Урок "Падежи имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Веденьева Анна

Урок русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_padezham.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Веденьева Анна Сергеевна

Тема: Падежи имён существительных

Тип: урок закрепления изученного материала, применение знаний и умений

Цели:  • учить применять на практике полученные знания;

• закреплять умения определять падеж по вопросу и предлогу;

• обучать работе в группах;

• развивать навыки правописания;

• способствовать развитию памяти, речи, внимания;

• содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку;

• воспитывать интерес к предмету.

Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные.

Планируемые методы, приёмы, технологии: • обучение в сотрудничестве, работа в группах;

• информационно-коммуникационные технологии;

• словесные (рассказ, беседа), наглядные (карточки, презентация);

• практические (работа по карточкам), игровые.

Планируемые результаты: • учащиеся запомнят названия падежей;

• научатся изменять имена существительные по падежам;

• определять падеж имён существительных в предложении;

• находить несклоняемые имена существительные;

• отработают навыки работы в группах.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  • чистописание
  • словарная работа
  • проверка домашнего задания
  1. Самоопределение к деятельности
  2. Работа по теме урока: отработка навыка склонения существительных и определение падежей
  3. Физкультминутка
  4. Закрепление умений и навыков в определении падежей, коллективная и самостоятельная работа
  5. Домашнее задание
  6. Рефлексия
  7. Подведение итогов урока

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Ребята, станьте ровно, красиво. Порядок у всех на рабочих местах?

Ученик читает стихотворение: 

С первого класса учу русский язык.

Нет его красивей, я к нему привык.

Хоть язык и трудный, я его люблю:

Я пишу диктанты, правила учу.

И хотя он не цветок, он нуждается в заботе.

Прихожу я на урок и уже готов к работе.

Учитель: Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? Сейчас мы это проверим.

  1. Актуализация знаний

1.  Минутка чистописания

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв, мы сегодня будем повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП) Правильно!

Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво писать? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии)

Выполните минутку чистописания, а я посмотрю, кто красивее всех напишет. Спинки, локти на месте?

Молодцы! Все красиво написали.

Назовите звуки этих букв. Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему? (Лишняя буква – И, потому что она гласная)

А кто из вас догадался, почему именно эти буквы мы с вами сегодня писали? (Потому что это первые буквы в названии падежей)

Молодцы! Переходим к следующему заданию.

2.  Словарная работа

На доске написаны слова. Один ученик вставляет пропущенные буквы и ставит ударение в словах. т..варищ, т..варищу, т..варищеский, т..варища.

Учитель: Найдите лишнее слово. (Лишнее слово – товарищеский, потому что это прилагательное, однокоренное) Слово стирается с доски. Ученики записывают оставшиеся слова.

Учитель: Посмотрите внимательно на эти слова. Что общего у всех этих слов? (это формы одного слова) Чем они отличаются? (окончаниями) Что можете ещё сказать о словах? К какому правилу относится слово товарищ? (правописание имён существительных с шипящими на конце слова) Назовите ещё слова на это правило. Почему в этом слове нет Ь знака? (потому что это имя существительного мужского рода)

3. Проверка домашнего задания

Несколько учеников читают составленные словосочетания с именами существительными в разных падежах.

  1. Самоопределение к деятельности

Учитель: Какие морфологические признаки мы можем определить у имени существительного? (начальная форма, имя собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж)

Ребята, а что вы знаете о падежах? (В русском языке 6 падежей, у которых есть вопросы и слова помощники)

Почему у каждого падежа по два вопроса? (кто – одуш., что – неодуш.)

