«Суффикс. Роль суффикса в слове».
план-конспект урока по русскому языку на тему

Полуян Анна Николаевна

«Суффикс. Роль суффикса в слове».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suffiksdoc.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области  государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

 Русский язык

Выполнила студентка  44 гр.

                                                                                                                Полуян Анна

                                                                                Проверила:

   Отметка: ________________

Дата: ___________________

Челябинск, 2018

Предмет: Русский язык

Класс:2

Тема урока: «Суффикс. Роль суффикса в слове».

Цели урока: - Дать представление о суффиксе как о значимой части слова, показать роль суффиксов в передаче оттенков значения слова и образования новых слов, показать единообразное написание одного и того же суффикса.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

  - иметь представление о суффиксе как значимой части слова;

 - определять значение, которое придаёт слову суффикс, и его роль в образовании новых слов.

  • Личностные:

  - проявлять интерес к изучению темы;

       -проявлять эмоционально – ценностное отношение к проблеме;

       -осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Тип урока: урок-закрепление

Оборудование: учебник 2 класс часть 2, русский язык «Перспектива», конспект, презентация

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Словесный: слово учителя

(Психологический настрой)

≈1

-Здравствуй, великий,
Здравствуй, могучий,
Здравствуй, любимый
Русский язык.

Приветствовать.

Л.: иметь положительное отношение к школе и учебной деятельности

1.

Актуализация знаний

Словесный: монолог учителя

≈2

 Самостоятельно вставьте  пропущенные буквы. Распределите  слова на 2 группы.

сем…я   друз…я в…ехать   под…езд

руж..е   в…юга   с…едобный   об…явить

По какому принципу слова распределили в 2 группы. Какие слова записали в 1 группу? Докажите. Где пишется ь? Что такое корень?

Какие слова записали во 2 группу. Докажите. Где пишется ъ? Что такое приставка? А какие еще части слова знаете?

Давайте проведем расследование.

Выяснять, что знают по обсуждаемой теме, систематизировать  знания о корне, приставке, слушать, читать задания.

П. Ориентироваться в своей системе знаний (определить границы знания и незнания), уметь находить и выделять необходимую информацию;

К.Слушать и понимать речь друг друга, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2

Чистописание

Практический:  

Приемы: написания букв

Открываем тетради, отступаем от последней записи две линии, записываем число, класс.работа.

 (на доске)

-Пропишите соединение Фф, фл.

 

Выполнять задание

2.

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: формулирование темы и целей урока

≈15

. Оленька, Сашенька, Машенька, Витенька, Васенька.

2. Олька, Сашка, Машка, Витька, Васька.

- Что общего в значении всех слов? (Это имена)

- Что общего в значении слов первой группы? второй?

- Какими словами мы недолжны пользоваться? Почему?

- А теперь начните расследование. Есть ли общая часть в словах первой группы? (-еньк-)

- После какой части она стоит? (После корня. Учитель выделяет мелом корни.)

- Есть ли общая часть во второй группе слов. (-к-)

- После какой части она стоит? (После корня)

- Посмотрите, именно эти части слова придают словам разные оттенки значения:

или уменьшительно- ласкательное, или пренебрежительное, грубоватое.

- Эта часть слова имеет своё название. Как вы думаете какую задачу нам предстоит выполнить на этом уроке? ( Мы познакомимся с новой частью слова)

- Чтобы подробнее узнать об этой части слова, прочитайте сообщение профессора Самоварова на стр.62 учебника.

- Как же называется новая часть слова?

- Сформулируйте тему урока.(Суффикс. Его значение в слове.)

- Какая орфограмма спряталась в названии темы? (Удвоенная –ф-)

Отвечать на вопросы

Воспринимать информацию представленную в устной форме.

Отвечать на вопросы

Формулировать  тему урока. Ставить учебные цели.

Уметь определять тему урока с помощью учителя (Р)

Формулировать цель урока

Уметь слушать  мнения своего товарища

Принимать информацию в различной форме.

(Л)Стимулировать  и развивать любознательность Потребность в познании информации.

3.

