Открытый урок по русскому языку "Предложный падеж" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Полухина Ольга Владимировна

Открытый урок по русскому языку "Предложный падеж" (3 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. автора:  Полухина Ольга Владимировна.

Место работы:  ГБОУ Школа № 2051

Должность автора: учитель начальных классов.

УМК  «Школа России», учебник  В.П. Канакиной  «Русский язык» 3 класс (2 часть)

Тема: «Предложный падеж»

Технологическая карта урока

Цель деятельности учителя

Формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

Задачи

- способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления;

 - развивать умение ставить и решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

 -  воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде,                                                                                                                                                                                  - создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Основные понятия

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чём?  (где?). Используемые предлоги: о (об), в, на, при. В предложении играет роль второстепенного члена

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями):                                                                     В результате изучения темы обучающиеся должны знать:                                                                                           - алгоритм определения предложного падежа ( маршрутный лист):                                                                       Название падежа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Вопросы падежа.                                                                                                                                                       Предлоги падежа.                                                                                                                                                        Член предложения.

       

       Метапредметные  (компоненты  культурно-компетентностного опыта, приобретённая  компетентность):

Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать  учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах и в группах.

Образовательные ресурсы

Учебник В.П.Канакиной  «Русский язык»  3 класс (2 часть)

 Проектор, экран, презентация,  памятки, конверты с заданиями

Сценарий урока.

№ п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Оргмомент.

Мотивация.

 - Добрый день, ребята! Уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем уроке. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.

 

Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.

Конкретизирует и подводит итог в определении целей.

Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу.

РУУД:

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

ЛУУД:

-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям,  готовности к сотрудничеству

-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности

2

Повторение:

*Словарная работа.

Задание: расшифруйте слова  и запишите в тетради.

  •   з.в.д
  •   д.р.вн.
  •   л.с.ц.
  •   б.р.з.
  •   .д.жд.
  •   л.п.т.

- Какие у вас получились слова?

- Как вы их записали?(проверим)

- Что общего у этих слов?

- Какое слово лишнее? Почему?

- А кто выберет другое слово? По какому признаку?

Давайте просклоняем эти имена существительные. Выделим окончания.

1в. «завод», 2 в. «лисица»

И.п. (что? кто?) завод, лисица

Р.п. (чего? кого?) завода, лисицы

Д.п. (чему? кому?)заводу,  лисице

В.п. (что? кого?) завод, лисицу

Т.п. (чем? кем?) заводом, лисицей

П.п. (о чем? о ком?) о заводе, о лисице

Организует деятельность по повторению пройденного материала.

Фронтальная проверка.

Учащиеся погружаются в самостоятельную работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности.

Дети составляют и записывают слова

  •   завод
  •   деревня
  •   лисица
  •   берёза
  •   одежда
  •   лопата

- Все слова – это имена существительные, в ед. числе, Им. п., нариц.

- Лишнее слово «завод», т. к. оно мужского рода.

Может быть лишним слово «лисица», т. к. это одушевлённое имя существительное.

ПУУД логические

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

- анализ объектов с целью выделения признаков.

3

Проблемная ситуация. (Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.)

- Посмотрите на доску. Прочитайте выражения. Объясните их смысл.  Определите падеж выделенных имен существительных в каждом предложении.

Вспомним алгоритм определения  падежа:                                                                       1. Найти слово, к которому относится имя существительное.

2. Поставить от него нужный вопрос.

3. По вопросу и предлогу определить падеж.

При солнце тепло, при матери добро.

В словах ретив, а в делах ленив.

На языке медок, а на сердце ледок.

Об отце и матери говори с почтением.

- Какие вопросы вы поставили  к выделенным словам? (о ком? о чем?)

- К каким существительным вы поставили вопрос о ком?, а к каким – о чем?

Организует деятельность детей.

Вспоминают падежи русского языка, падежные вопросы, правильно расставляют их по местам.  

РУУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.

КУУД:

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли полно и точно,

- учёт  разных мнений и умение обосновывать своё.

4.

 Постановка учебной задачи

(Формулирование темы урока.)

- Какая тема сегодняшнего урока?

-давайте определим цель и  задачи урока, составим маршрутный лист нашего движения к новым знаниям. (выдается пустой бланк маршрутного листа)

        Маршрут движения.

       1. Название падежа.

       2. Вспомогательное слово.

       3. Вопросы падежа.

       4. Предлоги падежа.

       5.Член предложения.

Раздает пустые бланки маршрутного листа детям.

Определяют цель и задачи урока, заполняют маршрутный лист.

Предметные УУД: Научатся формулировать цель и задачи урока и оформлять их в маршрутный лист

Регулятивные: целеполагание

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели и задач.

4

«Открытие» учащимися новых знаний

- Работаем по 1 пункту маршрутного листа.

