урок русского языка. урок-исследование
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Данильченкова Ольга Викторовна

Урок-исследование разработан к Дню языков народов Казахстана, в ходе которого исследуется проблема "Зачем человеку речь?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_cheloveku_rech.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование

«Зачем человеку речь?»

(ко Дню языков народов Казахстана)

Цели: - закрепление изученного материала;

           - воспитание уважительного отношения к языкам;

           - стимулирования интереса к изучению языков;

           - расширение кругозора учащихся.

Ход урока:

1. Организация класса, настрой на работу, проверка рабочего места.

2. Постановка темы и целей урока:

- Сегодня 22 сентября в Республике Казахстан отмечается День языков. Сколько национальностей проживает на территории Казахстана? Да, на территории Казахстана проживает более100 национальностей и каждая имеет свой национальный язык. Все народы, населяющие Казахстан живут в мире и дружбе, трудятся на благо своей страны, хотят, чтобы наше государство было ещё более сильным и процветающим.

- Сегодня мы с вами должны выяснить, а зачем человеку нужна речь, язык. Какой должна быть речь? Какой речью должен владеть современный человек? Это проблемы для нашего сегодняшнего исследования.

3. Актуализация знаний:

- Скажите, а чем человек отличается от животного? (выслушать ответы учеников).

_ Самое главное отличие человека от животного это то, что человек способен мыслить и говорить.

- Что такое речь?

- Какой бывает речь?

- Как вы думаете, зачем человеку нужна речь? (выслушать ответы учеников).

- Как человек получает знания? Как вы можете объяснить, что вам холодно или вы голодны? Можете ли вы остановить человека, который совершает какой-либо проступок? Как вы объясните другу, что ждете его на день рождения? Можно ли убедить человека сделать что-либо, что для этого необходимо?

Итак, речь – средство общения людей, передает знания, выражает чувства, объединяет людей, осуществляет обмен мыслями, влияет на мысли, чувства и поведение людей, помогает, организует.

На чудо-дереве располагаются цветы со значением речи для человека. Повторяем ещё раз значение речи для человека, объясняя, как дети понимают данное значение речи.

- А теперь давайте подумаем, почему так говорят: «Хромое слово – кривая речь»? Что значит «хромое слово»? (неточное, непонятное, неправильно произнесенное). Как вы понимаете «кривая речь»? ( непонятная, невыразительная).

 - Чтобы мы могли понять написанное, точно рассказать о чём-либо, нужно знать много слов, точно их употреблять. Русский язык считается по праву одним из богатейших и выразительных  языков мира. В современном словаре русского языка зарегистрировано более 150 тысяч слов. каждый человек имеет свой словарный запас. В словаре великого русского поэта А. С. Пушкина зарегистрировано более 21 тысячи слов, которые он употребил в своих произведениях и письмах. Конечно, такой огромный словарный запас свойственен редкому человеку, но каждый уважающий себя человек должен стремиться е постоянному пополнению своего словарного запаса. Но  не каждого человека, имеющего большой словарный запас, интересно слушать. Как вы думаете почему? (речь должна быть выразительной, правильной, убедительной, точной)

- У вас на партах лежат пословицы. Они нам помогут доказать, какой должна быть речь.

Человеческое слово дороже мертвой буквы.

Сперва подумай, потом говори.

Язык до Киева доведёт.

Раненный мечом вылечится, словом – никогда. (азербайдж.)

Одно тёплое слово и в жесткий мороз согреет.  (кит.)

О чём тебя не спрашивают, о том много не говори. (осетин.)

Выясняем, как дети понимают данные пословицы.

Тіл жас жарады, тас жармаса бас жарады.

Слово камни разбивает, а то и головы.(Алина)

Отыз тістен шыққан сөз, отыз рулы елге тарайды.

Слово из-за тридцати зубов выходит и до тридцати племён доходит.(Нуртас)

-Сделать нашу речь красивее помогают пословицы, поговорки, фразеологизмы.

Пословицы – краткое, образное, законченное изречение, имеющее назидательный смысл.

Сегодня мы уже обращались к пословицам, они обязательно учат.

Поговорки – образные, иносказательные изречения, отличающиеся своей недосказанностью, отсутствием назидания. Например, мели Емеля, твоя неделя, от добра добра не ищут, ждать у моря погоды, когда царь горох с грибами воевал. Учитель сразу же даёт пояснения поговоркам.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, которые выражают понятия, отражают нашу жизнь, имеют иносказательный смысл.

На партах лежат листы, на которых написаны фразеологизмы, что говорим и что понимаем, одной из составных частей которых является вода.

Как в воду опущенный                  имеет унылый вид

Концы в воду                                  скрыть все следы плохого дела

Как с гуся вода                               всё нипочем

Как в воду канул                            бесследно исчезнуть

Как в воду глядел                           угадал, правильно предсказал

Выйти сухим из воды                    избежать заслуженного наказания

Как две капли воды                        полное сходство

Много воды утекло                        прошло много времени

Вилами на воде писано                  неизвестен исход дела

- Итак, повторим, какой должна бать речь? На чудо дереве яблоки со словами, объясняющими, какой должна быть речь.

-Какой язык является государственным в Республике Казахстан?

-Какой язык является средством межнационального общения?

Родной язык

Родной язык! Он с детства мне знаком,

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я верности упрямой

И каждый вздох понятен мне на нём.

Но как родной люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо, каждый миг.

На нём живые трепетные чувства

Открылись мне, и мир открылся в них.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой.

Забыв родной язык – я онемею,

Утратив русский – стану я глухой.

-Скажите, а хватит ли современному человеку для жизни два языка? Почему?

Знать язык сегодня стало

Лишь один, не скрою – мало.

Если два – вопросов нет,

Ты для всех авторитет.

Тех, кто три прекрасно знает,

Все за гениев считают.

Ну, а если все четыре –

Нет людей богаче в мире.

- Как вы поняли, сколько языков должен знать современный человек?

4. Итог урока:

- Как вы поняли, почему именно сегодня мы исследовали вопросы: зачем человеку нужна речь, язык? Какой должна быть речь? Какой речью должен владеть современный человек?

- Я от всей души желаю вам, чтобы вы знали как можно больше языков. Как вы думаете, что необходимо для этого делать? (учиться, знакомиться с культурой того народа, язык которого изучаешь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Русский язык Урок-исследование по теме "Наречие" 4класс

Методическая разработка  урока  русского языка в 4 классе по теме "Наречие2 с использованием педагогического   метода исследования....

русский язык. Урок-исследование по теме "город"

Урок русского языка посвящен исследованию слова "город".Это слово исследуется с разных сторон русского языка, таких как: фонетика, орфография, морфология, лексика, синтаксис и фразеология, с...

Открытый урок русского языка в 4 классе. Урок-исследование слова "Зима".

В документе представлен конспект урока русского языка и презентация. Тема: Виды грамматического разбора....