Русский язык
материал по русскому языку на тему

Стерляхина Анна Андреевна

3 класс "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: “Повторение и углубление знаний об имени прилагательном”.

Дата:

Школа: МБОУ СОШ №4

Класс: 3”а”

Урок:

Время:

Кабинет: 

Учитель: Егорова С.В.

Студент: Скутина Анна, 42гр.

Методист: Кондратьева И.И.

Цели деятельности учителя:

  • Повторение и обобщение знаний обучающихся об имени прилагательном как о части речи;
  • Тренировка умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными;
  •  Развитие умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи

Планируемые  результаты

Предметные:

  • распознавать имя прилагательное среди других частей речи;
  • выделять словосочетания с именем прилагательным из предложений;
  • распознавать сложные прилагательные и записывать их.

Личностные:

  • развивать учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу;
  • способность к самооценке;
  • развивать умение анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников;
  • формировать навыки критического мышления.

Тип урока: урок рефлексии.

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: В.П.Канакина “Русский язык” 3 класс (2часть).

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учителя

УУД

1.

Мотивационный

М.: словесный;

П.: беседа.

1 мин

Доброе утро!  Встаньте красиво, как настоящие ученики. Поприветствуйте друг друга дружеской улыбкой, чтобы начать урок в хорошем настроении.

Приветствовать;

Отвечать на вопросы учителя.

К: формировать положительное отношение к урокам русского языка;

2.

Постановка учебных задач

М.: словесный;

П.: беседа.

9 мин

- Ребята, чтобы определить тему урока, отгадайте загадку:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь

Меня вам надо знать, беречь!.

- Слова, какой части речи украшают нашу речь? (Имя прилагательное).

- Ребята, Прослушайте текст, является ли он стихотворением?
Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее.

А теперь еще один текст прослушайте.
Чтение стихотворения А. Прокофьева:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А этот текст является стихотворением? Сравните их.

Что вы можете сказать? (первый текст сухой, скучный, а второй полный, красочный). Благодаря чему второй текст такой? (прилагательным).

- Сформулируйте тему урока? (Имя прилагательное и его роль в речи).

- Какие цели мы можем поставить на урок? (Повторить что такое имя прилагательное; вспомнить вопросы имени прилагательного; находить его в тексте среди других слов).

приём “куст ассоциаций” к слову “прилагательное” (дети пишут на доске ассоциации к данному слову).

Отгадывать загадку;

Отвечать на вопросы;

Слушать тексы;

Сравнивать;

Определять тему урока;

Ставить цели;

К: строить речевые высказывания;

Р:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач.

М.: практический;

П.: рассматривание страницы учебника

М.: словесный;

П.: беседа

М.: практический;

П.: списывание

М.: словесный;

П.: беседа

М.: словесный;

П.: игра

М.: словесный;

П.: беседа

Физминутка

М.: практический;

П.: списывание

М.: словесный;

П.: беседа

30 мин

- Ребята, а сейчас давайте откроем учебники на стр. 63 и посмотрим, правильно ли мы определили тему?

- Посмотрите, чему мы будем учиться? (распознавать имена прилагательные, определять род, число, падеж; изменять прилагательные по родам, числам, падежам; разбирать прилагательное как часть речи).

Откройте стр. 64 упр. 109

- Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь? (О березах).

- Как вы представили берёзу? (ответы детей).

- В какое время года автор описывает берёзу?

- Какую роль выполняют имена прилагательные?

-Спишите внимательно стихотворение.

Обозначьте имена прилагательные. (сонные, шёлковые, зелёные, серебряные). Надпишите над словами часть речи

Работа в группах - выбирается “знаток”, который оценивает ответы на следующие вопросы:

- Итак, ребята давайте скажем, что же такое имя прилагательное? Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы они отвечают? С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?  общий итог:

(Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? В предложении связано с существительным). Приведите примеры.

- Ребята, а сейчас поиграем в игру «Узнай». Я вам буду называть слова имена прилагательные, а вы должны отгадать о ком идёт речь.

- Серый, хищный, жадный… (волк)

- Рыжая, хищная, ловкая… (лиса)

- Косой, слабый, трусливый… (заяц)

- Большой, косолапый…(медведь)

- Солнечный, весёлый…(день)

- Ясная, холодная…(погода)

- Серая, хмурая… (погода).

- Ребята, что обозначают слова, благодаря которым вы догадались о ком или, о чём идёт речь? (имена прилагательные). С какой целью употребляются имена прилагательные в речи? (делают речь точной, красивой).

