русский язык. Урок-исследование по теме "город"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Федотова Наталья Борисовна

Урок русского языка посвящен исследованию слова "город".Это слово исследуется с разных сторон русского языка, таких как: фонетика, орфография, морфология, лексика, синтаксис и фразеология, словообразование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo.docx55.68 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Учитель:

Федотова Наталья Борисовна

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Полякова А. В.

Тема урока

Обобщение знаний по теме имя существительное. Исследование слова «Город»

Тип урока:

Урок - исследование

Цель урока

Организовать учебно- поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развитие творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной задачи

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»

- закрепить умения производить известные виды грамматического анализа

- закрепить навыки использования дополнительной литературы и словарей русского языка

Универсальные учебные действия УУД

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

  • Прогнозировать предстоящую работу, определять цель деятельности на уроке (составлять план).
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
  • Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Коммуникативные:

  • Развивать умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  •  Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Личностные:

  • Осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи.
  • Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу.
  • Мотивация к творческому труду, к работе на результат.
  • Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Формы учебного сотрудничества

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы:

Реп   Проблемное изложение материала, частично – поисковый, объяснительно - иллюстративный, метод стимулирования.

Оборудование для ученика

  • Учебник «Русский язык. 2 класс» Полякова А.В.
  • Рабочая тетрадь, пенал.

Оборудование для учителя

  • Учебник «Русский язык. 2 класс» Полякова А.В.
  • Технологическая карта урока.
  • Схема урока
  • Компьютер, экран, картинки городов, «Словарь синонимов русского языка», «Словарь антонимов русского языка», «Толковый словарь русского языка»

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организация начала урока.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

                Коррекция настроения

- Мне хочется, чтобы у каждого из вас было хорошее настроение. А помогут его создать ваши ладошки и улыбка. Приготовьте свои ладошки и коснитесь ладошек соседа, улыбнитесь друг другу и передайте своё хорошее настроение.

- Проверьте в тетрадях запись числа и классной работы.

Мотивация к деятельности

-Мы закончили изучение темы «Имя существительное». Урок у нас будет очень необычный, «урок- исследование». А вы будете у нас исследователями. Предметом нашего исследования будет слово, спрятанное в загадке.

Заводы, фабрики стоят,

И магазинов много,

И люди разные снуют,

Так это же ведь …

- посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.

Проверка записи.

- отгадывают загадку

Город

Регулятивные: контроль.

Личностные: самоопределение к деятельности.  Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Знакомство с планом урока.

- Познакомимся с планом работы на уроке. 

Знакомство с планом работы.

Коммуникативные:

развивать умение слушать и понимать других.

Личностные:

осмысление необходимости сотрудничества с учителем;

проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу.

III. Минутка чистописания.

- Начнём с минутки чистописания, она помогает вырабатывать красивый правильный почерк. Кто очень постарается, сможет пройти все уровни игры быстро и без ошибок.

- Отгадайте, написание какой буквы мы будем повторять: «Эта буква обозначает первый звук в имени нашего отгаданного слова».

- Буква «г».

Коммуникативные: 

слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания.

Познавательные: 

выделять существенную информацию; способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Регулятивные: дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

IV. Познавательный этап

- Первый раздел в котором мы проанализируем слово,  будет фонетический.

- что изучает фонетика?

- рассмотрим из каких звуков состоит слово. Для этого произведем фонетический анализ слова

- Что можно сказать о количестве звуков и букв?

- сколько гласных?

- сколько согласных?

Какие звуки в слове не соответствуют написанию?

- Какие же трудности в связи с этим появляются?

- поможет нам в этом следующий раздел, орфография. 

- что изучает орфография?

- какие орфограммы есть в слове город?

Перед вами текст с пропущенными орфограммами. Какое задание вы бы дали себе?

Днём Солнце освещ.ет,

Ноч.ю фон.рями заполняет,

Д.мами разными застроен,

И населением заполнен!

- фонетика это наука о звуках, а звук – это то, что мы слышим и произносим

Город – 2 слога, го-род [ горат]  5 букв, 5 звуков

- оно одинаково

2 гласных звука

3 согласных звука

[а], [т]

Как правильно написать слово

Правописание

Безударный гласный непроверяемый ударением, парный согласный в конце слова.

Город – города

Списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное.

Дети работают самостоятельно

Познавательные: постановка и решение проблемы.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; осуществление контроля и проверки результатов своей деятельности.

Личностные:

 развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

V.  Актуализация  знаний.

Цель: Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

  Наш следующий раздел Морфология.

- Какой частью речи является слово город? Докажите что это существительное. Вспомним, что мы знаем об имени существительном?  Кто хочет проверить свои знания и рассказать об имени существительном по плану?

- Назовите постоянные признаки имени существительного, какие они бывают.

-А сейчас мы посмотрим на наше слово, которое мы исследуем с другой стороны, со стороны лексики. Это значение слов, антонимы, синонимы и многозначность слов.

- как известно маленькие дети задают много вопросов, как? Почему? Зачем? Что?

