УМК "ПНШ" 3 класс. Трудности написания глаголов на - я / ть в настоящем ( или будущем) и в прошедшем времени
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Яринцева Светлана Викторовна

Цель деятельности учителя:

- познакомить с алгоритмом правильного написания безударной гласной в суффиксе, в окончаниях глагола.

Планируемые результаты:

предметные:

- формирование умения правописания глаголов на ять в настоящем, будущем и в прошедшем времени.

- развитие учебной самостоятельности, инициативы обучающихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности;

-продолжат расширять знания  по теме « Глагол».

личностные:

-продолжат развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-продолжат воспитывать позитивное отношение к родному языку, любовь к русскому языку.

-продолжат формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Школа: 95                                                                                                Учитель: Белоярова Т.В.______________

Класс: 4 - 3                                                                                                 Методист: Кондратьева И.И.__________                     Кабинет: 206                                                                                        Студентка: Яринцева Светлана 42 группа

Урок № 3                                                                                                                          

Дата: 10.11.2017                                                                                                         

                                                                                

Тема: «Трудности написания глаголов на - я / ть в настоящем ( или будущем) и в прошедшем времени.»

Цель деятельности учителя:

             - познакомить с алгоритмом правильного написания безударной гласной в суффиксе, в окончаниях глагола.

Планируемые результаты:

предметные: 

- формирование умения правописания глаголов на ять в настоящем, будущем и в прошедшем времени.

- развитие учебной самостоятельности, инициативы обучающихся на основе постановки учебной задачи и организации поисковой деятельности;

-продолжат расширять знания  по теме « Глагол».

личностные: 

-продолжат развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-продолжат воспитывать позитивное отношение к родному языку, любовь к русскому языку.

-продолжат формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой;

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 1 часть),программа ПНШ, презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Викторовна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь.

Приветствовать учителя

Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся

1.

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение.

Словес.: ответы на вопросы

≈ 5

Минутка чистописания.

Начнем урок с минутки чистописания.

- Сначала, запишите в тетрадь число. Классная работа.
(На экране буквы
Г, г, го, гр, гд.)

- Посмотрите на экран, у меня представлены буквы и сочетания букв, напишите их свою тетрадь каллиграфически.

- Давайте возьмём пословицу, где встречаются сочетание этих букв, девизом нашего урока. «Грамоте учиться – всегда пригодится.»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Ребята, сейчас проведем словарный диктант. Я показываю  картинку на слайде, а вы  пишете  название  предмета.  

Приступим! (шоколад,  ракета,  компас,  антенна, медаль, велосипед, бутерброд, пианино, президент, килограмм, лягушка, стрекоза, телевизор, облако, диван).

Внимание на слайд, давайте проверим правильное написание слов.

Писать каллиграфически.

Высказывать мысль

Выполнять словарную работу

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

Практическое :выполнение упражнения

Словесн.: беседа, ответы на вопросы.

Практ.:работа с учебником

Словесн.:беседа, ответы на вопросы.

Практ.:работа с учебником

Практич.: чтение правила.

Практ.:работа с учебником

≈ 10

- Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательным и активным. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Сейчас отгадайте загадку и вспомните, какую часть речи мы с вами изучаем на последний уроках.

Загадка

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит. (Глагол)

- Совершенно верно. Мы продолжаем знакомиться с правилами из раздела глагол.

- Обратите внимание на слайд. У меня записаны предложения. Ваша задача - списать и вставить пропущенные буквы

Задание

- По синему небу плыли и та(и,е,Я)ли белые облака.

- Я верю, что земля скоро отта(и,Е)т.

- Заунывная песня наве(и,е,Я)ла молчаливую тоску.

- С какими трудностями вы встретились?

- Какого времени глаголы в предложениях? (настоящего и прошедшего)

- В написании глаголов в П.в в суффиксе пишется Я, а в окончаниях глаголов будущего времени пишется Е.

- Как вы думаете, какова тема урока?

Тема урока: Трудности написания глаголов на ять в настоящем ( или в будущем) и в прошедшем времени.

Какую цель поставим?

Цель: найти способы написания правильного суффиксах на ять, глаголов в настоящем в прошедшем и будущем времени.

-Ребята у каких глаголов мы не смогли определить правильное написание?(таяли, оттает, навеяла)

- А чтобы разобраться с этими трудностями, давайте прочитаем разговор на странице 111

Разговор

- А что, действительно есть трудности? – спросил Миша, прочитав название темы очередного заседания клуба.

