Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в распознавании устной и письменной речи"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Чупина Наталья Александровна

Урок русского языка на тему "Упражнения в распознавании устной и письменной речи" (ПНШ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21 марта, среда

Школа: МБОУ НОШ №95

Класс: 1 «6»

Урок: 2

Время: 9:00 – 9:45

Кабинет: 211

                      Учитель: Полякова Н.М.

                                             Студент: Чупина Наталья, 44 гр.

                                             Отметка: ____________________

 КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Упражнения в распознавании устной и письменной речи».

Цель:  создание условий для формирования представления об интонации.

Планируемые результаты:   

Личностные:

- проявлять положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке русского языка;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

- использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение.

Предметные:

- уметь различать предложения по цели высказывания;

- уметь интонировать предложения в соответствии с целью высказывания.

Тип урока: открытие новых знаний (комбинированный).

Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Русский язык».

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент.

2мин.

Звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы писать красиво?

Будем дружно отвечать?

Будем думать , рассуждать?

Дисциплину соблюдать?

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего, успехов на уроке.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

К: настраиваться на урок.

2.Мотивационный.

Словесн: беседа, языковой анализ.

 

Практич.: запись предложений в тетрадь.

2 мин.

– Сегодня наш урок русского языка мы проведем в форме устного журнала, который называется «Секреты устной и письменной речи».

Посмотрите ребята на доску. Скажите, какие можем составить предложения по схемам? Итак, запишите к себе в тетрадь.

Давайте с вами вспомним, что мы изучали на прошлом уроке русского языка?

– Что такое речь?

– Назовите виды речи.

– Какая речь появилась раньше?

Писать предложения в тетрадь.

Вспоминать пройденный материал.

 Р: принимать и сохранять задачу.

К: высказывать своё мнение.

3. Постановка учебной задачи и её решение.

 

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: беседа

Наглядный: рассматривание слайда.


Словесный: ответы на вопросы.

Практическ.: работа с учебником.

Наглядный: рассмотрение иллюстрации в учебнике.

Словесн.: диалог учителя и ответы детей.

Практический: работа по учебнику.

Словесн.: слово учителя, ответы детей.

30 мин.

Когда вы научились говорить?

Интересный факт: ученые подсчитали, что к семи годам ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

– Хотите, я вам расскажу, о чем пойдет речь на нашем уроке? Послушайте внимательно стихотворение:

На строке поставлен знак –

Обрати внимание.

Наш урок зовется так:

Знаки препинания!

Точки, палочки, крючки

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют прочтения.

Внимание!

Тетради говорят,

Что знаки препинания

В забросе у ребят.

Ставятся, не ставятся –

Как кому понравится!

И десятки бедных фраз

Рассыпаются без нас.

А долг наш между тем – беречь

Родную речь!

Пускай же, делу пособя,

Расскажет каждый про себя.

Точка – это станция,

Где отдыхает мысль.

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

Тут можно с силами опять

Собраться для похода.

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

Он наклонился, чтобы сесть,

И подмигнул: «Вопросы есть?»

А если в предложении

Радость, раздражение?

Тогда в конце не кстати ли

Наш славный восклицательный?

Бурным чувствам нет конца.

Пылкий нрав у молодца!

– Пора привлечь внимание

К знакам препинания!

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать на уроке?

Откройте учебник на с. 22, текст под картинкой.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? (Чаепитие в гостях у Анишит Йокоповны.)

– Прочитайте выделенное предложение. (Ты съел пирог?)

– Скажите, что содержит это предложение – вопрос, просьбу. Приказ или сообщение? (Содержит вопрос.)

– Это предложение содержит вопросительную информацию.

– Как показать вопросительную интонацию на письме? (Вопросительным знаком.)

Работа по учебнику (с. 23).

– Посмотрите, к Мише с одним и тем же вопросом обращаются Торк, Асырк  и  Анишит  Йокоповна.  Прочитайте  этот  вопрос  с  разным  настроением.

– Как ответит Миша?

– Почему ответы получились разные?

– Что есть в устной речи такого, чего нет в письменной? (Выделение слова голосом.)

 Прочитайте высказывание Летучей Мыши.

 Какому знаку препинания была посвящена страничка в учебнике?

