Русский язык "Фразеологизмы" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_ovchinnikova_n.g.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Преподаватель: Овчинникова Наталья Геннадьевна

Класс: 4

Тема урока: Фразеология. Морфология

Цель учителя: Формировать умение употреблять в речи фразеологизмы. Обобщить сведения о частях речи.

Цель ученика: Научиться употреблять в речи фразеологизмы.

УУД:

  1. Познавательные: знаково-символические, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
  2. Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций.
  3. Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция.

Задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать представление о фразеологизмах.
  2. Формировать умения опознавать фразеологические обороты.
  3. Закрепить умение распознавать разные части речи;
  4. Закрепить умение.

Воспитательные:

  1. Активизировать  интерес учащихся к фразеологии, морфологии.
  2. Выявить и формировать нравственные убеждения  школьников.
  3. Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия текста.
  2. Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.
  3. Способствовать развитию умения полно, развёрнуто отвечать на вопрос.

Оборудование: учебник,  интерактивная доска

Тип урока: комбинированный

Технологическая карта урока

Дидактическая структура

урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению   планируемых результатов

Планируемые

результаты

Организационный этап

Слушание: глобальное, не оценочное, нерефлексивное

Образец записи учащихся

(дата, классная работа)

Метод: слово учителя

Прием:  ведущее слово, инструктирующее слово

Передайте тетради с домашним заданием. В розданных тетрадях запишите дату вид работы.

Контроль ЗУН

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

Образец записи учащихся

Просматривать местность с высоты, обновить весенний наряд, дальновидный поступок, пахучая жидкость, честный поединок, чесночный запах, пощадить самолюбие подруги, тенистый уголок аллеи, тяжелый рюкзак, радостное ожидание, увядает красота.

Метод: Диктант

Прием: Словарный диктант

Проведем словарный диктант. Слушаем внимательно и записываем.

Методический материал

Просматривать местность с высоты, обновить весенний наряд, дальновидный поступок, пахучая жидкость, честный поединок, чесночный запах, пощадить самолюбие подруги, тенистый уголок аллеи, тяжелый рюкзак, радостное ожидание, увядает красота.

Словарный диктант

Сформированность знаний по данному заданию.

Изучение нового материала

Образец ответов учащихся

Фразеология – раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания.

Метод: работа с теоретическим материалом в учебнике

Запишите тему урока. Фразеология.

Откройте учебники на 49 странице  

Итак, дайте определение фразеологии.

Работа с теоретическим материалом в учебнике

Умение работать с теоретическим материалом в учебнике

Закрепление знаний, формирование умений

Образец ответов учащихся

Бежать сломя голову – бежать быстро; Пускать пыль в глаза – врать; Падать духом – отчаиваться; пара пустяков – легко; кожа да кости – худой, не по дням, а по часам – быстро, на мякине не проведешь – не обманешь, заговаривать зубы – отвлекать внимание.

Образец записи учащихся

Работать спустя рукава – работать плохо. Работать засучив рукава – работать хорошо. Упасть духом – отчаяться, воспрянуть духом – взбодриться, обрадоваться, распускать нюни – плакать, брать себя в руки – собраться, заварить кашу – устроить беспорядки или неприятности, расхлебывать кашу – расплачиваться за содеянное.

 Образец записи учащихся

Точить ляса – болтать, молоть языком, разводить узоры, чесать зубы – болтать. Стереть с лица земли, камня на камне не оставить, сравнять с землей, разнести в щепки – разрушить. Прикусить язык, проглотить язык, набрать в рот воды, закрыть рот на замок – замолчать. Класть зубы на полку – ограничивать себя самым необходимым.

Образец записи учащихся

Я утер всем нос, долго водил друга за нос, окунулся с головой в учебу.

Образец ответов учащихся

Золотые руки, шаловливые руки, кривые руки, дойти до ручки.

Метод: Упражнение

На странице 49, выполним упражнение 506 устно. Ваша задача подобрать к предложенным фразеологизмам слова-синонимы.