- Ребята, ну а сейчас пришло время немного отдохнуть.

видеофрагмент.

- Найдите упр. 110 и прочитайте, что там нужно сделать? (Списать, вставляя в предложения слова, подходящие по смыслу, определить роль имён прилагательных в тексте).

Какое слово вставим в первое предложение? (Небольшое озёрко заросло осокой).

- Что вставим во второе предложение? (Посреди плавала дикая утка). Какое прилагательное вставим в третье

предложение? Далее самостоятельно.

Самопроверка “щадящий контроль”

 (У неё была белая грудь, а плоская, маленькая головка на тонкой шее кончалась клювом, острым как шило).

Как изменился текст с прилагательными?

- Какую роль играют имена прилагательные? (Делает более полной, точной, яркой, красочной).

- Хорошо.

- Найдите упр. 111. Прочитайте слова и скажите, к какой части речи они относятся? (имена прилагательные). Почему? (отвечают на вопрос какой? Какая? И обозначают признак предмета).

- Сейчас самостоятельно придумайте существительные к этим словам, подходящие по смыслу. Потом проверим

Взаимоконтроль - работа с таблицей “Карточка отличника”

Работать по учебнику;

Читать задание;

Отвечать на вопросы;

Записывать по памяти;

Проговаривать правило;

Приводить примеры;

Играть в игру;

Отвечать на вопросы;

Выполнять упражнения;

Вставлять подходящие по смыслу слова;

Выполнять проверку;

Составлять словосочетания и записывать их;

Записывать прилагательные;

П:осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

П: проводить анализ, сравнение;

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

Р:учиться высказывать 

своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

П: осуществлять синтез как составление целого из частей;

К: строить речевые высказывания;

Р: саморегуляция как способ мобилизации сил и энергии;

К: Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

4.

Подведение итогов. Рефлексия

М.: словесный;

П.: беседа

5 мин

Ребята, какова была тема нашего урока? Достигли ли вы поставленных целей для себя? Понравился ли вам урок? Возникали какие-либо трудности? Молодцы, вы хорошо сегодня поработали. С какой частью речи работали?
Что особенно вам понравилось?


Рефлексия «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

Запишите домашнее задание №112 стр. 65

Подводить итог урока;

Находить и обобщать

знания, полученные на уроке

Повторить задачи урока, чего достиг

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: “Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными””

Дата:

Школа: МБОУ СОШ №4

Класс: 3”а”

Урок:

Время:

Кабинет: 

Учитель: Егорова С.В.

Студент: Скутина Анна, 42гр.

Методист: Кондратьева И.И.

Цели деятельности учителя:

  • развитие умение устанавливать связь слов в предложении;
  •  формирование умение распознавать в речи имена прилагательные;
  •  знакомство с обобщённым лексическим значением имён прилагательных;
  • развитие орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • распознавать имя прилагательное среди других частей речи;
  • выделять словосочетания с именем прилагательным из предложений;
  • распознавать сложные прилагательные и записывать их;
  • формировать критическое мышление

Личностные:

  •  развивать учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу;
  •  способность к самооценке;
  •  проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  •  развивать умение анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников;
  •  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: В.П.Канакина “Русский язык” 3 класс (2часть).

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

М.: словесный;

П.: беседа

2мин

Доброе утро, ребята! повернитесь лицом к соседу по парте, улыбнитесь друг другу, чтобы у каждого из вас было хорошее настроение.

 Скажите,  что для вас значит “доброе” утро? (ответы детей)

Приветствовать;

Эмоционально настраиваться на урок;

К: формировать положительное отношение к урокам русского языка

2.

Постановка учебных задач

М.: словесный;

П.: беседа

5-7 мин

Давайте с вами  вспомним,что такое имя прилагательное? На какие вопросы оно отвечает? Для чего его используют?

- Ребята, а сейчас немного вспомним и устно придумаем к словам именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные.

Колючий (еж), лесная (глушь), одиннадцатый (этаж), непромокаемый (плащ), родная (речь), чёрная (туш),  белая (гуашь), свадебный (вальс), острый (нож), детский (плач), неслыханная (ложь), весёлый («Ералаш»), победный (марш), музыкальный (клич), осенний (пейзаж).

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (об именах прилагательных и их лексическом значении). Какие цели поставим на урок? (находить имена прилагательные; понимать их лексическое значение).

Отвечать на вопросы;

Подбирать имена существительные;

Составлять словосочетания;

Определять тему урока;

Ставить цели;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

3.