- Еще какие! – вздохнула Таня Перова. – Хотя Костя обещал…

-Костя обещал, что ВСЕМ ВСЁ будет понятно, - сказал, заходя в класс, Костя Погодин. Костя предложил открыть обратный словарь на –Ь, и на – я ть

 (просмотр в словаре)

- Что мы узнали? (Это разговор Миши, Тани и Кости, где ребята узнают о том, что существуют некоторые трудности в написании форм настоящего (будущего) и прошедшего времени глаголов на -ять. Сами же трудности в написании этих форм раскроет Костя Погодин )

- Чтобы выполнить упражнение 83 на с. 111. Мы с вами откроем Обратный словарь на с. 149, ваша задача -  найти подчеркнутые глаголы на -ять и выписатьт их столбиком, указывая в скобках их спряжение. Все эти глаголы имеют безударные личные окончания, следовательно, спряжение мы определяем по начальной форме – I спряжение.

-  Глагольный суффикс в этих словах тоже безударный. Так как спряжение глаголов уже определили, то вы сможете написать без ошибок 3-го лица ед. и мн.ч.

- В образованных глагольных формах выделите окончания и подчеркните буквы Е и Ю в окончаниях.

- Рядом с каждым глаголом напиши две формы прошедшего времени: ед.ч. м.р и м.р. мн.ч..

- Выделите суффиксы.

- Давайте прочтем плакат Летучей Мыши для образца.

Правило

Образец: лаять (1 спр) – лает, лают, лаял, лаяли

В форме прошедшего времени у глаголов сохранятся глагольный суффикс начальной формы. (слушать – слушал)

- Давайте составим пошаговый алгоритм.

 Что мы должны сделать сначала, когда у нас возникла трудность в написании суффиксов глагола?

1.Надо поставить глагол в начальную форму.

Следующий шаг?

 2. Выяснить, какой суффикс стоит перед - ть.

            Что надо сделать после этого?

3. В форме прошедшего времени у глаголов сохраняется глагольный суффикс, начальной формы.

- Откройте учебник на с. 112 , давайте прочитаем разговор между Таней, Костей и Мишей.

Разговор

- А я недавно в диктанте написал: лаИт собака, залаИли собаки… - пожаловалась Таня Перова  - Дважды ошиблась: и в глаголе прошедшего времени!

- Это потому, что мы действительно слышим звук [и] во всех глаголах с безударным суффиксом –я-: се[и]ть, се[и]л, ве[и]ть, ве[и]т, ве[и]л, - сказал Костя.

- И что же нам теперь делать? – мрачно спросил Миша.

- Глаголов на –ять немного. Их нужно просто запомнить! – сказал Костя. – Но даже когда вы их запомните, нужно различать написание форм  прошедшего и настоящего ( или будущего) времени.

- О чем говорится? (Чтобы не ошибиться в написании личных форм и форм прошедшего времени глаголов на -ять, необходимо запомнить эти глаголы)

Слушать учителя

Отгадывать загадку

Выполнять задание

Отвечать на вопросы.

Определять тему и цель урока.

Понимать  и  сохранять в памяти учебную задачу урока.

Читать в учебнике

Обсуждать прочитанное

Работать с обратным словарем.

Работать с правилом в

учебнике

Отвечать на вопросы

Высказывать предположения

Читать в учебнике

Обсуждать прочитанное

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Динамическая пауза

Практич.: физминутка.

1 мин

Видео «Краб»

Повторять  движения

за видео

Р:Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

3.

Решение частных задач

Практич.: письм. граммат.упр.

Проверка.

Словесный (читать задание

Словесн.:отвечать на вопр.

Практич.: письм. граммат.упр.

Словесный (читать задание

 

Практич.: письм. граммат.упр.

Проверка.

Словесный (читать задание

Словесн.:отвечать на вопр.

Практич.: письм. граммат.упр.

Проверка.

Словесный (читать задание

Практ.:письменное упр.

Взаимопроверка

≈ 25

-Ребята, а теперь  давайте мы с вами выполним 84 упражнение.

-Прочитайте задание

- Найдите в обратном словаре глагол ЛАЯТЬ  и образованные от него глаголы с приставками. Используй их, чтобы письменно дополнить предложения.

-Слышно было, как вдалеке ЗАла(е/и/Я)ла собака. Это она ОБла(е/и/Я)ла незнакомого человека. Ничего! ПОла(Е/и)т полает и перестанет.

- Выделите суффикс я в формах прошедшего времени.

-Вывод: у глаголов П.в. в суффиксе пишется Я, а у глаголов Б.в. в окончании пишется Е, потому что 1 спряжение)

-Следующее упражнение 85. Прочитайте задание.

- Найди в обратном словаре глагол ВЕЯТЬ и образованные от него глаголы с приставками. Используй их, чтобы письменно дополнить предложения.

- Эта песня НАве(е/и/Я)ла мне грустные воспоминания. Вы РАЗве(е/и/Я)ли все мои сомнения. Вдруг ПОве(Е/и/я)т свежий ветерок ВЗвейтесь, соколы, орлами!

-Вывод: у глаголов П.в. в суффиксе пишется Я, а у глаголов Б.в. в окончании пишется Е, потому что 1 спряжение)

- Следующее упражнение 86. Прочитайте отрывок из стихотворения.

