План-конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Звонкие и глухие согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Звонкие и глухие согласные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

 по  русскому языку

во 2 классе  А

Тема: «Парные согласные: звонкие и глухие»  
(Технологическая карта изучения темы)

Тема

 «Парные согласные: звонкие и глухие»  

Цель

Задачи

Развитие умений  находить  и различать звонкие и глухие согласные.

  • Образовательные (предметные):формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные; упражнять в умении писать слова с парными звонкими и глухими согласные;
  • Коррекционные:развивать фонематическое восприятие на основе специальных упражнений на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами;
  • Воспитательные:воспитывать у обучающихся интерес к письму, формировать нравственные качества.

Формировать БУД:

Личностные: способность косвоению  социальной роли ученика,  начальным представлениям о здоровом и безопасном образе жизни:   охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка), проявлять интерес к учению.

Метапредметные:

Регулятивные БУД:   умение самостоятельно организовывать свое рабочее место, следовать режиму организации учебной деятельности; определять план выполнения заданий под руководством учителя; корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий под руководством учителя.

Познавательные БУД:  умение ориентироваться в учебнике и тетради, у доски под руководством учителя;  слушать и отвечать на  вопросы учителя и самостоятельно их задавать; анализировать, сравнивать, сопоставлять; использовать знаково-символичные средства;   выполнять действия по образцу; делать элементарные обобщения. Группировать предметы на основе существенных признаков, делать простые выводы с помощью учителя.

Коммуникативные БУД:   умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других;  

Планируемый результат

 Правильно определять парные согласные звонкие и глухие; писать  слова, предложения с данными буквами.

Основные понятия

Слово, гласные и согласные, звонкие, глухие, предложение.

Межпредметные связи

Чтение и развитие речи, логопедические занятия.  

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник: «Русский язык» Воронковой В.В. для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012- 128с.

-Рабочие тетради.

-Методическое пособие.

-Презентация.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах.    

ХОД УРОКА

Слайд 1«Заставка»

  1. Организационный подготовительный этап

Об-ся  стоят  в  кругу, взявшись за руки.

У.: Давайте, ребята создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. Молодцы!

 А теперь начнём урок:

 Прозвенел звонок веселый.

         Мы начать урок готовы.

   Будем слушать, рассуждать,

   И друг другу помогать.

   (об-ся садятся за парты)

  2.   Актуализация  знаний  Коррекция временной связи.  Развитие  воображения.    

Слайд 2

У.: Ребята, посмотрите,  нам пришло письмо  (читает об-ся)

Слепили зимой во дворе ребятишки,
Не горку слепили, не мишку.
Слепили из снега зимою парнишку.

Не нос, а морковка, не шляпа- ведро.

У.: Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.

Слайд 3(Снеговик) У.: Куда же попал снеговик? На какой урок? Скажите снеговику:Какой у нас урок? Чем мы занимаемся на уроках письма? (читаем, пишем)

У.: А что мы умеем  писать? (буквы,слова)

У.: А с какими буквами мы будем писать слова, предложения? (гласными и согласными)

У.: Для тех, кто будет стараться на уроке, Снеговик приготовил сюрприз.

          3.  Постановка цели и задач урока

Слайд 4 ГЛУХИМИ  ЗВОНКИМИ  И СОГЛАСНЫМИ  ПИСЬМО СЛОВ СО

 (Коррекция ориентации в пространстве)

У. Что написано? Вам понятна эта запись? Что нужно сделать чтобы её прочитать?

Правильно расставить слова в предложении.  Попробуйте!    

(об-ся составляют предложение)

Слайд 5 ПИСЬМО СЛОВ СО ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ

У.: Это будет вам заданием для работы  на уроке.

4.  Первичное закрепление:

У.: Скажите  Снеговику, о каких согласных мы говорили на прошлых уроках. (О парных звонких и глухих согласных). Сегодня на уроке  мы  будем писать слова и предложения с этими согласными.

Слайд6 «Собери буквы в пары».Коррекция памяти, логического мышления, внимания.
б-п  в-ф  г-к  д-т  ж-ш  с-з

У: Какие согласные? (Парные звонкие и глухие) Почему звонкие? (голос и шум) Почему глухие?(только шум).

Я показываю  задание  на экране, а вы показываете на  карточках ответ (для самопроверки ответ демонстрируется на проекторе).На экране появляются буквы: звонкие согласные, об-ся должны показать карточки с глухими согласными.  Затем проверяют по слайду (самопроверка)

(В это время даётся инд. задание на карточке Максиму) - учитель периодически проверяет его работу.

У.: Встаньте те, у кого нет ни одной

ошибки. Молодцы! Я рада за вас!

(Учитель проверяет работу у Максима, а об-ся собирают карточки с буквами в конверты)

У.: Ваши знания о парных согласных помогут вам на протяжении всего урока. Сегодня на уроке мы попробуем выполнить все желания Снеговика.

У.: Тема урока  «Парные согласные: звонкие и глухие».

