурсия в квартал Глаголов

1

Можно ли обойтись без глаголов? Задания на развитие орфографической зоркости. Вопросы-шутки. Ребусы. Криптограммы.

24

На улице Универсальных заменителей

1

Беседа «Зачем нужны Заменители?» (местоимения).  Игра «Исправь сочинение Незнайки». Игра «Скажи правильно». Ребусы. Криптограммы.

25

Мягкая улица и Твердый переулок.

1

Сказка «Незаменимый мягкий знак». Стишок-напоминайка «Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет». Игра «Твердый или мягкий?». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

26

Расследование в переулке Удвоенных согласных.

1

Сказка «Зачем согласные двоятся?» Скороговорки, загадки, поговорки с удвоенными согласными. Иллюстрирование слов с удвоенными согласными. Задания на развитие орфографической зоркости.

27

Досадное недоразумение на Шоссе  словарных слов

1

Игровые задания со словами с непроверяемыми орфограммами. Вопросы-шутки. Создаем иллюстрированный  словарь непроверяемых слов.

28

Досадное недоразумение на Шоссе  словарных слов

1

Игровые задания со словами с непроверяемыми орфограммами. Создаем иллюстрированный  словарь непроверяемых слов. Задания на развитие внимания.

29

Поездка в Деревню Проверяйка

1

Задания на развитие орфографической зоркости. «Слова-контролёры» (проверочные слова). Стихи-напоминайки. Ребусы. Шифрограммы.

30

Поездка в Деревню Проверяйка

1

Задания на развитие орфографической зоркости. Игры «Измени слово», «Самый быстрый». Ребусы. Шифрограммы.

31

Посещение Замка имен.

1

Знакомство с происхождением русских имен и фамилий. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Задания на развитие внимания.

32

Посещение Замка имен.

1

Игра «Составь фамилию». Задания на развитие логического мышления.

33

Праздник на площади Угадайка

1

Разгадываем кроссворды, ребусы, загадки, криптограммы. Задания на развитие внимания.

34

КВН «Лингвисты»

1

Командная игра по изученным темам.

ИТОГО:

34 ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
  • Неологизмы, архаизмы, заимствованные слова.
  • Толкование часто употребляемых фразеологизмов.
  • Источник часто встречающихся крылатых выражений.
  • Историю появления некоторых русских имён и фамилий.

Обучающиеся должны уметь:

  • Сравнивать, анализировать, группировать и подбирать слова на определенные орфограммы.
  • Определять наиболее удобные способы проверки правописания слов с орфограммами.
  • Мотивированно формулировать свою точку зрения по предложенной теме, использовать правила, таблицы, для подтверждения своей позиции.
  • Наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов; составлять собственные предложения и фразы со словами в переносном значении и омонимами.
  • Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • Наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • Составлять тексты на заданную тему, подбирать пословицы, поговорки, фразеологизмы на заданную тему.

 

4 класс (34 ч.)

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

1

Вводное занятие. Новое путешествие по стране звуков

1

Игра «Цепочка слов». Игра «Составь паспорт слова». Занимательные задания со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

2

Его Величество Текст.

1

Игра «Собери сказку из кусочков».  Конкурс «Лучшее описание». Задания на развитие логического мышления.

3

Его Величество Текст.

1

Игра «Восстанови пропуск по картинкам». Конкурс «Лучшее рассуждение». Задания на развитие логического мышления. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

4

Принц Предложение и его полезные привычки.

1

Игра «Узнай по описанию». Игровые упражнения. Задания на развитие внимания. Ребусы. Шифрограммы.

5

Принц Предложение и его полезные привычки.

1

Игра «Кто тут главный?». Игровые упражнения. Задания на развитие внимания. Ребусы. Криптограммы.

6

Принц Предложение и его родственники

1

Игра «Найди родственников». Задания на развитие орфографической зоркости.

Игра «Сочинители». Задания на развитие внимания.

7

Принц Предложение и его родственники

1

Конкурс «Самый зоркий». Задания на развитие орфографической зоркости.

Игра «Родственники или соседи?» (простые и сложные предложения). Задания на развитие внимания.

8

Новые знакомства в городе слов

1

Учимся работать с толковым словарем. Игровое упражнение «Самый догадливый». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти. Задания на развитие логического мышления.

9

Встреча со старыми знакомыми

1

Игры «Найди другое слово», «Найди пару» (с синонимами). Игра «Маска, кто ты?" Ребусы. Криптограммы.

10

Встреча со старыми знакомыми

1

Игра «Доброе – злое» (с антонимами). Игра «Маска, кто ты?" Ребусы. Шифрограммы.

11

Необычные жители города слов

1

Омонимы, омофоны, омоформы, омографы. Игровые упражнения. Каламбуры. Иллюстрирование слов. Задания на развитие логического мышления.

12

Необычные жители города слов

1

Омонимы, омофоны, омоформы, омографы. Игровые упражнения. Каламбуры. Иллюстрирование слов. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти

13

Прогулки по набережной Крылатых слов.

1

Учимся работать со словарём фразеологизмов.  Конкурс на лучший рассказ с использованием фразеологизмов. Задания на развитие внимания.

14

Прогулки по набережной Крылатых слов.

1

Учимся работать со словарём фразеологизмов.  Игра «Догадайся первым!».  Задания на развитие логического мышления.

15

Горы Словообразования.

1

Игра «Словесный мяч», «Найди лишнего». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

16

Горы Словообразования. Пик Приставок.

1

Игра «Опасные согласные» (в приставках). Песенка – напоминайка.  Задания на развитие логического мышления и  орфографической зоркости.

17

Горы Словообразования. Пик Приставок.

