Урок русского языка
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Валентина Волкова

Сочинение по картине Тропинина "Кружевница" 4класс.Конспект урока с УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Класс: 4

Учитель:  Волкова В.Н.

Учебный предмет: русский язык

Тема. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»

Тип урока. Развитие речи, написание сочинения.

Цель урока. Создать условия для составления текста по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»; самостоятельно составлять план текста; способствовать развитию умений составлять предложения с однородными членами, совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения; редактировать текст, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты. 

Познакомятся с репродукцией картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»;

 научатся определять тему и главную мысль текста;

 соотносить заголовок и содержание текста;

составлять текст по рисунку и опорным словам ;

анализировать иллюстрацию; составлять план текста;

 записывать текст по данной иллюстрации по плану.

Метапредметные УУД. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме .

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого.

Личностные результаты. Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка; проявлять уважительное отношение к иному мнению; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: компьютерная презентация, видео, карточки, учебник с репродукцией

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке нам предстоит большая и трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы отлично учимся! Всё у нас получится.

II. Актуализация знаний. Прослушайте знакомую песенку на муз. Г. Гладкова, сл.А .Кушнера. Какие жанры Изо. искусства были названы?

Послушайте стихотворение:

- Сейчас я вам загадаю загадку, вам нужно будет её разгадать. (СЛАЙД №2)

На стене висит давно, 
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется -…(картина)

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О картине)

А теперь послушайте стихотворение: (СЛАЙД №3)

Л. Юдников

То ли тонкий морозный узор,

То ли ветер над полем пшеницы …

Удивляют весь мир до сих пор

Рукодельем своим кружевницы.

Будто слышится пение птиц,

Тихий звон родников, потаённых …

Оживает в руках мастериц

То, что каждому сердцу знакомо.

Вологодские кружева …

Вопросы:

-О ком рассказывает поэт?

-Кого называют кружевницами?

- Что такое кружево?А что же такое кружево? (узорчатое сетчатое изделие, сплетенное из ниток)

Давайте заглянем в словарь Ожегова.

-С чем можно сравнить узоры на кружеве?Посмотрите на слайд ,вы видите разные работы ,платья,сумки,воротнички,перчатки.Как вы думаете много ли времени занимает этот труд?

- Откройте картинную галерею учебника, попробуйте определить, какую картину мы будем сегодня описывать? (СЛАЙД№4)

- Какие знания и умения нам понадобятся?

(Умение определять тему картины, жанр, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение)

- Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.

III. Работа по теме урока.

Мы сегодня будем работать с картиной. Нам нужно будет постараться понять художника, понять человека, рука которого творит чудо – картину.

- Ребята, назовите автора этой картины. Назовите годы рождения.Какой это век

 (СЛАЙД №5)

  1. Сообщение  ученика о В.А.Тропинине.

Василий Андреевич Тропинин – художник, который пишет картины. Родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных (Крепостные – люди, которых использовали в качестве прислуги). Ещё мальчиком В.А. Тропинин проявил способности к рисованию, однако барин (по-другому можно сказать хозяин) отослал его в Петербург в обучение к кондитеру. Там Василий Андреевич ходил на кружок по рисованию. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и однажды на выставке его картина была замечена самой императрицей. Он создавал не только портреты знаменитых людей, но и простых людей.

- Ребята, посмотрите на экран, здесь представлены знаменитые работы художника, что общего  в картинах?(На знаменитых картинах мы видим изображения детей.) (СЛАЙДЫ №6, 7, 8, 9)

- Всю свою жизнь автор изображает людей разного достатка, с разного рода занятиями: швей, ремесленников, прачек, людей, которым было нелегко, детей знакомых и незнакомых

2. Словарная работа

- Скажите, пожалуйста, как называется картина, с которой нам сегодня предстоит работать? («Кружевница») (СЛАЙД №10)