Разные вопросы задаю я всем:

Как?

Откуда?

Сколько?

Почему?

Зачем?

Вот какой я мастак – …(Вопросительный знак.)                        

(Схема –слайд)

Предложение

Сообщение

Вопрос

Просьба, приказ,
восклицание

Ты съел пирог.

Ты съел пирог?

Ты съел пирог!

– Сравните предложения. (Порядок слов одинаковый, голосом выделяется одно и то же слово, но в конце предложений стоят разные знаки препинания.)

– Что это значит? (У этих предложений разная цель высказывания.)

– Как обозначается цель высказывания на письме? (Знаками препинания.)

– А как в устной речи? (С помощью интонации.)

Отвечать на поставленные вопросы.

Слушать стихотворение.

Слушать внимательно учителя.

Рассматривать слайд.

Отвечать на поставленные вопросы по тексту учебника

Формулировать тему урока.

Работать с учебником русского языка.

Выделять силой голоса.

Работать с учебником.

Слушать внимательно учителя и высказывать свои мнения.

Обосновывать свой ответ.

Работать со слайдом, выделяя голосом.

Отвечать на поставленные вопросы.

Л:  обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию.

Р:  формулировать цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

К: высказывать своё мнение.

П: осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

П: осмыслять цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли.

Р: способность к мобилизации сил, к волевому усилию.

П: устанавливать причинно-следственные связи.

Физ.минутка.

2мин

А теперь давайте с вами отдохнем. Смотрите на меня и повторяйте все движения.

Выполнять двигательные упражнения.

4. Решение частных задач на основе анализа теста.

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

Словесный: слово учителя, ответы учеников.

Практич.: работа с учебником.

12 мин.

– Прочитайте, что такое «интонация» (с. 24).

– Определите, о каком знаке препинания эта загадка (текст записан на следующей странице журнала).

Ребята! В предложениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу,

Торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны.(Восклицательный знак.)                

– Ребята, давайте дополним опорную схему. Как произносят предложения, в конце которых стоит точка? (Спокойно, утвердительно.)

– Приведите примеры таких предложений.

– А как произносят, если в конце предложения стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно.)

– Приведите примеры.

– Какая интонация будет у вопросительного предложения? (Удивление.)

Предложения

Сообщение

Вопрос

Просьба, приказ,
восклицание

Ты съел пирог.

Ты съел пирог?

Ты съел пирог!

Спокойно,
утвердительно

Удивление

Бодро, торжественно,
восторженно

Давайте с вами рассмотрим, какое правило нам подсказывает летучая мышь.

Кто прочитает? (стр.24).

«Письменно разницу предложений по ЦЕЛИ высказывания можно передать с помощью знаков препинания.»

«Повышение и понижение голоса в устной речи называется интонацией.»

Какой же вывод можем сделать?

Рассматривать иллюстрацию и правило из учебника.

Слушать внимательно преподавателя.

Отвечать на поставленные вопросы.

Работать с таблицей.

Демонстрировать что получилось.

Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.


П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: вносить необходимые дополнения и коррективы в план.

П: выбирать  наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

П: структурировать знания.

7. Рефлексия.

Итог урока.

5 мин.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

– Наши знания алфавита помогли нам в пути?

Маша и Миша тоже почти освоили алфавит с нашей помощью.

Так что же такое алфавит? Давайте с вами обобщим.

– Назовите хором буквы в алфавитном порядке.

Рефлексия на слайде.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

УМК «Школа России», учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» ...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Употребление в речи предлогов" Школа 2100

Конспект урока с элементами технологии РКМЧП. Расписана деятельность учителя и учеников....

Конспект урока русского языка в 3 классе «Имя существительное, как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки»

Конспект урока русского языка в 3 классе " Имя существительное, как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки"...

Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Роль предлогов в речи"

Конспект урока русского языка 2 класс "Роль предлогов в речи" Учащиеся получат первоначальное представление о предлогах в речи с помощью одного известного героя мультфильма "Фиксики" Дедуса....

Конспект урока русского языка в 1-м классе на тему: «Письменная речь: объявление».

Конспект урока по русскому языку в 1-м классе на тему «Письменная речь: объявление». Цель урока: Создать условия для формирования первоначальных представлений об объявлениях...