Открытый урок русского языка в 4 классе. Урок-исследование слова "Зима".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Коротченко Елена Анатольевна

В документе представлен конспект урока русского языка и презентация. Тема: Виды грамматического разбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zima_russkiy_yazyk.zip1.87 МБ
Package icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.zip26.68 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Тема: «Виды грамматического разбора» Урок русского языка Тема: «Виды грамматического разбора» Учитель: Коротченко Е.А.

Слайд 3

Зашумела, разгулялась В поле непогода. Принакрылась белым снегом, Гладкая дорога. Белым снегом принакрылась, Не осталось следу. Поднялася пыль да вьюга, Не видать и свету… МЕТЕЛЬ

Слайд 4

Д е кабрь год к о нчает, зиму начинает. Январь – м е сяц ярких звез д , белых троп, синих льдов. В февр а ле два друга – м о ро з и вьюга.

Слайд 5

Фразеологизмы Сколько лет, сколько зим грозить наказанием Показать, где раки зимуют давно

Слайд 7

З и ма - з и мы

Слайд 8

Выберите правильную транскрипцию к исследуемому слову [ з‘эма ] [зима] [ зим‘а ] [ з‘има ] [ сима ]

Слайд 9

Перечисли морфологические признаки 1. одушевленное 2. неодушевленное 3. собственное 4. нарицательное 5. обозначает действие предмета 6. отвечает на вопрос «что?» 7. ед. число 8. мн. число 9. женский род 10. средний род 11.первое склонение 12. второе склонение Ответ:2, 4, 6, 7, 9, 11

Слайд 10

Покрыла пушистым пришла и снегом землю зима Покрыла пушистым пришла и снегом землю зима Покрыла пушистым земля и пришла снегом зима Покрыла пушистым пришла и снегом землю зима Покрыла пушистым пришла и снегом землю зима Покрыла пушистым пришла и снегом землю зима Покрыла пушистым пришла и снегом землю зима пушистым пришла и снегом землю зима Пришла зима и покрыла землю пушистым снегом.

Слайд 11

Творческая работа

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

ТЕМА: « Виды грамматического разбора».

КЛАСС: 4 б

ТИП УРОКА : урок - исследование

ЦЕЛЬ:  исследование слова ЗИМА

ЗАДАЧИ:

  • обобщить, систематизировать знания  изученного  материала о разделах языкознания;
  • отрабатывать навык выполнения различных видов грамматического разбора;
  • организовать исследовательскую деятельность на уроке с целью развития мышления, наблюдательности, внимания;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, интереса к изучаемому предмету,  умению  работать в паре, в группе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Рисунки на тему: «Зима».
  2. Музыкальные записи Чайковский «Времена года». Декабрь.
  3. Карточки со словами: зима, лексика, орфография, фонетика, словообразование, морфология, синтаксис, пословицы.
  4. Индивидуальные карточки на каждого учащегося (морфологические признаки).
  5. Макет обложки книги «Зимние сказки».
  6. Компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

1.Формирование психологического настроя на предстоящий урок (минута вхождения в день).

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

 Выходя поутру из ворот.

 Понимаешь, у каждого в жизни,

 Предостаточно бед и забот.

 Разве любы нам хмурые лица

 Или чья-то сердитая речь?

 Ты улыбкой сумей поделиться

 И ответную искру зажечь.

2. Массаж для рук.     Улыбнитесь друг другу. Потрите свои ладошки до ощущения приятного тепла, коснитесь рук друг друга, приятного вам учебного дня.

3. Организационный момент

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

4.Постановка целей и задач.

- А сейчас отложите ручки и послушайте стихотворение А.С.Пушкина.  Звучит музыка Чайковского «Времена года»:

…Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы….

- Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия.

- О каком времени года они нам рассказывают?

- Как зима богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат и разнообразен.

- Сегодня на уроке мы это докажем.

5.  Чистописание.

- Подумайте  о каком явлении природы написал поэт?

"Зашумела, разгулялась                                                                              Белым снегом принакрылась,

 В поле непогода.                                                                                         Не осталось следу.

 Принакрылась белым снегом                                                                   Поднялася пыль да вьюга,

 Гладкая дорога.                                                                                             Не видать и свету…

- А сейчас в тетради изобразим летящую метель.(показываю)

- У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов пословицы и запишите в тетрадь, решая орфографические задачи в словах.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.

В феврале два друга – мороз и вьюга.

(Читают составленные пословицы, сверяют их с образцом на экране и объясняют смысл пословиц)

- Возьмите листочки, сверните в комок, положите в конверт. Массаж.

– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова зима? (предположения)

- Мы проведем исследование слово ЗИМА с точки зрения разных разделов русского языка.

6. Актуализация знаний учащихся.

- А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис)

- Какая наука изучает значение слов?   Это наука лексика – табличка  ЛЕКСИКА

- Что такое зима? (Зима – это время года, следующее за осенью)

  • Давайте спросим у гостей.

А если мы не знаем  точного значения слова, где его можно найти? В толковом словаре.

  • Работа со Словарем Ожегова, Даля, энциклопедическим  - записывают в тетрадь, отвечают.

Делают вывод. Что узнали о слове ЗИМА?

Работа в группах.

1) Поработайте с планом и выполните задания:

1. Является ли слово ЗИМА многозначным?

2. Подберите антоним к слову ЗИМА.

3. Можно ли подобрать синоним к слову ЗИМА?

Сделайте вывод. Отвечают в соответствии с планом.

2)  Запишите фразеологизмы и выберите значение.

Сколько лет, сколько зим                    давно

Показать, где раки зимуют                 грозить наказанием

ОРФОГРАФИЯ

- Мало знать значение слова, необходимо его правильно писать. Какая наука нам в этом поможет?