«Кружевница» была новым явлением в искусстве того времени. Впервые в русской живописи появилось произведение, воспевающее человека труда. К какому жанру можно отнести эту картину? (портрет)

- А что такое портрет? (Портрет – изображение человека или группы людей на картине или фотографии. Слово образовано от французского глагола ПОРТРЭР – «рисовать, выставлять») (СЛАЙД №11)

- Как мы назовем художника, работающего в жанре портрета? (Портретист)

Описывая картину, нам придется не один раз использовать эти понятия. Какими словами можно заменить в тексте данные термины. Запишите синонимические ряды (Портрет – работа, картина, холст, полотно, произведение; портретист – художник, автор, мастер, живописец)

Для того, чтобы понять картину, необходимо знать, как работали кружевницы.

- Кто-нибудь из вас знает, кто такая кружевница? (мастерица, плетущая кружева)

  1. Просмотр видео «Кружевоплетение». (СЛАЙД №12)

- Чем же плетется кружево? (коклюшкой)

- Посмотрите на экран, вы видите коклюшки, палочки с помощью которых плетут кружево.

(СЛАЙДЫ №13-14)

-Что такое коклюшка? Посмотрим в словарь Ожегова. (Коклюшка - палочка с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой на другом для плетения кружев) (СЛАЙД №15)

– Все необходимые для кружевоплетения предметы мы видим на картине В. А. Тропинина «Кружевница». Но что же хотел сказать нам автор своей картиной ,о чем она нам говорит?

А  главное на полотне не  предметы, а девушка, занимающаяся плетением кружев. Художник изобразил ее так, чтобы показать зрителям красоту человека, занятого трудом, ведь труд для русского человека всегда был одной из главных ценностей.

Беседа по картине  с помощью приёма «Лупа»а интерактивной доске.

- Давайте рассмотрим картину.

- Кто в центре картины? Чем занята девушка?

(молодая девушка, которая занята кружевоплетением)

- Как можно по-другому назвать изображенную девушку?

Назовите синоним к слову (кружевница, мастерица, работница, труженица, девушка)

Сейчас мы с вами будем работать в группах.

 Я вам раздам  карточки, которые вы должны заполнить по заданию. Кому досталась карточка с изображениями: «Лицо», «Руки», «Инструменты», «Одежда»

- На эти  детали надо обратить своё внимание при описании девушки.

СЛАЙД №16)Напишите эти слова на своих листах  в группах маркерами

Задание для 1 группы:

Опишите лицо (улыбающееся лицо, тёмные волосы, густые брови, румяные щёки, выразительные глаза, загадочный взгляд).

Задание для 2 группы:

Опишите руки (изящные, обнажённые) и пальцы (ловкие, привыкли к труду).

Задание для 3 группы:

Опишите инструменты для работы (иголки, коклюшки, подушечка) и изделие (белая ткань, почти выполненная работа, мастерство рукодельницы)

Задание для 4 группы:

Опишите одежду (светлое платье, розовый платок)

- О чём говорит одежда девушки? (девушка простая, возможно крестьянка)

- Что хотел сказать нам художник этой картиной?

(Простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой, в работе можно найти радость. Можно быть счастливым, получая удовольствие от труда. Кружевоплетение – искусство, через которое можно показать свое настроение, свою жизнь.)                               

- Ребята, а чем бы вы закончили описание картины? (своим мнением) спросить 1-2 чел.

- Ребята, посмотрите на экран. Краски холодных или тёплых тонов использует художник? Какие цвета преобладают? (СЛАЙД №17)

- Посмотрите на экран. Давайте выберем подходящее к нашей картине описание:

  1. Цветовая гамма

Краски тёплые

Тона спокойные, гармоничные

Нет резких контрастов

Используются мягкие золотисто-

коричневые тона

Краски холодные

Тона кричащие, привлекающие внимание

Используется приём контраста

Яркие тона

Какой делаем вывод? Каков колорит работ Тропинина? Мягкий, приглушённый – преобладают сероватые, красно-коричневые, зелёные тона)

- Какое настроение создает выбранная художником гамма красок? (От нее веет каким-то теплом, спокойствием.)