Как называются все падежи, кроме Именительного? (косвенные)

В каком падеже стоит подлежащее? (в Именительном)

Какой падеж без предлога не употребляется? (Предложный)

Предлоги к и по пишутся с существительными, в каком падеже? (в Дательном)

У какого падежа вспомогательное слово вижу? (у Винительного)

Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (Именительный)

У какого падежа вспомогательное слово горжусь? (у Творительного)

Какая поговорка помогает запомнить последовательность падежей в русском языке? (Иван рубил дрова, Варвара топила печь)

А мне кто-нибудь подскажет тему нашего урока? (Падежи имён существительных)

А как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься? (упражняться в определении падежей имен существительных)

  1. Работа по теме урока

1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Вспомним, как определить падеж имени существительного? (Найти слово, к которому относится имя существительное, поставить от него вопрос; по вопросу и предлогу определить падеж)

Работа в группах: каждая группа получает по 6 карточек

  1. с названиями падежей
  2. с вопросами
  3. со словами-помощниками

Ученики на магнитной доске выставляют эти карточки. (Проверка коллективная)

2. Склонение имён существительных

Учитель: А сейчас мы проверим, как вы научились склонять имена существительные. Назовите синоним к слову товарищ. (Друг) Кого мы называем другом? Как называются отношения между друзьями? (дружба)

Просклоняйте имена существительные. (Самостоятельная работа)

  1. друг
  2. дружба
  3. друзья

Взаимопроверка.

Учитель: Как оценили ваши работы? Кто справился?

А чем имя существительное друзья отличается от других? (стоит во множественном числе) Какой вывод можно сделать? (Имена существительные во множественном числе изменяются по падежам, но имеют другие окончания)

3. Несклоняемые существительные

Учитель: Скажите, а какие существительные нельзя склонять? (несклоняемые) Приведите примеры. (Пальто, метро, шимпанзе и тд.)

  1. Физкультминутка

Именительный подпрыгнул,

А родительный – летал.

Дательный полез на горку,

А винительный – устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный – убежал.

Падежи нам все нужны

И при этом все важны!

  1. Закрепление умений и навыков

Работа по учебнику

Учитель: Откройте учебники на странице 58, упражнение 103. Прочитайте

Объясните, как определить падеж имён существительных в каждой паре словосочетаний? (найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос, по вопросу определить падеж)

Назовите падежи имен существительных. (Винительный и предложный) Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний. Проверка: несколько учащихся читают составленные предложения.

Прочитайте ниже сведения о языке. Какие предлоги употребляются с винительным и предложным падежами? (в, на, о)

Учитель: Переходим к следующему упражнению № 104 на странице 58.

В этом упражнении вы видите, что слова перепутаны. Наше задание составить из каждого набора слов предложение и записать его.

Первый набор слов прочитает нам … (имя ученика)

1. Почуяли, и, пчёлы, мёд, стали, жужжать, столом, над.

Составим предложение. (Пчёлы почуяли мёд и стали жужжать над столом) Записали его в тетрадь.

Следующие наборы слов исправляем самостоятельно. (4 ученика работают у доски)

2. Осу из миски мы спасали чайной ложкой.

3. Она сразу села на мёд и прилипла всеми лапками.

4. Потом прилетела оса.

5. Вечером на терассе мы пили чай с мёдом.

  1. Домашнее задание

Учитель: Посмотрите на составленные нами предложения. Можно ли из этих предложений составить текст? (да) Найдите подходящее по смыслу первое предложение, второе, третье, четвертое и пятое. Молодцы!

Вашим домашним заданием будет, составленный нами текст озаглавить и записать все предложения в таком же порядке, как мы проговорили сейчас. А так же надписать над выделенными именами существительными их падеж.

  1. Рефлексия

На доске прикреплены изображения домов, на крыше которых написаны названия падежей. У учащихся на столах карточки со словосочетаниями. Ребята, определив падеж имени существительного, прикрепляют эти карточки на домик с нужным падежом.

  1. Подведение итогов урока

Учитель: Все сегодня молодцы. А кто мне скажет, в чем же мы упражнялись на уроке русского языка?  И как же определить падеж имени существительного?

Хорошо. А теперь, используя фразы-помощники, расскажите о вашем мнении об уроке:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • я научился…
  • было трудно…

Учитель: Закончился наш урок, все старались, кто как мог. И сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.

Красный круг – недоволен своей работой

Желтый круг – есть над чем работать

Зелёный круг – доволен своей работой

Учитель: Вы сегодня все хорошо потрудились. Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...