- М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (Имена существительные в предложном падеже  всегда употребляются с предлогами)

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (заботиться/ говорить/ мечтаю или думаю)

Создаёт условия для организации деятельности по планированию.

Учащиеся обсуждают план  по поиску решения проблемы.

ПУУД общеучебные

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

5

Физминутка для глаз

Демонстрация упражнений для глаз

Дети повторяют движения глазами за учителем.

ЛУУД:

- формирование установки на здоровый образ жизни.

6

 Работа в парах по поиску образцов.

2.Работа в парах. Карточка.

Каждая  парта получает листок со стихотворением без предлогов.

Поставьте вопрос к выделенным именам существительным.

2.Вставьте подходящие по смыслу     предлоги. Определите падеж имен существительных.

3.Подчеркните в 1 предложении грамматическую основу.

   Я мечтаю …  короне, 

    Буду в ней сидеть … троне. 

    Я мечтаю … слоне, 

    Чтоб кататься …  луне. 

 Вечерами … полутьме 

 Я мечтаю … орле. 

Буду с ним летать … воле, 

Буду я учиться … школе. 

                                                 

Через некоторое время итоги работы обсуждаются.

- Какие предлоги вставили, какие вопросы поставили?

- Найдём в 1 предложении грамматическую основу.

- Определим роль сущ. в П.п в предложении.

Создаёт условия для организации работы в парах. Дети получают листок со стихотворением, изучают памятку, вписывают предлоги, которые были пропущены, ставят вопросы к выделенным существительным.

Собирают информацию, анализируют, делают выводы.

ПУУД логические

-анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий.

- обучение работе с разными видами информации.

7

Составление памятки.

Чтобы информацию, полученную в ходе вашей работы «не растерять» зафиксируем выводы в памятке.

Конкретизирует выводы, вносит необходимые коррективы.

Дети создают конечный продукт деятельности на уроке: «ПАМЯТКА. Предложный падеж».

ПУУД

-подведение под понятия, выведение следствий;

-построение логической цепи рассуждений.

- структурирование знаний

8

Игра-закрепление

- Хлопните в ладоши,  если имя существительное в словосочетании  стоит в П.п.

летит   чайка

читал о космосе

            доехал   до реки

           мечтал  о подарке

           шёл   по тропе 

           смотрел  на звезду

          заботился о щенке

          пахнет   мёдом

           думал о бабушке

          сказал при маме

Организует игру.

Учащиеся переносят полученные знания в схожую ситуацию.

ЛУУД:

- формирование установки на здоровый образ жизни.

.

Физминутка

«Любопытная Варвара»

Организует физминутку

9

Самостоятельная работа.

- Как вы думаете, как  хорошо вы усвоили тему урока?

- Предлагаю поработать самостоятельно.

1 уровень:

Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных. Выдели окончание у имен сущ-х.

Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался 
(чему?) (весна, праздник)______________________
Писать 
(чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать 
(о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай 
(чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ 
(кого?) (ветеран, гость)___________________________

2 уровень:

Спиши текст. Определи падеж имен существительных.

Стоят суровые морозы (_). Реки (_) и озера (_) одеты плотным ледяным ковром (_). Январский лес (_) спит под теплой шубой(_). В глубокий снег (_) спрятались маленькие елочки (_).

- карточки вложите в свои тетради. Ваша работа будет проверена и оценена.

 

Организует работу. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся.

Дети самостоятельно выбирают задание, выполняют его.  Осуществляют контроль своей деятельности по заданному образцу.

РУУД контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений  и  отличий от эталона.

10

Итог урока.

Рефлексия.

- Вы хорошо поработали!

- Повторим по памятке всё, что узнали о предложном падеже.

- Оцените свою работу на уроке.

                 

Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, то свой цветок вы прикрепите к улыбающемуся солнышку на доске.

Если вы работали, но было не всё понятно, то Если на уроке у вас возникали сложности, то свой цветок вы прикрепите к солнышку с (?)

Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш цветок надо прикрепить к грустному солнышку.

- Спасибо за урок!

Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке.

Учащиеся повторяют вопросы, предлоги Предложного падежа и его роль в предложении. Дают самооценку своей деятельности на уроке.

ПУУД:

- рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности

ЛУУД:

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

11.

Домашнее

Задание.

Базовый уровень:

С. 54 упр. 98

Повышенный уровень:

Составить 8 словосочетаний

( глагол + сущ. в П.п.)

Создаёт условие для выбора домашнего задания: базового или повышенного уровня

Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание в дневник

ЛУУД:

- ученик научится  проявлять познавательную инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."

В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....

Открытый урок по русскому языку 4 класс на тему "Изменение личных местоимений 3 лица по падежам"

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс с указанием планируемых результатов и технологической картой....