Решение частных задач

М.: словесный; П.: беседа

М.: практический;

П.: списывание.

Физминутка

М.: практический;

П.: списывание

П.: работа со словарными словами

8 мин

 Откройте учебник на стр. 66 упр. 113. Прочитайте это стихотворение. Назовите имена прилагательные, которые обозначают цвета радуги? (красный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, синий, оранжевый, голубой).

- Выпишите словосочетания имена прилагательные с именами существительными. Задайте вопрос, и подчеркните прилагательные волнистой линией.

- Какие словосочетания вы выписали?Читайте, задавая вопросы.  (Красные маки, жёлтый песок, зелёный листок, жук фиолетовый, синяя река, оранжевое солнце, голубые глаза).

- Ну а сейчас давайте немного отдохнём. Музыкальная физминутка.

-  Прочитайте задание упр.116.

- Прочитайте текст. Какой заголовок подойдёт к этому тексту?

- Спишите этот текст, вставляя пропущенные буквы. Назовите слова с орфограммами и объясните. (красивые – безуд.  Непровер. Гл. в корне, золотоволосые- проверяемая безуд. Гласн. в корне – золото, непровер. Безуд. Гл. в. Корне. , золотистые, хохолки, ярко-жёлтые, изумрудно-зелёные.)

Взимопроверка в парах (по эталону)

Обратите внимание, какие сложные выделенные слова и как они пишутся. Прочитайте ниже сведения о языке, что обозначают такие слова.

-Итак, давайте выполним ещё одно упражнение №117.

-Прочитайте задание.  Образуйте сложные прилагательные, как на образце. Выполним вместе, по цепочке :

1. темно-каштановый, ярко-красный, светло-жёлтый, бледно-розовый, черно-белый.

- Придумайте и составьте 1 предложение с одним из этих слов.

- Ребята, посмотрите словарные слова, запишите их в тетрадь, подчеркните орфограммы. (Красная площадь, Московский Кремль). Запомните их написание.  

Обсуждение в группах “Я использую полученные знания...”

Называть прилагательные цвета радуги;

Выписывать словосочетания;

Задавать вопросы;

Подчёркивать;

Выполнять движения;

Выполнять упражнение;

Объяснять пропущенные орфограммы;

Читать;

Выполнять упражнение;

Составлять предложение;

Работать со словарными словами;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

П: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;

Р: действовать по плану и планировать свои учебные действия;

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров;

П: проводить синтез;

К: участвовать в учебном диалоге, в общей беседе;

4.

Рефлексия. Подведение итогов.

М.: словесный;

П.: беседа.

5 мин

Самооценка личности ученика в учебной деятельности:    (слайд)

(устный ответ на вопросы самооценивания учеников в паре)

– Что ты узнал на уроке?

– Чему научился?

– За что себя можешь похвалить?

– Над чем еще надо поработать?

– Какие задания тебе понравились?

Подводить итог урока;

Находить и обобщать

знания, полученные на уроке

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: “Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имени прилагательного в тексте”.

Дата:

Школа: МБОУ СОШ №4

Класс: 3”а”

Урок:

Время:

Кабинет: 

Учитель: Егорова С.В.

Студент: Скутина Анна , 42гр.

Методист: Кондратьева И.И.

Цели деятельности учителя:

  • представление о тексте- описании;
  • развитие умения употреблять имена прилагательные в речи.

Планируемые  результаты

Предметные:

  •  находить в предложениях, тексте прилагательные;
  • подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательных как часть речи, сопоставлять их с признаками существительного;
  •  подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён прилагательных в речи;
  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • развивать умения соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам.
  • Личностные:
  • формировать навыки критического мышления;
  • развивать умение анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников;
  • развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
  • развивать организационные умения, умение оценивать результат своих действий, контролировать свою деятельность;
  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: В.П.Канакина “Русский язык” 3 класс (2часть).

Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

М.: словесный;

П.: беседа

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Приготовьте свое рабочее место. Присаживайтесь. Посмотрите на  своё рабочее место,  всё ли необходимое для урока лежит у вас на парте?

Приветствовать учителя;Отвечать на вопросы;

Настраиваться на урок;

К: формировать положительное отношение к урокам русского языка

2.

Постановка учебной задачи

М.: словесный;

П.: беседа

М.: практический;

П.: выполнение задания

М.: словесный;

П.: беседа

М.: практический;

П.: распределение слов в 3 столбика

М.: практический;

П.: анализ текста

М.: словесный;

П.: беседа

4 мин

4 мин

6 мин

3 мин

2 мин

- Ребята, давайте проверим домашнее задание.

