Урок по русскому языку в 4 классе по теме «Правописание гласных и согласных в корнях слов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Попкова Елена Валентиновна
  • формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;
  • развивать умения обнаруживать орфограммы и применять нужное правило;
  • развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • воспитывать любовь к предмету и родному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4 классе по теме

«Правописание гласных и согласных в корнях слов»

Цели: 

  • формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;
  • развивать умения обнаруживать орфограммы и применять нужное правило;
  • развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • воспитывать любовь к предмету и родному языку.  

Оборудование: 

  • магнитофон;
  • таблица;
  • картинки с планетами и словами;
  • карточки;
  • картинка с изображением Звездочета.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к деятельности и постановка  цели.
  3. Минутка чистописания.
  4. Работа по теме урока:

1)правило;

2) гимнастика для глаз;

3) первичная проверка понимания;

4) закрепление знаний и способов действий(упр.91);

5)физминутка;

6)закрепление знаний и способов действий(упр.92);

7) работа над словарным словом  железо;

8) самостоятельная работа - упр.92;

6. Рефлексия.

7.Итоги урока.

8.Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Самоопределение к деятельности и постановка  цели.

-Ребята, сегодня мы отправимся в космическое путешествие вместе со  Звездочетом. Посмотрите, на доске прикреплены слова.  Пол(и,е)тели, ро(б,п)кий, радос..ный, ни(з,с)кий, л(и,е)ства, мес..ный.

- Эти слова живут на разных  трех планетах, но они перепутались. Звездочет просит вас разделить эти слова на группы. Что объединяет эти группы слов?  В какой части слова встречаются все эти орфограммы?

- Что же мы сегодня будем повторять? (Повторять правильное правописание  безударных гласных и согласных в корне слова). Если правильно будете применять правила, тогда слова не будут путаться и Звездочет будет очень доволен.

3.Минутка чистописания. 

-Давайте вспомним  написание буквы Л (эль) и напишем целую строку. (Учитель показывает, дети пишут).

-А теперь отгадайте загадку:        

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

- Составим и запишем предложение с этим словом:

Листья на деревьях пожелтели. (Пожелтели. Как напишем? Как проверить?)

4.Работа по теме урока:

  1. правило (работа с учебником, стр.56)

-Ребята, откройте учебник на стр.56, прочитаем и вспомним правило.

  1. гимнастика для глаз

3) первичная проверка понимания

- Прочитайте записку, которую написала дочка маме.

Мама, я пошла примирять платье.                                            

- Когда она возвратилась домой, мама, смеясь, спросила её: «С кем же твоё платье поссорилось?»                                          

- Какая ошибка была в записке? (                               )                  

- Чего не знает девочка?    (правила )

4) закрепление знаний и способов действий (учебник стр.57 упр.91)

- К словам, в которых нужно вставить букву, подберем проверочные. И запишем проверочное слово – проверяемое.

5) физминутка:

-А сейчас мы поиграем и разомнемся. Я буду называть слова с безударным гласным. Если нужно вставить буквы а, вы поднимаете руки вверх, а если о – вы присидаете, потихоньку называя проверочное слово.

  • др…жать
  • ж…ра
  • в…лна
  • с…лить
  • тр…ва
  • х…дили
  • св…рить

6) закрепление знаний и способов действий (учебник стр.57 упр.90)

- К словам, в которых нужно вставить букву, подберем проверочные. И запишем проверочное слово – проверяемое.

( может быть не все слова выписывать, посмотреть по времени)

7) работа над словарным словом  железо

-Запишем это слово, поставим ударение

 (железным-слово из упр.90 разобрать по составу)

Пословица Куй железо пока горячо???

8) самостоятельная работа - упр.92 стр.58 (сильным ученикам – карточки)

-Прочитаем задание к упражнению. Что обозначают выделенные слова? Как называются такие слова в русском языке? (Омонимы)

- А теперь самостоятельная работа на листочках. К словам, в которых нужно вставить букву, подберите проверочные. И запишите проверочное слово – проверяемое. Кто успеет – фонетический разбор слова.

               

Дополнительный материал сильным ученикам на карточках

Найдите слова с ошибками. Запишите их правильно.

Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев билеет небо, на липах весят последние золотые листья.

А какой осенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья.

                                                                                              (По И.С.Тургеневу)

6. Рефлексия

 - Какую цель мы ставили в начале урока?  (Продолжать работать над правильным правописанием  безударных гласных и согласных в корне слова)

- Достигли мы этой цели? 

- Что показалось сложным на уроке?

7.Подведение итогов урока

-Все ребята хорошо работали.

Выставление оценок.

8.  Домашнее задание

 с.56 правило, упр.93.  (Вставить правильную букву  из скобок, применяя изученные правила и написать в скобах проверочное слово).

Используемая литература

1.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», Москва «Просвещение» 2016 год.

2.О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку», Москва «ВАКО» 2014 год.

3. Е.Г. Шкурнова, учитель  начальных классов МОУ «СОШ №6» г. Югорска, презентация к уроку «Гласные и согласные в корне слова», 3 класс.

4. Праслова Е. С., учитель начальных классов МБОУСОШ №5 г. Кимовск, конспект урока

«Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского Языка во 2 классе по теме:ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование гласных и согласных в корнях слов....

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание проверяемых букв согласных в корне слова" (УМК "Школа 2100")

В данной теме урок № 2. Урок нацелен на развитие умений находить разные виды орфограмм - букв согласных в корне, графически обозначать их. Развивать навык объяснять выбор букв с опорой на изученное пр...

Урок русского языка для 2 класса по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова."

   Предмет:  русский язык.      Тема: «Правописание гласных и согласных в корне слова».     Класс: 2.     Тип урока: обобщение....

урок русского языка в 4 классе на тему:"Правописание гласных и согласных в корнях слов".

урок русского языка в 4 классе  на тему: Правописание гласных и согласных в корнях слов"....

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о безударных гласных звуках в корнеПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое проверочное и проверяемое словаУметь писать безударные гласн...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова"

Данная методическая разработка - презентация к уроку русского языка в 4 классе образовательной системы "Перспектива" по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова" являет...