Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сырвачева Дарья Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Школа № 5                                                                                                                         Учитель: 
Класс: 2-Б                                                                                                                           Студент: Cырвачева Дарья 42 группа
Дата: 26.02.2018                                                                                                                  

Урок русского языка: «Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова».

Цели урока: формировать умение выделять корень в родственных словах; научить разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; обогащать речь учащихся.

Планируемые результаты

  • предметные: научатся вычленять признаки однокоренных слов, выделять в них корень; применять правило единообразного написания корня родственных словах; определять группу однокоренных слов; подбирать однокоренные слова.
  • личностные: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой; развивать речь учащихся при составлении предложений по рисунку

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник русского языка, презентация.


Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Добрый день, ребята.

-Присаживайтесь.

-Всё ли готово для работы?

Приветствуют учителя

Садятся

Проверяют готовность

Вспоминают правила поведения

Л: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляет заинтересованность

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: ответы на вопросы.

Словесн.: формулировка темы урока.

Практич.:

Письменное упражнение

Динамическая пауза

≈16

Минутка чистописания (комментированное письмо)

-Запишите дату: 26 февраля и классная работа.

-Сейчас проведём словарную работу. С красной строки напишите словарь, поставьте двоеточие.

-Чтобы узнать какое сегодня словарное слово будем записывать, откройте учебник на странице 46.

-Какое словарное слово вы видите? (лисица)

-Спишите его.

- Выделите корень слова.

- Подберите и запишите родственные слова:

  • Разговорное название этого зверя ЛИСА
  • Название детеныша лисицы ЛИСЕНОК
  • Ласковое разговорное название зверя ЛИСИЧКА
  • Признак предмета, указывающий на принадлежность лисе ЛИСИЙ

- Докажите, что все эти слова являются родственными.

-Что такое корень? Какие слова называют родственными?

Работа с тетрадью на печатной основе.

-Откройте тетрадь на странице 33, упражнение 1.

-Что нужно сделать? (найти в каждой строчке однокоренные слова, выделить корень, обозначить ударение)

-Что такое корень? Какие слова называют родственными?

-Прочитайте первую строчку:

Короб, ящик, коробка, коробочка.

Птица, птичка, птичник, курятник.

Бросок, бросить, кинуть, выбросить?

-Какое лишнее слово в строчке? (ящик, курятник, кинуть) Почему? (не однокоренное)

-Какой корень в оставшихся словах? (короб, птиц/ч, брос)

-Теперь давайте немного отдохнём.

-Выполним письмо по памяти. Посмотрите на слайд, прочитайте четверостишье

-Читаем по рядам.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж – отец, ежиха – мать

И ребёнок – ёжик.

-А сейчас, с красной строки начинаем писать по памяти.

-Найдите в стихотворении однокоренные слова (ёж, ежиха, ёжик). Выделите в них корень (еж).

-Как вы думаете почему я с самого начала урока заострила внимание на корне? Предположите, какая тема сегодняшнего урока.

Выполняют устное упражнение.

Формулируют свои мысли, рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют словарную работу

Выполняют элементарные физические упражнения

Выполняют письменное задание

Определяют тему урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Практич.:  работа с учебником, письменное упражнение.

Практич.: взаимопроверка на основе фронтальной.

Практич.: работа с обратным словарём, письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка, подведение итога.

≈25

Кто мне скажет, что же такое корень?

-Давайте выполним упражнение  61 на стр.46

- Что означает слово «водопой»?

(1. Место на реке, водоеме, где поят скот или куда приходят пить звери.

2. Поение скота водой)

- Сколько животных шло на водопой? (8)

- Как шел слоненок? Почему?

- Кто катился? Почему?

- Почему лисенок крался?

- Как двигался медвежонок?

- Есть ли в стихотворении однокоренные слова?

Слониха-слонёнок

Лисица-лисёнок

Ежиха-ежонок

Медведица-медвежонок

-Что общего в этих словах?(корень)

-Как мы назовём эти слова? (родственными)

-Почему?(имеют один и тот же корень, связаны по смыслу)

-Как выделяется корень в словах(дугой)

-Молодцы!

-А могут ли корни слов и звучать, и быть написаны одинаково, а по значению все-таки быть разными? Найдите такие слова в упр. 62, рассмотрите рисунок к упражнению.

Школьники должны самостоятельно доказать неродственность слов вода и водитель, объяснив их значения. Работа с рисунком к упр. 62  предполагает составление рассказа о подводном мире с возможным введением новых слов — кораллы, водолаз, водоросли. Диалог на основе рисунка поможет вызвать интерес к разным профессиям: А вы знаете, чем занимается водолаз? а подводник? Как вы думаете, это интересные профессии?

Вода, водяной, подводный, водолаз, водитель.

Какой корень в каждом слове? (вод) Все ли они родственные? Почему?

Работать над письменным заданием, проверять выполненное задание, делать выводы.

