конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 5

Конспект открытого урока

по  русскому языку в 3 «Б» классе

Тема: Род имен существительных

Разработала

 учитель начальных классов

 Кожевникова Наталья Юрьевна

г. Южноуральск 2017 год

Тема: "Род имен существительных"

Тип урока: открытие нового знания

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Задачи:

актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного

познакомить со  способом определения рода существительного

Прогнозируемые результаты

Личностные:

ценностное отношение к процессу определения рода существительного

осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного

ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока
  • умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия
  • умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, 

правильно говорить

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке

Предметные:

знание о постоянных признаках существительного

умение определять род существительных 

Воспитательные

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.

Ход урока

Организационный момент

- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам нужно очень постараться. Мы будем выполнять задания, которые помогут вам понять новую тему.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

  1. Актуализация знаний

Индивидуальная работа (определить число сущ.) – за доску 1 ученик

Орфографическая работа

На экране слова

- Прочитайте слова

(св.ча,  л.сник, пч.ла, сер.це, м.лыш, ска.ка )

- Вставьте букву, назовите орфограмму и подберите проверочное слово (запись слов с комментированием)

- Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)

Предлагаю  вам поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши 

знания по теме «Имя  существительное»

Игра «Да – нет»

 Я буду задавать вопрос, ваша задача, если согласны поднять 2 руки, если нет, то руки сложить.

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Обобщение (кластер на доску)

- Что такое имя существительное? (часть речи)

- на какие вопросы отвечает? (кто? что?)

- что обозначает? (предмет)

- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)

- назвать из данных имен существительных одуш/неодуш

- есть ли среди них имена собственные? Что нужно помнить при их написании?

- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?

- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)

- Измените данные существительные по числам

(проверка индивидуальной работы)

- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)

(оставляю пустой лист) на обратной стороне (м.р., ж.р., с.р.)

2. Упражнение по чистописанию

(следить за посадкой)

- Назовите буквы грамотно (О Р Д).

- Охарактеризуйте каждый звук? (фонетика)

-Составьте из этих букв слоги. (Род, орд, дор) и запишите.

- Какое из этих сочетаний можно назвать словом? (род)

- А что обозначает слово РОД? ( Родственники, члены одной семьи)

- Подберите к слову РОД однокоренные слова.

( родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная)

Запись в тетради: род – родня, родина, родители, родной (выделим корень)

  • Самоопределение к деятельности

- В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.

- разделите данные слова на 3 группы

- Вы можете выполнить это задание?

- В чем затруднение?

- Почему не получается выполнить?

 Значит, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

- Какова же будет тема урока?(Род имён сущ.)

-чему должны научиться?

- Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов? (например: свеча – она, так обращаются к женщине или к мужчине? Значит это существительное  женского рода и т.д. К слову ОНА можно добавить ещё одно слово – подсказку МОЯ и т.д.)

- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.(НА ПИСЬМЕ РОД ПИШЕТСЯ СОКРАЩЁННО: м.р., ж.р, ср.р)

- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р)

- По какому признаку их разделили? (по родам)

 Ребята, как вы считаете у имён существительных род  - это признак постоянный или непостоянный? (постоянный)

  • Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю вам такое стихотворение.

(экран)

Женский род запомню я
И скажу: 
она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: 
он, мой
Средний род – 
оно моё
Это правило твоё!

  • Давайте это правило дружно прочитаем. (Дети читают стих)
  • Учебник стр. 25 читаем вывод

Закрепление

  1. Работа в тетрадях

- разбить тетрадный лист на три столбика, подписать род    (на слайдах картинки)

- что объединяет эти слова? (словарные)

- проверьте правильность распределения слов и их написание (слайд)

 Физминутка

2.  Работа по карточкам (индивидуально каждому, ребята послабее в парах)

3.Работа с текстом (в парах)

- прочитайте, о ком этот текст? Тип этого текста? (повествование с элементами описания).

- на что похожи снегири?

Задание: найти по два существительных разного рода

Оформление в тетради: м.р. -     ж.р. -          ср.р. -    

4. Работа с учебником (с 25 упр.39) - самостоятельно

По рядам ( 1 ряд – выписывает сущ м.р., 2 ряд – сущ ж.р., 3 ряд – сущ с.р.) -  теперь уже устно подставляя слова-подсказки

4. Дифференцированная работа

- задание слабым (придумать по 2 слова разного рода) – также к доске

- задание осложненное (в парах)

Задание: Из каждого слова возьми нужную часть, составь новое слово и определи род.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

Род

1

переход

лесной

островок

пирог

 

 

2

побелка

дорожка

грибник

луг

 

 

3

побег

ходики

краска

дочка

 

 

4

трава

местный

вода

дерево

(перелесок, подорожник, походка, место)

Рефлексия

Сегодня на уроке Я:

  • (узнал, узнала, узнало), что  имя существительное бывает мужского, женского, среднего рода
  • (научилась, научился, научилось) определять род имен существительных
  • (работала, работало, работал) продуктивно

Домашнее задание

1. Выучите правило стр.25

2. Стр. 27 упражнение 44



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...

Конспект открытого урока русского языка "3-е склонение имен существительных"

Урок русского языка по УМК "Школа России". Конспект данного урока можно использовать при изучении раздела "Имя существительное"...

Конспект открытого урока русского языка "Склонение имен прилагательных. Именительный падеж.", 4 класс, УМК "Школа России"

Интересный подход к раскрытию темы урока. Много нестандартных приемов для урока русского языка....

Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...