Наука орфография. Это наука о правильном письме.

- Какая орфограмма в исследуемом нами  слове? Безударная гласная в корне слова.

Запишите еще 2 слова с данной орфограммой.  (зачитывают)

ФОНЕТИКА

  - Действительно русский язык полон загадок. Пишем мы слова совсем не так как произносим.

 - Какая наука изучает звуки языка? Это наука  фонетика.

Выберите правильную транскрипцию  к исследуемому слову.

[ з‘ эма ]   [зима ]   [зим‘а  ]   [з‘има ] [сима ] - Верная транскрипция [з‘има ]

- Проверим свое предположение, выполнив фонетический разбор слова. (один у доски)

ЗИМА – зи-ма

З [ з‘] -согл., зв., парн., мягк.

И[ и ] – гласн., безуд.

М[ м ] – согл., зв., непарн., тв.

А[ а ] – гласн., ударн.        

4б. , 4 зв.

– Придумай слово, в котором столько же букв и звуков. (Спросить несколько человек)

- Как это слово звучит на других языках? (английский) – записать.   Узнайте дома и допишите.

Вывод: одинаковый звук И.

ФИЗМИНУТКА

 Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

- Что изучает словообразование?

Словообразование – это раздел науки о языке. Словообразование изучает строение слов и способы их образования.

- Подберите родственные слова к исследуемому слову и запишите в тетрадь.

Проверка на доске – выходят записывают от каждой группы по одному.

 -Что общего в этих словах? (значение и корень). Выделите корень.

- Выберите несколько слов и разберите их по составу. Взаимопроверка.

МОРФОЛОГИЯ

– Какой частью речи является исследуемое слово?

- У вас на столах лежат карточки, в которых перечислены различные морфологические признаки. Ваша задача выбрать и записать  в тетрадь номера только тех, которые относятся к исследуемому слову. (Работаем устно)       (Ответ:2, 4, 6, 7, 9, 11)

1. одушевленное

2. неодушевленное

3. собственное

4. нарицательное

5. обозначает действие       предмета

6. отвечает на вопрос «что?»

7. ед. число

8. мн. число

9. женский род

10. средний род

11.первое склонение

12. второе склонение

Вывод – рассказывают, что узнали.

СИНТАКСИС

 - Какой раздел русского языка мы пока оставили без внимания?

    - Что это за Раздел?    

Синтаксис -  это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

- Можем продолжить исследование?

- Нет, так как  сначала необходимо составить словосочетание и предложение со словом ЗИМА.

- Составьте предложения со словом зима. (Заслушать несколько вариантов).

- Я тоже составила свое предложение. Вот оно.

( на слайде  появляется)

Покрыла  пушистым   пришла и снегом   землю  зима

Это не предложение.

 - Что такое предложение?

 Предложение - это слово или несколько слов, связанных по смыслу.

- Составьте из данных слов предложение

- Запишите предложение в тетрадь и выполните синтаксический разбор предложения. С этим заданием у доски нам поможет справиться……

  Глаг.       Сущ           глаг. .  Сущ.          прил.           Сущ

Пришла   зима   и    покрыла. землю    пушистым     снегом.  ( Повест., невоскл., прост., распр.)

- Выпишите из предложения словосочетания.

(пушистым снегом, покрыла землю, покрыла снегом)

Проверка -  зачитывают выписанные словосочетания.

6. Творческая работа  (сочинение или стихотворение)

- Зима, словно волшебная сказка. Свежий воздух, серебристый иней, легкий морозец и яркое солнышко.

А сколько забав дарит нам зима! Это и катание с горы, под веселый смех друзей, и постройка снежной крепости, катание на лыжах и коньках.

- Нравится ли вам зима?

- Я предлагаю вам проявить фантазию и творчество написать мини- сочинение о зиме, используя рисунки, которые рисовали дома..

 - А записанное предложение (показать на доске) может послужить неплохим началом для ваших сочинений.

7. Итог урока

- Сегодня мы провели исследование только одного  слова.  Что вы можете рассказать о данном слове? (рассказывают  по выполненной работе)

 - Русский язык богат и разнообразен. В нем так много слов, что можно хоть каждый день проводить исследования.  

8. Рефлексия.

 - Понравилась вам данная работа?

- Что на ваш взгляд было особенно интересным?

- Какое задание вызвало затруднение?

- О каком времени года говорили на уроке?  Зима холодное и суровое время года. Очень часто ребята болеют. - Пос лушайте советы, кто хочет быть здоровым и не болеть. (сценка)

Крепыш:                                                                                              Крепыш:

"Говорил я им зимой:                                                                       "Погодите!

    Закалялись бы со мной.                                                                 Ой-ой-ой!

 Утром бег и душ бодрящий,                                                            Крепким стать

 Как для взрослых, настоящий!                                                        Нельзя мгновенно,

 На ночь окна открывать,                                                                 Закаляйтесь постепенно!"

 Свежим воздухом дышать,                                                             - Запомните, ребята!

 Ноги мыть водой холодной.

 И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет.

Не послушались - болеют!"

Ребята:

"Поздно поняли мы, братцы,

 Как полезно закаляться.

 Кончим кашлять и чихать -

 Станем душ мы принимать

 Из водицы ледяной"                                                                                            

9. Домашнее задание

Составляем сборник  «Зимние сказки». Сочините зимнюю историю, которая произошла в лесу с каким-то животным или историю, которая приключилась с вами или вашим другом.

10. Выставление оценок.

- Я благодарю всех присутствующих.

- Урок  окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Открытый урок русского языка 4 класс

Закрепление знаний об однородных членах предложения...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...