1

 «Нарушители» правил. Сказка «Коварная приставка с-». Песенка – напоминайка.  Задания на развитие логического мышления и  орфографической зоркости.

18

Горы Словообразования. Пещера суффиксов.

1

Стихи-напоминайки. Игра «Скажи одним словом». Игровые упражнения с ласкательными, уменьшительными и увеличительными суффиксами. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

19

Ущелье ошибок

1

«Опасные» места в словах. Игра «Исправь ошибки в диктанте Незнайки». Задания на развитие орфографической зоркости. Задания на развитие логического мышления.

20

Гости и жители деревни Проверяйка

1

Задания на развитие внимания. Задания на развитие орфографической зоркости. Игра «Измени слово». Песенки – напоминайки о непроизносимых согласных.

21

Гости и жители деревни Проверяйка

1

Задания на развитие внимания. Задания на развитие орфографической зоркости. Игра «Найди родственника!» Песенки – напоминайки о непроизносимых согласных. Задания на развитие логического мышления.

22

Мягкая улица и Твердый переулок.

1

Игровые упражнения, игра «Найди ошибки в письме Карлсона». Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

23

На фабрике у имен существительных

1

Игра «Угадай по описанию». Стихи-напоминайки о падежах имен существительных.  Игровые упражнения. Задания на развитие логического мышления.

24

На фабрике у имен существительных

1

Игровые упражнения. Задания на развитие логического мышления. Стихи-напоминайки о падежах имен существительных.  Задания на развитие внимания.

25

На фабрике у имен существительных

1

Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти. Стихи-напоминайки о падежах имен существительных.  Игровые упражнения. Задания на развитие логического мышления.

26

В квартале у имён прилагательных

1

Игра «Хитрое окончание». Выразительность речи. Задания на развитие внимания. Задания на развитие логического мышления.

27

В квартале у имён прилагательных

1

Задания на развитие внимания. Игра «Подбери синоним!» Работа с текстом-описанием «Кто лучше?». Задания на развитие логического мышления.

28

Визит в квартал Числительных.

1

Шарады, загадки, стихи, поговорки с числительными. Игра «Кто больше?» Иллюстрирование слов-числительных. Задания на развитие внимания.

29

В квартал Глаголов

1

Стихи-напоминайки о  «-тся» и «-ться».  Задания на развитие внимания. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти. Задания на развитие логического мышления.

30

В квартал Глаголов

1

Задания на развитие внимания. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти. Задания на развитие логического мышления. Стихи-напоминайки о  «-тся» и «-ться».  

31

В квартал Глаголов

1

Игровые упражнения «Машина времени». Задания на развитие внимания. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти. Задания на развитие логического мышления.

32

На улице Универсальных заменителей

1

Игра «Скажи правильно». Учимся сочинять сказки. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти. Задания на развитие логического мышления.

33

Знакомство с загадочным Наречием

1

Стихи и поговорки со словами-наречиями. Игровые упражнения. Задания на развитие внимания. Задания на развитие слуховой  и зрительной памяти.

34

Викторина «Словознайка»

1

Кроссворды, игры, ребусы, загадки.

ИТОГО:

34ч.

Основные требования к умениям учащихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны уметь:

  • Сопоставлять различные грамматические формы слова, анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
  • Систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, различиях звуков и букв, развивать речь при составлении рассказа о звуках и буквах.
  • Определять наиболее удобные способы проверки правописания слов с орфограммами.
  • Работать с разными видами информации,  анализировать и интерпретировать полученную  информацию;
  • Создавать несложные монологические тексты на заданную тему в форме повествования;
  • Создавать в устной и письменной форме несложные тексты на заданную тему в заданной форме;
  • Владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
  • Соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

Список использованной литературы:

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования»
  2. Вестник образования №12 2011 год. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности.
  3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Москва, 2010
  4. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время»,  Волгоград : ООО «Издательство «УЧИТЕЛЬ», 2009
  5. Малыхина Л. Б. «Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение», Волгоград: ООО «Издательство «УЧИТЕЛЬ», 2015
  6. Локсина М. В. «Загадки тридесятого царства. 1-6 классы: сборник сказочных викторин»,Волгоград :ООО «Издательство «УЧИТЕЛЬ», 2015
  7. Васюкова М. В., Полукарова Н. В., Шитова И. В.и др. «Начальная школа. Организация внеурочной деятельности. Программы, конспекты занятий. Компакт-диск для компьютера», Волгоград: ООО «Издательство «УЧИТЕЛЬ», 2015

  8. Нечаев М. П., Романова Г.А. «Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся», Москва: УЦ "Перспектива", 2014

  9. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997
  10. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991
  11. Елизарова Е.М. «Общеинтеллектуальное направление деятельности младших школьников. Программа, занятия предметного кружка. ФГОС»,Волгоград :ООО «Издательство «УЧИТЕЛЬ», 2014
  12. «Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы»  под ред. Н.Ф. Виноградовой. — Москва : «Вентана-Граф», 2011
  13. «Занимательная грамматика» Составитель Е. Е. Семенова – Москва: издательство «Омега», 1996

  14. Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006
  15. Волина В. В. «Учимся играя». – Москва: Новая школа, 1994
  16. Сборник «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс»/ ред. Е. В. Языканова. – Москва: Экзамен, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по этической грамматике для 1-2 классов начальной школы

  Рабочая программа  составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика»(1-8 классы), которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и кате...

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....

Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов Лебедевой Елены Константиновны.

Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов  Лебедевой Елены Константиновны....

Рабочая программа факультатива "Занимательная грамматика" 1-4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Программа кружка "Занимательная грамматика" для 1 класса

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное пут...

Рабочая программа внеурочной программы "Занимательная грамматика" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной программы "Занимательная грамматика" 1-4 классы...