Три склонения имен существительных (общее представление)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Новикова Ольга Сергеевна

Общее представление о трех типах склонения имен существительных в ед.числе.Знакомство с признаками имен существительных 1 склонения. Распознавание имен существительные 1 склонения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_sklonenie.docx16.11 КБ
Файл sklonenie.pptx67.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс.

Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных.

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в ед.числе; познакомить с признаками имен существительных 1 склонения; учить  распознавать имена существительные 1 склонения.

Формируемые УУД:

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; подведение под понятие, выделение следствий.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии и задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.

-Прочитайте название темы на с.89 учебника.

-Объясните значение слова «склонение.

-Что значит «имя существительное склоняется»? (Изменяется по падежам и числам.)

-Сформулируйте задачи урока.

-Узнать, что такое склонение имен существительных,

-какие бывают группы склонений,

-научиться определять 1 склонение имен существительных

3. Работа по теме урока (по учебнику).

1. Упр. 153(с.89)

-Прочитайте задание в упражнении Упр. 153(с.89)

-Просклоняйте письменно группы слов: 1 ряд- 1, 2-2, 3-3(Ученики работают самостоятельно. Коллективная проверка)

Презентация (проверка сам. раб.)

-Сравните окончания в каждой группе слов.

-Что вы заметили? (Окончания всех существительных, входящих в 1 группу, во всех падежах совпадают)

- Окончания всех существительных, входящих в 2группу тоже совпадают, но они отличаются от окончаний существительных 1 группы)

- Окончания всех существительных, входящих в 3группу тоже совпадают, но они отличаются от окончаний существительных 1 и 2 группы)

2. «Обратите внимание!»

-Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»

-Сколько групп склонений в русском языке?(Три)

-Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам).

3.Упр.154.

-Чтение задания.

-Самостоятельная запись слов.

-Какие слова вы написали?

- Какого они рода?

- Какие имеют окончания?

-В каком числе употреблены? (Это существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я в единственном числе).

Обратите внимание на то, что окончание –а пишется в словах после твердых согласных, а окончание –я- после мягких.

4.

-Прочитайте рубрику «Обратите внимание!» Какие имена существительные вы записали? (1-го склонения).

4. Вывод:

-Прочитайте сведения о языке.

-Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Приведите свои примеры        существительных 1 склонения.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.

-Упр.156

-Как вы думаете, однокоренные имена существительные всегда относятся к одному склонению? (Ответы детей).

-Прочитайте первую пару слов. Это однокоренные слова? (Да).

-Определите, относятся ли эти существительные к 1 склонению. Докажите.

-Выполните задания. Проверка по цепочке: ученики читают пары слов, называют существительные 1 склонения. Самопроверка.

7. Словарная работа

-Запишите в словарик слова «беседа», «беседовать», поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Найдите значение слова «беседа» в толковом словаре. Подберите однокоренные слова, запишите их.

8.Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

-Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 1 склонения.

Быль-сказка, вред-польза, война-мир, грязь-чистота, работа-отдых, родина-чужбина, тишина-шум, тоска-веселье, нищета-богатство, молодость-старость. (Самопроверка).

Оцените свою работу на уроке.

9. Подведение итогов урока.

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

-Что такое склонение?

-Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных. (Именительный падеж, единственное число, род, окончание).

-Сколько групп склонений в русском языке?

10. Домашнее задание. Упр.155 стр.90 правило с.90

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 склонение И.п . кто? что? лиса, сестра, папа Р.п . кого? чего? лисы , сестры , папы Д.п . кому? ч ему? лисе , сестре , папе В.п . кого? что? лису , сестру , папу Т.п. кем? ч ем? л исой , сестрой , папой П.п . о ком? о чем? о лисе , о сестре , о папе

Слайд 2

2 склонение И.п . кто? что? гнездо , стол , окно Р.п . кого? чего? гнезда , стола , окна Д.п . кому? ч ему? гнезду , столу , окну В.п . кого? что? гнездо , стол , окно Т.п. кем? ч ем? гнездом , столом , окном П.п . о ком? о чем? о гнезде , о столе , об окне

Слайд 3

3 склонение И.п . кто? что? степь , рожь , глушь Р.п . кого? чего? с тепи , ржи , глуши Д.п . кому? ч ему? степи , ржи , глуши В.п . кого? что? степь , рожь , глушь Т.п. кем? ч ем? степью , рожью , глушью П.п . о ком? о чем? о степи , о ржи , о глуши

Слайд 4

1 склонение М.р . Ж.р . И.п . ед.ч . -а -я Пчела , заря , дедушка , Коля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Три склонения имён существительных (общее представление)".

Предмет                               Русский язык...

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».

Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числеЗадачи:- формировать пре...

Открытый урок на тему: «Три склонения имён существительных (общее представление)»

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс...