Конспект урока. Тема:"Имя существительное. Обобщение". 3 класс. УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Воронина Ксения Александровна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата: 27.02.18

        Учитель: Коноваленко Н.Н.________________

Школа: МАОУ «Образовательный центр № 2»

                                 

Класс: 3-8

        Студентка: Воронина К.А., 41 гр. 

Кабинет: 343

Тема: Имя существительное. Обобщение

Цели деятельности учителя:

- обобщение, систематизация знаний детей об имени существительном;

- развитие орфографической зоркости, интереса к предмету.

Планируемые результаты

предметные: 

- повторить все признаки имени существительного;

- закрепить знания об имени существительном.

личностные: 

- развивать связную речь;

- интерес к изучению литературы;

- развивать коммуникативно-речевые умения и навыки.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор.

Этапы. Методы и приёмы.

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности

Словесн.: беседа

1 мин

Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем - и урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно, чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе, все конечно молодцы!

- Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и Классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

- приветствовать учителя

Л.: желание приобретать новые знания, воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащемуся.

Актуализация знаний.
Мотивационный

Словесн.:

Беседа

Слово учителя

2 мин

- В некотором царстве, словесном государстве, есть страна Морфология, в которой живут части речи.

- Скажите мне, какие части речи живут в этой стране? (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол)

- В гостях у какой части речи вы были на предыдущих уроках русского языка. (У имени сущ.)

- слушать учителя

- отвечать на вопросы

П.: воспроизводить по памяти информацию, неоходимую для решения учебной задачи.

Л.: желание приобретать новые знания.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесн.: беседа

5 мин

- Ребята, как вы думаете, куда мы отправимся с вами сегодня?

Все верно!

- Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие, в город, под названием «Имя существительное», будем повторять и закреплять знания об этой части речи.

- Итак, в путь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- слушать учителя

- называть тему урока

К.: участвуют в диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями.

К.:

уметь формулировать собственно мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Решение частных задач.

Словесн.: беседа

Практич.: работа со стихотворением

Практич.: работа с презентацией

Практич.: работа с орфограммами

Словесн.: беседа

Практич.: работа с загадкой

Словесн.: отвечать на вопросы

Словесн.: беседа

Практич.: работа со словами

Практич.: работа с презентацией

Словесн.: ответы на вопросы

Словесн.: беседа

Практич.: работа с упражнением

Практич.: работа с презентацией

Практич.: выполнять движения

15 мин

- А в начале пути - Аукцион: кто запишет больше имен существительных из стихотворения. Сначала я его вам прочитаю. Слушайте внимательно:

Часть речи существительное

Очень удивительное.

Ночь, звезды, луна, закат и рассвет –

Ничего на свете прекраснее нет.

Мама, Родина, земля –

Самые главные на свете слова.

- А теперь я читаю вам стихотворение ещё раз, и вы будете выписывать имена существительные и обозначать орфограммы.. Будьте очень внимательны. Готовы?

(Учитель второй раз читает стихотворение, очень медленно, делая паузы в конце строки, смотрит на класс и ждёт, когда дети поднимут головы (это знак, что дети выписали слова.))

- А теперь поднимите руки, кто готов прочитать выписанные слова.

Верно, все записанные вами слова на доске. Объясните написание орфограмм. (- «Ночь» - на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

«Закат» - приставка –за. 

«Рассвет» - приставка –рас, корень –свет. 

«Родина» - имя собственное.

«Земля» - безударная проверяемая гласная в корне слова.

«Слова» - безударная проверяемая гласная в корне слова.)

- Хорошо. А теперь докажите, что выписанные слова – имена существительные. (Они все отвечают на вопросы «кто?» или «что?» и обозначают предмет. Слово «мама» – отвечает на вопрос «кто?», остальные слова - на вопрос «что?»)

- Аукцион закрыт, и мы отправляемся дальше.

- Ребята, отгадайте загадку и скажите, на чем мы будем с вами путешествовать?

Что за чудо - жёлтый дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

- Правильно (Автобус)

Назовите орфограммы в слове «автобус». Можно ли их проверить? (В этом слове пишем безударную гласную «А», парную согласную «В», Это надо запомнить. Парную согласную на конце слова «С» - её можно проверить «автобусы»)

1. Вот мы на 1 остановке под названием - «Угадай-ка»:

- Так как город у нас волшебный, вы тоже станете немного волшебниками.

- Превратите записанные на экране неодушевленные имена существительные в одушевленные однокоренные и запишите их в тетрадь:

Волшебство - …,

сказка - …,

царство-….

- Какие слова вы записали?

- Верно. Почему эти слова однокоренные?

- Выделите корень.

- Какой корень вы выделили в эти словах?

- Почему?

- Отлично. Едем дальше.

2. Следующая остановка - «Повторяй-ка»

- Какие еще группы имени существительного вы знаете? (Нарицательные и собственные)

- Чем они отличаются друг от друга? Как пишутся? (Собственные пишутся с заглавной буквы, это - имена, отчества, фамилии, клички животных, города… Нарицательные пишутся с маленькой буквы, это – все остальные слова)

Подберите и запишите к нарицательным именам существительным - собственные, относящиеся к нашей местности:

Река …                             Город…                                Село…

Какие имена собственные вы записали?

- Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы)

Сейчас давайте не много отдохнем.

Вот высокая сосна –

К небу тянется она,

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Хорошо гулять по лесу,

Но учиться интересней.

Молодцы, садитесь.

- слушать учителя

- работать со стихотворением

- выписывать слова

- объяснять написание орфограмм

- отвечать на вопросы

- слушать учителя

- отгадывать загадку

- отвечать на вопросы

- слушать учителя

- записывать слова

- отвечать на вопросы учителя

- слушать учителя

- отвечать на вопросы учителя

- подбирать имена собственные

- выполнять движения за учителем

П.: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

К.: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Р.: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

П.: воспроизводить по памяти информацию, неоходимую для решения учебной задачи.

Л.: желание приобретать новые знания.

К.: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.

П.: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

К.: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Р.: выполнять учебное действие в соответствии с планом

Первичное закрепление.

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: работа со словами

Словесн.: беседа

Практич.: работа с презентацией

Практич.: работа со словами

10 мин

3. Следующая остановка - «Закрепляй-ка»:

- Спишите слова, распределяя их на три столбика.

- По одному человеку с каждого ряда к доске, остальные в тетради:

Собака, альбом, гнездо, лестница, заяц, животное, тарелка, медведь, солнце.

Собака, лестница, тарелка.

Альбом, заяц, медведь.

Гнездо, животное, солнце.

- Почему вы таким образом распределили слова? (Существительные имеют род: женский, мужской и средний. Чтобы определить род имени существительного, надо…)

- Вы правильно справились с этим заданием.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно - моё» –

Это правило - твое!

4. Следующая остановка «Изменяй-ка»:

- Ребята, а как еще изменяется имя существительное? (По числам)

- Правильно. Измените данные имена существительные по числам и запишите их в тетрадь:

…-коты

цветок-…

…-птицы

туча-…

- Какие слова вы записали? (кот, цветы, птица, тучи)

- Какой следующий признак имен существительных мы повторили? (Это число имен существительных)

- слушать учителя

- списывать слова

- распределять их на три столбика

- отвечать на вопросы учителя

- слушать стихотворение

- слушать учителя

- изменять существительные по числам

- отвечать на вопросы

Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

К.: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.

Р.: принимать свои действия в соотвествии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П.: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.

Самостоятельная работа.

Практич.: работа со словами

Словесн.: ответы на вопросы

Словесн.: беседа

Практич.: работа с презентацией

5 мин

5. Остановка - «Давайте подумаем»:

- Сейчас вам придется задуматься - мы проведем индивидуальную работу:

- Вам нужно будет записать слова в 2 столбика. Слова на доске

- На какие две группы и по какому признаку поделим слова? (1 группа – с мягким знаком на конце после шипящих у существительных женского рода, 2 группа – без мягкого знака у существительных мужского рода.)

Молодежь, гараж, борщ, печь, камыш, тишь, помощь, роскошь, ключ.

- Кто выполнит, сели ровно, чтобы я видела, что вы закончили. Приступайте.

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили. Прочитайте слова 1 (2) столбика, объясните свой выбор.  На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)

Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием!

- слушать учителя

- отвечать на вопросы

- записывать слова в два столбика

- проверять упражнение

Л.: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.: ответы на вопросы

Словесн.: беседа

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: работа с презентацией

2 мин

- Что мы сегодня повторили на уроке? (Мы повторили род имён существительных, что они изменяются по числам, падежам, что они бывают собственные и нарицательные)

- На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? Что?)

- Что обозначает имя существительное? (предмет)

- Что обозначают одушевлённые имена существительные и на какой вопрос они отвечают? (Они обозначают людей и животных. Отвечают на вопрос «кто?»)

- Как пишутся имена собственные? (С большой буквы)

- Почему? (Потому что это имена людей. Клички животных..)

- В каком числе имя существительное изменяется по родам? (в единственном)

- Сколько падежей в русском языке?

-  Назовите падежи и их вопросы.

- Составьте дома рассказ о том, что вы знаете об имени существительном. Начать рассказ можно так, внимание на доску. Имя существительное – это… и пишите всё, что вы о нём знаете.

- В тетради запишите «Домашняя работа» и спишите эту строчку.

Дополните предложения:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

- Спасибо за урок, можете отдыхать.

- слушать учителя

-записывать домашнее задание

- отвечать на вопросы

- оценивать свою работу на уроке

К.: уметь четко высказывать свои мысли.

- участвуют в диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями.

П.: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.

К.: участвуют в диалоге, формулируют ответы и выводы, обмениваются мнениями.