Решение частных задач

Словесный: беседа

Частично-поисковый

Практический: работа по учебнику

Словесный: беседа

Конструктивный

-физминутка

Игровой метод

Метод конструирования

 Домашнее задание

≈23

1) Работа по учебнику. Стр.62 Сообщение профессора Самоварова.

Работа в группах. Используя сообщение профессора составьте рассказ о новой части слова по плану:

1. Что такое суффикс?

2. Для чего он служит?

3. Каким значком обозначается? (Слайд 4)

Рассказы детей о суффиксе (2 ученика)

2) Задание умного Совёнка. (Слайд 5)

- Попробуйте образовать новые слова.

тигр

мамонт

страус

кот

слон

-ёнок

Проверка: (фронтальный опрос)

- Кого называют полученные слова (Детёнышей животных)

- Какие части слова вы использовали (Корень и суффикс)

- Какая часть слова указывает на то, что речь идёт о детёнышах животных? (Суффикс)

-Мы с Вами будем собирать копилку суффиксов на наборном полотне ( учитель раздаёт наборное полотно «копилка Суффиксов») постепенно мы будем заносить суффиксы с которыми знакомимся в эту копилку, которую потом вы вклеите в тетрадь.

- Какой суффикс мы отправим в нашу копилку? (-ёнок-)

- Аня загадала слова, отгадайте и запишите их в тетрадь.

- Маленький дом можно назвать ....(домик). Очень большой дом называют.... (домище). Старый неказистый дом-это...(домишко).

 

Топай, топай, мишка

Хлопай, хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Ваня  тоже предлагает нам суффиксы  для копилки –ик, -ишк-, -ищ-,-ин- Давайте отправим их туда!

(Суффиксы отправляются в “копилку”)

1) Игра “Будь волшебником” (Слайд 7)

- Придайте значение маленького размера предмета.

Нос, стол, дуб, хвост, мёд.

Проверка. Какие суффиксы использовали? (-ик, -ок)

- Отправляем их в “копилку”.

2) Работа с учебником. Стр.63 Упр.83.

(Проверка по слайду)

Переходим к следующему упражнению (упр.84)

Выполняем работу вслух по цепочке, слова записываем в тетрадь ( Пианино- пианист, барабан-барабанщик, гитара-гитарист, труба- )

Работа на карточках:

Вычеркните “лишнее слово”

Хвостище, глазище, усище, носики.

Лесок, садок, мячик, листок.

Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок.

Уч.ст.64 упр.85

Отвечать на вопросы учителя

Работать в группах

Составлять рассказ

Образовывать новые слова

Начать собирать копилку

Суффиксов

Размышлять

Выполнять зарядку

Пополнять копилку

Работать по учебнику

 

Слушать и понимать речь других (К)

Отвечать на простые вопросы учителя(П)

Строить речевые высказывания (П)

Строить речевые высказывания (П)

Смена вида деятельности

Уметь слушать  мнения своего товарища

Принимать информацию в различной форме.

Уметь слушать и понимать речь других. (К)

Умение воспринимать информацию в устной и письменной форме(К)

4.

Рефлексия

Словесный: самоанализ

≈2

Что такое суффикс?

  • Буратино сказал: “Суффикс - это часть предложения”.
  • Мальвина сказала: “Суффикс – это часть слова”.
  • Незнайка сказал: “Суффикс - это слово”.

Где в слове стоит суффикс?

  • Буратино сказал : “В начале слова”.
  • Мальвина сказала: “Суффикс стоит после корня”.

Зачем нужен суффикс?

  • Мальвина сказала: “Суффиксы образуют новые слова”.
  • Буратино сказал: “Просто так”.

 

Оценивать свои достижения.

П.: осуществляют синтез

Р.: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".

План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....

Тема: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.

Тема:  Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.Цель: – развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически е...

"Определение суффикса. Роль суффикса в слове"

Определение суффикса. Роль суффикса...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс...

мастер класс по русскому языку во 2 классе по теме "Определение суффикса. Роль суффикса в слове."

Масмер класс разработан  в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием современных технологий, приёмов и методов обучения....