Закрепление изученного по теме «Имя существительное».
план-конспект урока по русскому языку на тему

Иващенко Наталья Григорьевна

 Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».

Урок включает:устную работу, игра " Докажи словечко", "Заказ", работу с учебником, тест- опрос, физминутки, обсуждение урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_9_kl.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей  специальная (коррекционная) школа-интернат  для детей с ограниченными  возможностями здоровья ст-цы Староминской Краснодарского края

Урок письма и развития речи

9 класс

Закрепление изученного по теме «Имя существительное»

  Подготовила: Иващенко Наталья Григорьевна

2015 год

Тема урока: Закрепление изученного по теме «Имя существительное».

Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа;

- закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Коррекционные:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;

Воспитательные:  

 - воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

- воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия, самостоятельности и др.).

  1. Организационный момент.

-  С каким настроением вы пришли на урок?

Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

- Если вы готовы, начинаем урок. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число,  место выполнения работы. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы. Тему урока мы запишем чуть позже.

  1. Постановка темы и целей урока.

- Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока:

«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов».

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

- О какой части речи можно так сказать?

- Молодцы. Конечно, это - имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков. Итак, запишите тему урока «Имя существительное».

  1. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем  существительным, и приведём примеры?   
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

 -  А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

- Что вы знаете о роде имён существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

- Как изменяются имена существительные?

(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

- Как может изменяться имя существительное?

(Имя существительное может изменяться по вопросам, по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу).
- Что мы ещё не сказали о существительном?
(Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и  ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).

- Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи.

- Для чего,  по-вашему мнению, надо изучать имена существительные?

 (Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).

- Правильно. Молодцы.

- Далее на уроке мы будем выполнять различные задания.

Зрительная гимнастика

  1. Работа по теме урока.

1). Устная работа.

- Прочитайте пары слов, объясните, по какому грамматическому признаку они составлены.

  1. Облака – облако (число).
  2. «Весна» - весна (собственное, нарицательное).
  3. Музыка – музыкант (одушевлённое, неодушевлённое). 

2). Игра «Доскажи словечко».

- Вам необходимо добавить последнее слово, записать его в тетрадь, при проверке объяснить его написание, показать соответствующую сигнальную карточку.

  1. Каждый колосок хорош,

            На полях созрела _____ (рожь).   

  1. Услыхал деревьев плач

Знаменитый дятел- ____ (врач).

  1. Возле штанги, как циркач,

Я ловлю футбольный _____ (мяч).

  1. Луна и ночь,

Что мать и _____ (дочь).

  1. В полдень или в полночь

Друг придёт на _____ (помощь).

  1. В этот час такая тишь,

Только слышно: «Спи, _______ !» (малыш).

- Молодцы, и с этим заданием справились.

3). Игра «Заказ».

- На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых нужно определить, чтобы выполнить мой заказ.

Итак, я заказываю имя существительное Д.п.

(Усталое солнце по небу гуляет).

- А сейчас я заказываю имя существительное Т.п.

(Ленивая туча над лесом скучает).

- Теперь найдите имя существительное, стоящее в предложении в П.п.

(На сонной берёзе щебечут синицы).

- И, наконец, я заказываю имя существительное Р.п.

(Спит ветер игривый средь поля пшеницы).

- Прочитайте четверостишие, которое у нас получилось.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.  (А. Громова).

Физминутка.

5). Работа с учебником. Контрольные вопросы и задания. Стр. 72 - 73

6). Экспресс – опрос «Да или нет».

- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и ответить на вопросы.

1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).

2. Небо – это существительное мужского рода (-).

3. Слова «кафе», «эскимо», «какаду» изменяются по падежам (-).

4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я (+).

5. Существительное «без галош» пишется с мягким знаком (-).

6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (-).

1

2

3

4

5

6

+

-

-

+

+

-

  1. Итог урока. Оценивание.

- О какой части речи мы вели разговор на уроке?

- Какие признаки имени существительного мы повторили?

- Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.

- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:

- Я молодец!

- Я старался, но мне помогали.

- Не все получалось.

- Мне было лень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока математики по теме "Закрепление изученного по теме "Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание"

План-конспект урока, данного на семинаре директоров школ Почепского района. Урок - сказка. Ребята учились принимать и сравнивать цели и задачи  учебной деятельности, находить средства и способы е...

Закрепление изученного о склонении имён существительных

Конспект урока русского языка по теме "Закрепление изученного о склонении имён существительных" 4 класс ОС "Гармония" ФГОС...

Конспект урока. Тема: Закрепление изученного по теме «Скорость. Время. Расстояние».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения решать задачи на движение, совершенствовать вычислительн...

Открытый урок по математике 3 класс тема :"Закрепление изученного по теме "Решение уравнений""

Конспект и презентация открытого урока по математике для 3 класса по программе "Школа России". Учащиеся закрепляют полученные знания по теме "Решение уравнений". На уроке учащиеся ...

Разработка урока по математике во 2 классе по теме: «Закрепление изученного по теме « Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»

В методической разработке содержится конспект урока и презентация по теме "Устные приемы сложения  и вычитания в предела 100", а также информация о реформах Петра1....