Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:
    Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Совершенствовать умение выделять слоги в слове разными способами; развивать речевой слух; анализировать слоговые модели слов, соотносить слово с его слоговой моделью, подбирать слова по заданной модели; ввести в активный словарь учащихся термин «слог» и слово с труднопроверяемым написанием - лисица.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx36.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов.

    Цели урока: совершенствовать умение выделять слоги в слове разными способами; развивать речевой слух; анализировать слоговые модели слов, соотносить слово с его слоговой моделью, подбирать слова по заданной модели; ввести в активный словарь учащихся термин «слог» и слово с труднопроверяемым написанием - лисица.

    Задачи:

    - расширение  и уточнение знаний учащихся о способах деления слов на слоги;

    - учить выделять слоги в словах;

    - работать над активизированием и расширением словарного запаса учащихся;

    - создавать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества;

    - воспитывать чувство взаимопомощи.  

    Осваиваемые УУД.

    Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

    Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

    Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по заданному алгоритму.

    Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха  или неуспеха в учебной деятельности.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    1. Приветствие. Организация рабочего места.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Минутка чистописания.

    Зз  Зз за зл зе

    Зеркало человека - его труд.

    2. Из букв составь слова и запиши их.

    а, р, у, к о, к, в, р, е

    и, р, г, а и, н, т, к, а

    о, н , к ,о л ,а ,о, д, к

    3. Игра «Молчанка».

    - Прочитайте самостоятельно слова.

    image117

    - Используя цифровой веер, покажите количество слогов в слове улитка (3), в слове ручка (2), в слове кузнечики (4), в слове дождь (1).

    - Запишите слова в столбик в порядке увеличения в них слогов.

    - Расположите карточки со словами в порядке увеличения в них слогов. (Дождь, ручка, улитка, кузнечики.)

    - Расскажите, какие способы определения слогов в слове вам известны.

    III. Целеполагание.

    Познавательная задача урока - как определить, сколько в слове слогов. На уроке мы будем упражняться в умении выделять слоги в слове разными способами, работать со слоговыми моделями слов, соотносить слова с их слоговыми моделями.

    IV. Работа по теме урока.

    1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний.

    *Словарный диктант с комментированием.

    Воробей, карандаш, пенал, ворона.

    - Поставьте в словах ударение. Разделите слова вертикальной чертой на слоги.

    - Постарайтесь определить, какому слову какая модель соответствует.

    image118 (Ворона.)

    2. Работа над новым словарным словом.

    *Загадка.

    Хвост пушистый, мех золотистый,

    В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лисица.)

    Лисица - это хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

    - Определите количество слогов в слове лисица.

    - Произнесите ударный слог в слове лисица?

    - Постарайтесь определить, какая схема соответствует слову.

    http://www.compendium.su/rus/1klass/1klass.files/image013.jpg

    - Запишите слово лисица в тетрадь.

    3. Первичная проверка понимания.

    *Работа по учебнику (с. 34, упр. 5).

    - Постарайтесь прочитать считалку выразительно.

    - Соотнесите схемы со словами считалки: найдите в считалке слова, которые могут по своей структуре подойти к каждой модели.

    4. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

    *Работа по учебнику (с. 34, упр. 6).

    - Рассмотрите картинки.

    - Произнесите название предметов по слогам с целью определения в них слогов.

    - Запишите слова в указанном порядке: сначала слово, в котором один слог, потом слово, в котором два слога, затем слово, в котором три слога. (Стул, заяц, пенал, воробей.)

    -  Составьте предложение со словом из трёх слогов.

    5. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

    *Работа по учебнику (с. 35, упр. 7).

    - Прочитайте начало сказки. Назовите сказку. Постарайтесь вспомнить события этой сказки.

    - Спишите первые два предложения. Слова первого предложения разделите вертикальной чертой на слоги.

    V. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

    1. Работа по учебнику (с. 35) «Проверь себя».

    2. Самостоятельная работа.

    Вариант 1.

    1. Выпиши слова, которые нельзя разделить на слоги.

    Щука, друг, медвежонок, шмель, стриж.

    2. Выпиши слова, которым соответствует модель слова.

    Карта, дорога, лисичка, адрес.


    Вариант 2.image122

    1. Выпиши слова, в которых два слога.

    Лошадь, дверь, окно, тетрадь, ласточка.

    2. Соотнеси схемы слов со словами.

    image125

    VI. Подведение итогов урока.

    - Как узнать, сколько в слове слогов?

    - Какие слова нельзя разделить на слоги? Приведите примеры. Расскажите всё, что вы знаете о слоге.

    VII. Рефлексия.

    - Постарайтесь закончить предложения.

    Сегодня на уроке я учился ...

    Мне удалось ...

    У меня возникли сложности ...

    Мне было интересно выполнять задание ...


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

    Цель:а) закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;б) развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;в) воспитывать интерес к русскому языку....

    Урок русского языка в 3 классе . Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

    На этом уроке дети закрепляют умения находить безударную гласную в корне,  распознают в словах проверяемые гласные и расширяют словарный запас....

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

    Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

    Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».

    Данный материал содержит  план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...

    Урок русского языка в 1 классе по теме "Слово и слог. Деление слов на слоги"

    УМК "Школа России", учебник В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого 1 класс....

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме слово и словосочетание

    Цель урока:                          - расширение понятийной базы - знакомс...