Как бы вы объяснили значение слова город.

Давайте посмотрим в словарях, как дается объяснение этого слова.

- Как вы думаете есть ли у слова «город» синоним?

- антоним?

- посмотрите на ряд слов: город, городской, города, городишко, городок, пригород.

- Как можно назвать такие слова? Какое слово здесь лишнее? Такая наука, которая служит для образования новых слов, так и называется словообразование. 

- Запишите эти слова и выделите в них корень.

-теперь поработайте в парах и попробуйте еще пополнить ряд однокоренных слов. Сколько у кого еще получится?

- следующая наука в русском языке изучает словосочетание и предложение. Называется она синтаксис.

-  придумайте словосочетание существительное + прилагательное со словом город.

- придумайте с этими словосочетаниями предложения.

- я тоже придумала предложение, но вот незадача все слова рассыпались. Помогите составить предложение.

город, в, затихает, вечера, зимние.

Запишите это предложение и разберите его по главным членам предложения и частям речи.

Существительное. Отвечает на вопрос что, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, единственного  числа

- одушевленные и неодушевлённые, собственные и нарицательные, бываю трёх родов: мужского, женского и среднего рода.

- единственного и множественного числа бывают имена существительные.

Дети объясняют своими словами значение слова, а потом смотрят в словарях.

Столица, мегаполис, град.

Село, деревня.

Однокоренные. Лишнее слово «города», т.к. это форма одного и того же слова.

Работают в парах.

Пригородный, загородный, городки  и т.д.

Дети придумывают словосочетания. Записывают самые удачные словосочетания.

Любимый город, осенний город и т.д.

В зимние вечера город затихает. Или

Город затихает в зимние вечера.

Коммуникативные: слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания.

Познавательная: выделять существенную информацию.

Регулятивная: работать по предложенному учителем плану; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

VI.

Гимнастика для глаз

Цель: Снятие усталости с глаз.

1) Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

2) Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

3) Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

  Регулятивные: 

действовать по инструкции в задании.

VII. Открытие «нового» знания. Структурирование полученных знаний.

Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. 

В русском языке есть еще наука с которой мы еще не знакомы, фразеология. Эта наука изучает устойчивые сочетания, крылатые слова. Пословицы и поговорки – это тоже крылатые слова.

А некоторые  ребята подготовили для нас пословицы и поговорки со словом город.

Многие писатели посвятили свои произведения различным городам. Существуют песни, стихи рассказы о городах.  Например, о Москве сложено много различных произведений. И сейчас ребята прочитают стихи про города, которые они выбрали.

Ни к селу, ни к городу.

Квас пьют – поговаривают, а город городят – поколачивают.

Что ни город - то норов, что изба, то-обычай.

Наш городок – Москвы уголок.

Город – царство, а деревня рай.

Деревня богата, так и город богат.

Москва не город, а целый мир.

Дети читают стихи о городах.

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу.

Коммуникативные: 

уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

 VIII.  Рефлексия учебной деятельности

(итог урока). 

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

 

- Ну что, все этапы пройдены,

- А теперь подведём итоги своей работы, оценим свои достижения.

- Какое исследование сделали сегодня на уроке?

- С какими науками русского языка познакомились.  

- что было особенно интересным? Какое задание вызвало трудности?

- Оцените свою работу и покажите себя на «Шкале успеха».

Критерии оценки: руки вверх – всё было понятно, легко и интересно; руки вниз – всё понятно, были затруднения, дома нужно вспомнить наш урок  и завтра мы снова повторим непонятные для вас вопросы.

Анализируют деятельность. Оценивают свои знания на «Шкале успеха».

Анализируют деятельность. Оценивают свои знания на «Шкале успеха».

Регулятивные: учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

Познавательные:

рефлексия мотивации, способов деятельности, общения.

IX. Информация о домашнем задании.

Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися.

- Запишите домашнее задание. Напишите мини- сочинение о нашем  городе.

- Спасибо за работу, урок окончен.

Просматривают задание, по необходимости задают вопросы.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; осознания качества и уровня усвоения.

Познавательные:

проверка усвоения учебного материала; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нетрадиционного урока-исследования по русскому языку для 2 класса

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Приставка, её роль в слове"...

Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме "Имя прилагательное"

Этот урок поможет повторить, упорядочить и закрепить знания детей об имени прилагательном....

Урок-исследование по русскому языку в 4 классе по теме "Имя прилагательное"

Урок в4 классе по программе "Начальная школа 21 века" позволяет повторить, систематезировать  знания детей об имени прилагательном....

урок русского языка. урок-исследование

Урок-исследование разработан к Дню языков народов Казахстана, в ходе которого исследуется проблема "Зачем человеку речь?"...

Русский язык Урок-исследование по теме "Наречие" 4класс

Методическая разработка  урока  русского языка в 4 классе по теме "Наречие2 с использованием педагогического   метода исследования....

Открытый урок русского языка в 4 классе. Урок-исследование слова "Зима".

В документе представлен конспект урока русского языка и презентация. Тема: Виды грамматического разбора....