Выполнять письменное упражнение, выполнять взаимопроверку на основе фронтальной проверки, отвечать на вопросы, делать вывод из упражнения.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

≈5

- Ребята, подведём итоги урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какой  вывод можно сделать?

- Сделайте вывод

- Оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.

Домашнее задание

Тетрадь стр.33 упр.2, стр.34 упр.3



Предварительный просмотр:

Школа № 5                                                                                                                         Учитель: 
Класс: 2-Б                                                                                                                            Студент: Cырвачева Дарья 42 группа
Дата: 28.02.2018                                                                                                                  

Урок русского языка: «Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова».

Цели урока: формировать умение подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуков в корне слова.

Планируемые результаты

  • предметные: закрепить умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; активизировать словарь учащихся при подборе родственных слов
  • личностные: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой; развивать речь учащихся при составлении предложений по рисунку

Тип урока:

Оборудование: учебник русского языка (Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 2кл., 2 часть), презентация.


Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Добрый день, ребята.

-Присаживайтесь.

-Всё ли готово для работы?

Приветствуют учителя

Садятся

Проверяют готовность

Вспоминают правила поведения

Л: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляет заинтересованность

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: ответы на вопросы.

≈8

Минутка чистописания.

-Прописываем буквы в вашей тетради.

-Пишем дату и классная работа.

-С красной строки напишете «словарь» поставьте двоеточие.

Сейчас вы будете писать слова под диктовку, через запятую (Спасибо, посуда, стакан, четверг, пятница).

-Проверим слова.

*Индивидуальная работа у доски (2 чел.)

- Записать под диктовку слова. Найти в каждом ряду «лишнее».

-Однокоренные слова — это слова…?

-Почему это слово лишнее?

Пятнышко, пятно, пять, пятнистый, …

Полёт, лётчик, лето, летать, …

Горный, гора, гористый, горевать, …

-Чтобы понять какую тему мы сегодня будем изучать, послушайте такую историю:

-Однажды при выполнении упражнения Аня и Ваня поспорили. Им надо было подобрать проверочное слово к слову «в__дяной». Ваня утверждал, что слово «вода» вполне может быть проверочным, т.к. оно родственное. Аня доказывала, что только этого признака недостаточно. Надо, чтобы безударный гласный, который мы проверяем, стал ударным.

- А как бы вы рассудили ребят?

- Чем будем заниматься на уроке? (продолжать работать с правилом безударная гласная в корне, подбирать однокоренные проверочные слова)

-Для чего нам нужно проверять безударную гласную в корне? (чтобы писать грамотно)

-Молодцы! А теперь давайте немного отдохнём.

Динамическая пауза

-Встаньте из-за парт.

Выполнять устное упражнение.

Пишут словарную работу

Формулировать свои мысли, рассуждать, отвечать на вопросы учителя.

Формулируют тему урока

Выполняют упражнения

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Практич.:  работа с учебником, письменное упражнение.

Практич.: взаимопроверка на основе фронтальной.

Практич.: работа с обратным словарём, письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка, подведение итога.

≈25

-Откроем страницу 50, упражнение 66.

-Что нам нужно сделать? (найти родственные слова; сравнить их по произношению, написанию и значению; выписать однокоренные слова и выделить в них корень)

-Как проверить букву безударного гласного в корне слова? (нужно подобрать такое родственное слово, чтобы ударение падало на эту букву)-Давайте сделаем вывод. Как мы проверим безударную гласную в корне? (сообщение профессора Самоварова)

Работа с электронным приложением к учебнику (24. «Корень слова», упр.1 «Анимация» п. 3, 5

П. 3-Корень в родственных словах пишется одинаково, хоть и произносится по-разному. (море-моряк, город-городской)

П. 5-Безударные гласные тоже можно проверить, если подобрать родственные (однокоренные) слова. Корни в родственных и однокоренных словах пишутся одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое указывает на правильное написание всех остальных слов.

Например: вода-водный-водичка, море-моряк-морской.

-Посмотрите на страницу 51. Выполним упражнение 67.

-Прочитайте. Какое из слов помогает правильно писать все остальные родственные слова? (слон, соль, корм) Спишите группы слов. Обозначьте корень.

ГДЗ Русский язык 2 класс. Учебник 2 часть. Климанова, Бабушкина

0Как произносятся и пишутся родственные слова в группах?

Вывод: правило, стр.50

-Запомните: корни слов в родственных (однокоренных) словах пишутся одинаково.

Работа с тетрадью на печатной основе

-А сейчас, чтобы закрепить изученный материл, откроем рабочую тетрадь на странице 35 и выполним упражнение 5.

-Распределите слова по группам. Запиши получившиеся группы слов в столбики. Выдели в словах корни. Допиши к каждой группе проверочное слово

Цветόчный

Цветнѝáк

Цветỳщий

Цвѐт

Носовόй

Носáтый

Нόс

Зернό

Зерновые

Зёрна

Разносѝть

Носѝльщик

нόсит

Работать над письменным заданием, проверять выполненное задание, делать выводы.