У.: Чтобы выполнить желания Снеговика мы отправимся в зимний лес!(звучит  сказочная музыка, об-ся закрывают глаза)

Добро пожаловать в зимний лес!

(развитие воображения)

5.  Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Слайд7 «Пиши красиво».

(Минутка чистописания)Коррекция зрительного анализатора, мелкой моторики,  памяти, внимания.  Коррекция  умения и навыка самостоятельной работы.

У. Снеговик хочет посмотреть, как вы умеете красиво и правильно писать буквы.

У.:  - Перед работой в тетрадях проведём гимнастику для глаз и  подготовим пальчики к письму:  

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы сейчас писать,

Будем мы сейчас писать,

Чтобы грамотными стать.

У. Скажем Снеговику какое сегодня число? Откроем  тетради.  Что вы увидели?    Назовите буквы? Попробуйте в тетради написать каждый свою букву (инд-диф. зад-е).

Но, сначала напишите   число и классная работа.

(самостоятельная работа)

У.:Поменяйтесь тетрадями с соседом. Посмотрите внимательно, найдите  красиво и правильно написанную букву и подчеркните.

Верните тетради!        

У.:  Поднимите руку те, у кого подчеркнули красиво написанную букву. Вы согласны, правильно вам подчеркнули?

Молодцы! Я рада за вас!

Слайд8 «Загадки Снеговика»

(Словарная работа.)Коррекция логического мышления, памяти, фонематического восприятия

У.:  Помогите Снеговику отгадать загадки, записать отгадки и подчеркнуть звонкие и глухие согласные.

                      (Отгадки пишем на доске и в тетрадях.)

Какой это мастер

На стекла нанёс

И листья, и травы,
И заросли звезд. (Мороз)

Без досок, без топоров                      С неба к нам он прилетел,
Через речку мост готов.                    Покружился, тихо сел,
Мост - как синее стекло:                   Замерзающую землю
Скользко, весело, светло. (Лед)         В шубу белую одел. (Снег)


Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры - помчались с горы.(Санки)

Что зимой в трубе гудит? (Ветер)

Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи)

У.:  Поднимите руку те, у кого не было ни одной

ошибки. Молодцы! Я рада за вас!

Слайд 9 Физминутка

«Игра с мячом».Коррекция двигательной активности, внимания, памяти.

(Учитель от имени Снеговика называет и показывает звонкий согласный, ученики – глухой и наоборот).

Слайд 10 «Пропала буква»(вставить нужную букву)и«Составь из слов предложение»Коррекция логического мышления, памяти, зрения

у.орыморо.

У.: Помогите Снеговику найти букву и вставить в слова. Возьмите карточки с данными словами и подойдите к столам. Со словом УЗОРЫ к одному столу, а со словом МОРОЗк другому.

«Составь из слов предложение»(работа с деформированным предложением)

У.: Перед вами два одинаковых  задания:  попробуйте  составить предложение с данными словами.

узоры, на, Мороз, окне, рисует    скоро,   год,   Новый

У.:  Результат работы группы будут представлять  Саша и Алёша.

Проверка выполненного задания: Первая группа читает ответы, вторая проверяет. Затем   вторая читает, а первая проверяет.

У.:   Молодцы! Я рада за вас!

 Слайд  11 Физминутка(музыкальная)

Слайд12 «Работа в тетради»(работа с деформированным предложением) Коррекция внимания, памяти, зрения

Скоро Новый год. Мороз рисует узоры на окне.
(Учитель записывает на доске, обучающиеся пишут в тетрадях, подчеркивают звонкие и глухие согласные).

У.: Помогите Снеговику начертить схему предложения«Мороз рисует узоры на окне»

(об-ся выполняют задание самостоятельно, а затем проверяют по слайду)

У.:  Поднимите руку те, у кого не было ни одной

ошибки. Молодцы! Я рада за вас!

У.: Снеговик очень доволен вашей работой. И говорит, что  нам пора вернуться в класс. Но он к нам ещё вернётся, скоро Новый год. Обратный путь у нас короткий. Закроем глаза.  

(звучит сказочная музыка, об-ся закрывают глаза)

6.  Итог  урока

Слайд    13 Тема урока Парные согласные: звонкие и глухие.

У.:  Тема нашего урока Парные согласные: звонкие и глухиепомогла ли намсправится с желания Снеговика?  (Да).    Что вы делали на уроке?( писали).  Что писали? (Слова, предложения)  Какие буквы вы писали в словах?  (Парные согласные звонкие и глухие).

Слайд 14 Рефлексия (солнышко и тучка)

У.: Рады ли вы тому, что   сегодня выполнили все желания Снеговика?

У.: Большое спасибо вам за хорошую работу.   Если вам понравился урок,  и вам на уроке было хорошо, покажите солнышко. А если вдруг кому-то было плохо и скучно, покажите тучку.

Молодцы! Я рада за вас.

Спасибо!

РЕЗЕРВ:  Задания от имени Снеговика: хлопнуть в ладоши, если слово начинается на звонкий согласный, не хлопать, если слово начинается на глухой согласный.

Зима, горка, санки, ветер, шапка, каток, шуба.