Метод: Упражнение

На этой же странице, выполним 507 упражнение, устно. Ваша задача, доказать, что данные в парах фразеологизмы противоположны по своему значению.

Метод: Упражнение

Выполним упражнение 508. Ваша задача, каждую группу фразеологизмов заменить одним глаголом. Запишите эти слова и разберите их по составу.

Метод: Упражнение

На странице 50, выполним упражнение 509, под номером 1, устно. Ваша задача рассмотреть иллюстрации, в которых обыгрываются фразеологизмы утереть всем нос, водить за нос, окунуться с головой. С данными фразеологическими оборотами составьте устное высказывание.  

Проверим, что у нас получилось.

Метод: Упражнение

Выполним 511упражнение, под номером 1, устно. Ваша задача, придумать 2-3 фразеологизма и объяснить значение этих устойчивых выражений.

Подбор слов-синонимов.

Определение значений фразеологизмов.

Разбор слов по составу.

Составление устного ответа по предмету.

Умение работать со словарем.

Применение ранее полученных знаний.

Умение составлять связный устный ответ по предмету.

Обобщение и систематизация знаний и умений (морфология, части речи)

Образец ответов учащихся

Морфология – изучает слово как часть речи. Синтаксис – рассматривает правила  построения словосочетаний, предложений.

Образец ответов учащихся

Части речи в русском языке делятся на 2 группы: Самостоятельные части речи и служебные.

Образец записи учащихся

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем

(Иван Никитин)

Разноцветным – разными цветами.

Образец записи учащихся

1.Бег-ал – гл; бег-ст-во – сущ; бег-сущ; бег-ун – сущ; бег-лый – прил. 2.Скрип-ка-сущ; скрип-у-чий – прил; скрип – сущ; скрип-ит-гл; скрип-ач-сущ; 3.Два-числительное; двоиться-гл; двойной – прил; двойка – числ, двойняшки – сущ.

Метод: работа с теоретическим материалом в учебнике

Прием: создание таблицы

Откройте учебник на странице 52. Прочтите определение и объясните, что изучает морфология и синтаксис.

Верно.

Обратимся к определению на странице 53.

На какие группы делятся части речи в русском языке?

Чтобы нам было проще запомнить, составим схему. Итак, впишите части речи.

Метод: Упражнение

Выполним упражнение 517, письменно. Вам нужно записать текст. Указать, что обозначают слова, относящиеся к самостоятельным частям речи. Проведите лексический разбор выделенного слова.

Метод: Упражнение

На странице 54, выполним упражнение 518. Ваша задача приемом поморфемного письма записать слова первой и второй группы. Определить к какой части речи относится каждое слово.

Работа с теоретическим материалом в учебнике.

Создание схем и таблиц.

Работа со словарем.

Поморфемное письмо.

Определение частей речи.

Сформированность знаний по данной теме.

Комментирование домашнего задания

Слушание: глобальное, не оценочное, нерефлексивное

Запись в дневнике

Метод: Слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Запишите домашнее задание.

Страница 51, упражнение 515. Дома вам нужно переписать данный текст.  В рабочих тетрадях выполнить задания на странице 114 и 116, подготовка к контролю.

Рефлексия

Метод: Слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

Ребята, на доске перед вами несколько фраз, выберите один любой и дополните его в зависимости от того, как, по вашему мнению, продуктивно или нет. прошел урок.

  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…

Анализ работы на уроке

Умение анализировать свою познавательную деятельность.

Подведение итогов урока

Образец ответов учащихся

Научились определять устойчивые словосочетания. Так же вспомнили, морфологию, и части речи.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Сегодня на уроке, мы познакомились с фразеологизмами. Чему мы с вами научились?

Устное высказывание.

Самостоятельное формулирование итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по русскому языку2 класс по учебнику Рамзаева

планирование содержит основные требования к уровню обученности учащихся...

Урок "За землю Русскую" 3 класс "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа России»

Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким  знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа Росс...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....