На доске опорные слова:

1. детали лица (улыбающееся лицо, тёмные волосы, густые брови, румяные щёки, выразительные глаза, загадочный взгляд)

2. руки (изящные, обнажённые)

3. пальцы (ловкие, привыкли к труду)

4. инструменты для работы (иголки, коклюшки, подушечка)

5. изделие (белая ткань, почти выполненная работа, мастерство рукодельницы)

6. одежда (светлое платье, платок)

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД №18)

V. Составление плана.

- Составим примерный план, по которому мы будем описывать картину.

- Какие три основных пункта мы должны выделять при написании сочинения?

 (Вступление, основная часть и заключение)

Ребята, у вас на столах листочки, куда вы запишете план написания сочинения.

 С чего бы вы начали писать в сочинении? (о художнике)

После краткой информации о художнике, о чем бы вы рассказали? (об образе девушки) 

 Далее вам нужно описать цвета картины, т.е. в каком цвете изображена картина.

 И высказать свое личное мнение к картине. (СЛАЙД №19)

  1. О художнике (Василий Андреевич Тропинин; художник – портретист;  портреты простых людей; женщина за рукоделием)
  2. Образ девушки
  • лицо: освещено, излучает тепло и умиротворение;
  • волосы: тёмно-каштановые;
  • брови: густые;
  • глаза: карие, выразительные; взгляд загадочный, весёлый, обращён на нас;
  • руки: обнажены; пальцы проворные, привыкли к труду; булавка, коклюшка;
  • стол: белая ткань;
  • труд: мастерство;
  • одежда: простое платье, косынка; крестьянская девушка
  1. Колорит картины (мягкий;  сероватые, охристые, зелёные)
  2. Моё отношение к картине

VI. Устное составление рассказа по картине (2-3 человека)

- Ребята, кто бы хотел сейчас устно составить сочинение? (спросить 2 чел.)

 Приступайте к написанию сочинения. Не забывайте проверять слова. После окончания работы еще раз прочитайте сочинение и проверьте его орфографически. Дома можно переписать на лист с разными

Задание для Лесонен Николая  (обучающийся с зпр 7вид):

Вставь в описание девушки пропущенные слова в карточке и спиши получившийся текст в тетрадь

  1. Описание девушки

Удивительно женственное, миловидное __________, сразу привлекающее взгляд; полулукавая, полутаинственная ________________, освещающая лицо;

быстрый ______________ девушки, на мгновенье оторвавшейся от работы;

темные, гладко причесанные _____________;

непокорные ____________, выбивающиеся из прически.

(,   улыбка,   взгляд, волосы,   прядки волос лицо,)

VII. Написание сочинения на черновике

Отложите ручки, у вас еще будет возможность дописать свои сочинения. …прочитай своё сочинение. Ребята, давайте проанализируем её(-го) сочинение.

VIII. Рефлексия

- Скоро Новый год. Давайте украсим нашу ёлочку снежинками. Ведь снежинка – это тоже в некотором роде кружево, созданное природой.

- Если услышанная и увиденная информация была вам полезна, интересна и с её помощью вы с лёгкостью написали сочинение, повесьте на ёлочку голубую снежинку. Ну а если этот материал не пригодился вам при написании сочинения – белую снежинку.

IX. Подведение итогов урока

- С творчеством какого художника познакомились?

- Какие его картины запомнились?

- Что обозначают слова: портрет и живопись? (изображение человека на картине)

- Как называют художника, работающего в жанре портрета? (портретист)

- В чём исключительность творчества В.А. Тропинина как портретиста?

(сходство с реальным, выразительность)

X. Домашнее задание.

Переписать сочинение на чистовик . Записать в словарик слово портрет.

(СЛАЙД №20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....