Конспект урока на тему "Различение глаголов 1 и 2 спряжения".
план-конспект урока по русскому языку по теме

Иващенко Наталья Григорьевна

Цели: формирование навыков определения спряжения глагола по инфинитиву;

повторение правила проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения;

закрепление правописания мягкого знака в глагольных формах;

формирование орфографической зоркости;

развитие познавательных процессов;

воспитание умения различать положительные и отрицательные качества человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma_i_razvitiya_rechi.docx51.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей  специальная (коррекционная) школа-интернат  для детей с ограниченными  возможностями здоровья ст. Староминской Краснодарского края

УРОК ПИСЬМА

 И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

9 класс

Учитель Иващенко Наталья Григорьевна

2012 год

Тема урока: Различение глаголов I и II спряжения.

Цели: формирование навыков определения спряжения глагола по инфинитиву;

повторение правила проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения;

закрепление правописания мягкого знака в глагольных формах;

формирование орфографической зоркости;

развитие познавательных процессов;

воспитание умения различать положительные и отрицательные качества человека.

Ход урока.

Организационный момент.

«Глагол – самая огнедышащая, самая свежая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка». А. Югов

Постановка проблемного вопроса.

 - Почему я произношу «похвальное слово» глаголу?

 - Какую роль выполняет глагол в нашей речи?

(Без глаголов не обойтись. Чем точнее, образнее, ярче описывает он действие, тем интереснее его слушать).

Актуализация знаний.

 - Предлагаю вам несколько слов. Прочитайте их.

Мечтать, верить, грустить, жалеть,

 - Что у этих глаголов общего? (н. ф.)

 - На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

 - На какие две группы можно разделить эти глаголы? (Глаголы первого и второго спряжения).

 - Как вы определили тип спряжения? (По неопределенной форме, этот способ является самым надежным).

 - Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие – ко второму? Проверьте по книжке-опоре.

 - Какой еще способ существует? (По личному окончанию).

 - Как определить спряжение глагола по личному окончанию? Проверьте по книжке-опоре.

 - Для чего необходимо определять спряжение глаголов? (Чтобы правильно записывать безударные личные окончания глаголов).

Определение темы и целей урока.

 - Учитывая то, что на предыдущих уроках мы подробно говорили о глаголах первого спряжения, отдельно работали с глаголами второго спряжения; учитывая то, что с новым материалом на данном уроке знакомиться не будем, подумайте, как может звучать тема сегодняшнего урока?

 - Учитывая тему урока, определите цели урока с помощью опорных слов.

  Закрепить      умения определять спряжение глаголов.

  Повторить     правило правописания безударных личных окончаний         глаголов настоящего и будущего времени.

 - Прочитайте еще раз данные глаголы. (Мечтать, грустить, верить, жалеть). Подумайте, чем еще сходны эти глаголы? (Называют чувства человека, его поступки).

 - О чувствах и поступках людей мы также будем говорить на уроке.

Основная часть.

  1. Минута чистописания.

Упражнения для пальцев.

Упражнения в чистописании.

- Что обозначает эта запись?

Письмо по памяти.

Доброе слово железные ворота открыва…т.

 - Как понимаете пословицу? Какая буква пропущена? Какие еще правила правописания в данных словах вам знакомы?

 - Запишите по памяти. Проверьте.

Орфографическая минутка.

 - Что еще умеют делать слова? Прочитайте.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

 - Объясните смысл четверостишья. Как можно словом причинить боль, а как утешить?

 - Согласно теме урока, подумайте, какие виды заданий мы можем выполнить по данному тексту? (Орфографический разбор, определение спряжения глаголов).

 - Сделайте вывод. Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?

Отгадывание кроссворда.

 - Я вам предлагаю глаголы неопределенной формы, а вы запишите их в нужной форме, объясняя при этом правописание безударных окончаний глаголов. Разгадав кроссворд, узнаете ключевое слово.

 - Посмотрите на кроссворд. В какой форме запишите глаголы? (2 л., ед. ч., наст. в.). Какое местоимение вам поможет?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

тосковать         изменять       обижать

беспокоить      уважать        волновать

верить              слабеть         веселить

 - Какое правило повторили? (Правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание глаголов второго лица, единственного числа).

 - Назовите глаголы первого спряжения? Как определили?

 - Назовите глаголы второго спряжения.

Физкультминутка.

 - Буду показывать глаголы из кроссворда, если глагол относится к первому спряжению, выполняете упражнение «Черепаха», а если ко второму – «Гусеница».

 - Чем сходны глаголы, которые записали в кроссворд? Назовите положительные качества человека, отрицательные. Составьте предложение с одним из глаголов, называющих положительные качества.

Игра «Магнит».

 (Ребятам предложены карточки с глаголами в форме третьего  лица единственного числа. На доске – изображение сердца).

 - Прочитайте слово на карточке, определите спряжение, прикрепите к изображению сердца. Если глагол называет положительное качество человека – к красной половине, если отрицательное – к черной. Но будьте внимательны: в написаниях личных окончаний некоторых глаголов  я допустила ошибки. Исправьте их. Докажите, что вы правы.

доверяет                                                                ссорится
помогает                                                                           лукавит
понимает                                                                               сердится
прощает                                                                   губит
сопереживает                                                                                          печалится

 - Какие окончания имеют глаголы первого спряжения, второго спряжения?

Творческое задание.

 - У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой напечатано начало предложения. Предлагаю вам закончить предложения, используя слова, которые мы использовали во время игры.

1. Настоящий друг тот, кто… … … .

2. Отрицательное отношение к себе вызывает человек, который ……… .

3.Достоин уважения человек, который … … … .

4. Человек с плохим настроением … … … .

5. Некрасиво выглядит человек, который … … … .

6. Человек, живущий ради других. … … … .

7. Человек, который не держит на сердце обиду … … … .

8. Я хотел бы иметь друга, который … … … .

 - Прочитайте, что у вас получилось. Назовите личные окончания глаголов первого спряжения, второго спряжения.

Работа по учебнику.

Найдите в учебнике упражнение 276 на странице 193.

Закройте закладками задание к упражнению. Прочитайте текст.

 - Какие черты характера вы хотели бы воспитать в себе?

 - Согласно теме урока, подумайте, какое задание можем выполнить по данному тексту?

Итог урока.

 - Наш урок подходит к концу. Чем мы с вами занимались на этом уроке? Что вспомнили, закрепили? О чем говорили? Какими качествами должен обладать настоящий человек?

Рефлексия.

 - Оцените свою работу на уроке. Обведите изображение, которое соответствует вашему настроению на уроке.

– Кому было все понятно, кто справлялся уверенно со всеми заданиями, обведите веселую мордашку. Если вы затруднялись, чувствовали себя неуверенно, обведите задумчивую. Ну а ребята, которым было трудно работать, кто чувствовал себя некомфортно, обведите грустную мордашку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Конспект урока русского языка по теме "Спряжения глагола"

На уроке дети знакомятся с двумя спряжениями глагола. При выполнении заданий использовался электронный учебник "Семейный наставник"...

Конспект урока русского языка. Тема: "Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со способом определения спряжен...

Конспект урока русского языка. Тема: "Определение спряжения глаголов ", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цели деятельности учителя: повторение знаний об определение спряжения глаголов....