Слушают сообщение профессора Самоварова

Выполнять письменное упражнение, выполнять взаимопроверку на основе фронтальной проверки, отвечать на вопросы, делать вывод из упражнения.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

≈5

- Ребята, подведём итоги урока.

- Оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.

Домашнее задание

≈1

Учебник правило стр.50 упр.68



Предварительный просмотр:

Школа № 5                                                                                                                         Учитель: 
Класс: 2-Б                                                                                                                           Студент: Cырвачева Дарья 42 группа
Дата: 27.02.2018                                                                                                                  

Урок русского языка: «Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова».

Цели урока: развивать навык правильного написания букв безударных гласных звуков в корне слова на основе верного нахождения корня, верного подбора однокоренных слов

Планируемые результаты

  • предметные: закрепить умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
  • личностные: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой; развивать речь учащихся при составлении предложений по рисунку

Тип урока:

Оборудование: учебник русского языка (Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 2кл., 2 часть), презентация.


Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Добрый день, ребята.

-Присаживайтесь.

-Всё ли готово для работы?

Приветствуют учителя

Садятся

Проверяют готовность

Вспоминают правила поведения

Л: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляет заинтересованность

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: ответы на вопросы.

Словесн.: формулировка темы урока.

≈10

Минутка чистописания

-Запишите дату: 27 февраля и классная работа.

-Сейчас у нас с вами будет словарная работа.

-Прочитайте слова на слайде. -Объясните орфограмму. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму в словах. Подберите и запишите проверочные слова.

I вариант
Д
ожди - дождь, стена - стены, листок - лист, звонок - звон, моряк -море .
II вариант
В
олна - волны, домовой - дом, сады - сад, леса - лес, столы – стол .

- Слова с какой орфограммой собраны в задании? (безударная гласная, проверяемая ударением)

- В какой части слова находится эта орфограмма? (в корне слова)

- Выделите в словах задания корень слова.

- Как проверяли безударную гласную в корне слова? Какие слова стали проверочными? (однокоренные)

Какой мы можем сделать вывод?

- Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы эта гласная стала ударной.

-А сейчас, чтобы узнать тему урока, я вам задам проблемную задачу.

- Однажды Ане на уроке дали задание выбрать проверочное слово к слову Т__НУТЬ и вставить в него пропущенную букву. Аня нашла два варианта проверочных слов: ТЯНЕТ и ТИНА.

- Какое проверочное слово из двух выбрать Ане и почему? Давайте поможем.

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (безударная гласная в корне слова)

- Чему мы будем учиться на уроке?(Искать родственные слова и правильно подбирать проверочные слова)

Формулируют свои мысли, рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют письменное задание в тетради по вариантам

Формулируют свои мысли, рассуждают, отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему и цели урока

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Практич.:  работа с учебником, письменное упражнение.

Практич.: взаимопроверка на основе фронтальной.

Практич.: работа с обратным словарём, письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка, подведение итога.

≈25

Кто мне скажет, что же такое корень?

-Однокоренные слова, это какие?

-Как мы проверяем безударную гласную в корне? Расскажите алгоритм.( найти в слове корень, в корне найти безударный гласный звук, подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы безударный гласный стал  ударным.)

-Откройте страницу 48, прочитайте упражнение 63.

-Что нужно сделать? (узнать, во всех ли группах родственные слова, выделить корень)

упр.64 – в парах с предварительной подготовкой

- Прочитайте задание.

- Почему предложенные слова назвали однокоренными?

- Какое среди этих однокоренных слов можно назвать проверочным? Почему? (море – ударение падает на о, во всех остальных словах о – безударная)

- Как вы будете выполнять это задание?

*Проверка: коллективно

- Что вы узнали о корне слова, выполняя это задание?

Вывод: сообщение профессора Самоваров астр.49

-А сейчас я проверю, как хорошо вы понимаете изученный материал. Открываем рабочую тетрадь на странице 35 упр.6

Запишите данные слова в таблицу.

лес

дождь

цепь

Лесной

Лесник

Лесовоз

Перелесок

Дождевик

Дождливый

Дождинка

Дождик

Цепной

Зацепить

Цепочка

Прицеп

Работать над письменным заданием, проверять выполненное задание, делать выводы.

Выполнять письменное упражнение, выполнять взаимопроверку на основе фронтальной проверки, отвечать на вопросы, делать вывод из упражнения.

Выполняют письменное упражнение

Делают вывод, сравнивают с выводом в учебнике

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

≈5

- Ребята, подведём итоги урока.

- Какой  вывод можно сделать?

- Сделайте вывод

- Оцените свою работу на уроке.

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.

Домашнее задание

Учебник правило стр.49, упр.65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...