Взаимоконтроль “экспресс-группы”

Что такое имя прилагательное? (Часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Какое? В предложении связано с существительным, является второстепенном членом).  Какие имена прилагательные вы нашли в этом тексте? (мартовское, проворная, лесная, маленькая, еловая, снеговую). Как вы подчеркнули имена прилагательные? (волнистой линией).

- А сейчас запишите слова и обозначьте орфограммы. Самооценивание “щадящий контроль” по эталону

Солёный, резкий, классный, гладкий, грустный, кленовый, робкий, мягкий, живой, ловкий, гибкий, широкий, ранний.

- Какие орфограммы вам здесь встретились? (непроизносимый согласный, жи-ши, непроверяемая безударная гласная в корне, удвоенный согласный, парный согласный в корне).

- Ребята, а сейчас на доске вы видите слова: Счастье, берёза, клён, ненастье, звезда, честь. Какие это слова? (имена существительные). Попробуйте от этих существительных образовать имена прилагательные. (счастливый, берёзовый, кленовый, ненастный, звёздный, честный). Запишите эти слова. Обозначьте в них орфограммы.

- А сейчас ребята, распределите имена прилагательные, которые вы видите на доске на карточках: маленький, длинный, сладкий, красный, голубой, солёный, кислый, большой, чёрный.

 в 3 столбика (работа по рядам)

1. Обозначающие вкус; (сладкий, солёный, кислый)

2. Обозначающие цвет; (красный, голубой, чёрный)

3. Обозначающие размер; (маленький, длинный, большой).

- Итак, что вы моете сказать, какие бывают прилагательные? (обозначающие разные значения).

- А сейчас послушайте текст.  

На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду.

- А теперь послушайте этот же текст без имён прилагательных. Что вы можете сказать изменился текст? Почему? (Без прилагательных текст скучный, неинтересный).

- Какую роль играют имена прилагательные в речи?

- Как вы думаете какова тема нашего урока? (роль имён прилагательных в тексте).

- Какие цели поставим на урок? (определить роль имён прилагательных в тексте; находить прилагательные в тексте).

Проверять домашнее задание;

Проговаривать правило;

Записывать слова, обозначать орфограммы;

Отвечать на вопросы;

Образовывать прилагательные от существительных;

Обозначать орфограммы;

Работать с карточками;

Классифицировать;

Отвечать на вопросы;

Слушать;

Анализировать;

Сравнивать;

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели;

К: слушать и 

понимать речь других;

 пользоваться приёмами слушания.

П:правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выполнять учебные действия в устной форме.

К: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

П: определение темы урока;

3.

Решение частных задач.

М.: словесный;

П.: беседа

М.: практический;

П.: списывание текста

Физминутка

М.: практический;

П.: списывание текста

5 мин

2 мин

10 мин

- Ребята, откройте учебник стр. 68 упр. 118.

- Прочитайте текст.

- О ком в нём говориться? (о синей птице).

- Докажите что это текст-описание? (описывается птица, много прилагательных).

Работа в парах:

- Найдите в тексте описание внешнего вида синей птицы?

- Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?

- Какую роль играют в тексте имена прилагательные? (важную, передают смысл текста, украшают его).

- Спишите этот текст, подчеркните имена прилагательные и выполните взаимопроверку.

- Пришло время отдохнуть музыкальная физминутка;

- Продолжаем работать. Упр. 120.

- Прочитайте текст. О каком растении идёт речь? (Кошачьи лапки).

- Спишите этот текст, вставляя пропущённые буквы.

Взаимоконтроль в парах по эталону.

Читать текст;

Находить фрагмент описание внешнего вида;

Отвечать на вопросы;

Списывать текст, находить прилагательные, подчёркивать их;

Танцевать;

Списывать текст;

Вставлять пропущенные буквы; Объяснять свой выбор;

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

К: строить речевые высказывания;

Р: саморегуляция как способ мобилизации сил и энергии;

Р: действовать с учётом выделенных учителем отриентиров;

4.

Рефлексия. Подведение итогов.

М.: словесный;

П.: беседа

5 мин

- Ребята, о чём мы сегодня говорили? (об имени прилагательном). С какими текстами работали? (тексты-описания). Что вы можете о них сказать? Были ли трудности?

Рефлексия “Плюс, минус, интересно” - заполнение таблицы

Подводить итог урока

Находить и обобщать знания, полученные на уроке

Р: Осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...