Я забыл,

Как лошадь запрЯгают.

И хочу ее

ПозапрЯгать,

Хоть они неопытных

ЛЯгают

И до смерти могут

ЗалЯгать.

-Ваша задание, выписать родственные глаголы парами и разобрать по составу. Какого они спряжения.

- за (приставка) пряг (корень) ют (окончание)

поза (приставка) пряг (корень) а (суффикс) ть (суффикс)

- ляг (корень) а (суффикс) ют (окончание)

за (приставка) ляг (корень) а (суффикс) ть (суффикс)

- Евдокия Васильевна! Разве в одном слове могут быть сразу две приставки? – спросил Миша.

-Могут быть! – улыбнулась Евдокия Васильевна.

- Кто догадался, о каком слове шла речь? (позапрягать)

- Следующее упражнение 87. Прочитайте задание.

- Найдите в обратном словаре глагол ТАЯТЬ и родственные ему глаголы с приставками. Используйте их, чтобы письменно дополнить предложения.

- Снег сначала чуть-чуть ПОДта(е/и/Я)л, а потом РАСта(е/и/Я) совсем. Она обид(Е/и)лась на меня и не разговарива(Е/и)т. Но я верю, что она скоро ОТта(Е/и)т

- А чтобы узнать как вы поняли тему нашего урока, мы проведем небольшую работу.

Задание

-Поставьте данные глаголы в прошедшем, а затем в настоящем.

-Обидеть, зависеть, ненавидеть, сеять, веять, лаять, чуять, каяться, слышать.

-Ребята, время выполнения задания подошло

к концу. Давайте проведем взаимопроверку.

-обменяйтесь тетрадями и проверьте задание соседа по парте, опираясь на слайд.

-А теперь верните тетради владельцам.

-Встаньте те, у кого нет ни одной ошибке…

-Молодцы!!

1. Обидеть - обижал, обижает.

2. Зависеть - зависел, зависит.

3. Ненавидеть - ненавидел, ненавидит.

4. Сеять - сеял, сеет.

5. Веять - веял, веет.

6. Лаять - лаял, лает.

7. Чуять - чуял, чует.

8. Каяться - каялся, кается.

9. Слышать - слышал, слышит.

Слушать учителя.

Читать задание упражнения

Работать с обратным словарём,

Выполнять задание

Читать задание упражнения

Работать с обратным словарём,

Выполнять задание

Читать задание упражнения

Выполнять задание

Рассуждать и выдавать ответ

Читать задание упражнения

Работать с обратным словарём,

Выполнять задание

Работать над самостоятельной работой

Проверять работу взаимопроверкой.

Оценивать свои успехи

П:  извлекают необходимую

 информацию из рассказа учителя, собственного опыта;

 -осуществляют поиск необходимой информации;

- осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.: ответы на вопросы, самоанализ.

 

≈10

Подведем итог урока.

Ребята, назовите тему урока ? (трудности написания глаголов на –ять в настоящем и в прошедшем времени)

-Какие цели мы  ставили на уроке?

-Как вы думаете, мы их достигли?

- Какое правило мы выявили? (у глаголов П.в. в суффиксе пишется Я, а у глаголов Б.в. в окончании пишется Е, потому что 1 спряжение)

А теперь с помощью анкеты оцените себя и свою работу .

Анкета

1.На уроке я работал ( активно / не активно)
2.Своей работой на уроке я 
(доволен / не доволен)
3.Урок для меня показался 
(коротким / длинным )

4.За урок я (не устал / устал )
5.Мое настроение 
(стало лучше / стало хуже )
6.Материал урока мне был 
(понятен / не понятен )

         

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу.

Контролировать правильность записи.

Обобщать изученное.

РП.: Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (будущем) или прошедшем времени

Презентация по русскому языку 4 класс по теме "Трудности написания глаголов на - ять в настоящем (будущем) и прошедшем времени". УМК "ПНШ".Автор Крыжановская С.Н., учитель МБОУ СОШ № 28 ст. Тамань, Кр...

Правописание глаголов с безударными окончаниями в настоящем и будущем времени.

Современный урок русского языка разработан группой творческих учителей :Самойловой Н.И. и Хлыстун Г.П.Цель: Формирование умения обосновывать написание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущ...

Технологическая карта урока + презентация "Написание глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времен"

Климанова, Л. Ф. Русский Язык. Учебник для образоват. учреждений. учебник 4 класс 2 часть УМК «Перспектива»....

Разработка урока по русскому языку в 4 классе на тему "Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и прошедшем времени".

Конспект данного  урока по русскому языку разработан в соответствии Стандарта ФГОС. Используемый УМК  - "Перспективная начальная школа".На уроке используется презентация прое...

Трудности написания окончаний глаголов настоящего, будущего времени и суффиксов глаголов на –ять в прошедшем времени.

Развитие умений писать глаголы  с изученной орфограммой, обосновывать правописание глаголов....