Конспект урока. Тема: "Не с глаголами". 3 класс. УМК "Перспектива".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Виктория Романовна Иванушкина

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русский язык

(предмет)

Выполнила студентка               41 гр.

Ф.И.                  Шумакова Виктория

Проверил:                     Гордеева А,А

Отметка: _______________________

                                                                                                                                                      Дата: 14.03.18

Челябинск, 2018

Предмет: Русский язык

Класс: 3-1

Тема урока: «Не с глаголом»

Цели урока:

  • Расширить знания детей о служебных частях речи
  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Планируемые результаты:

Предметные: 

развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

развивать навыки точного употребления глаголов в речи

Личностные: - эмоциональность, умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка

Тип урока: открытие новых знаний  и  закрепление старых знаний.

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2014; тетрадь; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

I. Этап

самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

- Поздоровались с гостями.

- А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Откройте свои тетради, отступите две строчки от прошлой работы и запишите число, классная работа.

- проверять готовность к уроку.

- садиться на места.

- записывать

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

II. Актуализация

знаний и мотивация

Практический:  

Словесный: слово учителя;

9 мин.

Загадка про букву У.

Две антенны её рожки,
Медленно ползёт к сторожке.
На горбу всегда кибитка.
Как зовут её? ...

пропишите заглавную и строчную букву У, а так же слово Улитка

- слушать учителя.

-отгадывать загадку

-прописывать буквы

Л: самоопределение и смыслообразование

П:воспринимать речь учителя; высказывать предположения; К: аргументация своего мнения и позиции  

III. Постановка

учебной задачи

Практический:  

работа с доской

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

15 мин.

На доске         ЛЛАОГГ     слайд 1

      - Составь слово (глагол)

- Почему я выбрала это слово? Какую тему изучаем?(глагол)

На доске    ж . лтеть   слайд 2

                    . бедать

                   кр . чать

                   см . шить

                   гл . деть

                   т . щить

                   нап . лнять

Вставь букву  и объясни выбор.

   - К какой части речи относятся эти слова?

   - Какие вопросы задаём к глаголам?

   - В какой форме стоят эти глаголы?

   - Почему неопределённая форма глагола так называется? Что нельзя определить?

  - Какие ещё формы глагола знаете?

- Как вы думаете, всё ли мы знаем о глаголе?

Сегодня на уроке продолжим изучать глагол.

- Какое сейчас время года?

- Вспомните признаки наступления весны.

Слайд 3  Прочитайте

                - Согласны ли вы с этим стихотворением?

                - Всё ли правильно написано или чего – то недостаёт в тексте?  (НЕ)

                 Добавим НЕ

Слайд 4   Как поменялся смысл глаголов? (на противоположный

                 Представьте, что нам нужно записать это стихотв.

                 Как писать – слитно или раздельно?

                 Кто догадался, какая будет тема урока?

Какие цели мы поставим перед собой?

- смотреть на доску

-составлять слово

-вставлять пропущенные буквы

- отвечать на вопросы

- читать стихотворение

- определять тему и цели урока

К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

IV. Открытие нового знания

Практический:  

работа с доской, печатным материалом.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

 Слайд 5   Откройте учебники на стр.  88

                 Прочитайте правило

                - Какой смысл придаёт НЕ глаголам?

                - Как пишется?

- Возвращаемся в класс   Слайд 6

           - Что видите на картине.(урок)

       - Как ведут себя на уроке дети? Щелчок 

          Прочитай стихотворение, какое задание?

Раскрыть скобки, выписать глаголы   (не шалим, не грубим, не говорим, не зеваем.)

          -  Как пишется НЕ с глаголами?

          -  Если уберём НЕ, что изменится?

          - Какой смысл придаёт НЕ глаголам?

          - Подчеркни орфограмму

          - Определи время и число глаголов.

Слайд 7    Всегда ли не с глаголами пишется раздельно?       Оказывается нет, а только тогда…            щелчок

- Как думаете, какие глаголы без НЕ не употребляются?   Щелчок

Слайд 8. Исследовательская работа.

- Давайте проведём исследование и посмотрим, что обозначают эти глаголы.

- Где можно узнать значения слов, чем можно воспользоваться?

- Как называются словари, в которых объясняется смысл слов?

(толковые, этимологические, Словарь русского языка Ивана Сергеевича Ожегова)

- Как размещаются слова в словарях?

- Я выписала из словаря значение этих слов.

- Какие синонимы можно подобрать?         Щелчок

Слайд 9 Как запомнить слова – исключения.

 

7. Какие задачи при изучении темы мы поставим перед собой?                                                       Слайд 10

- Что выучим?        Щелчок

- Чему научимся?      Щелчок

- Какие глаголы выучим?      Щелчок

- слушать учителя

- отвечать на вопросы

Работать с доской.

- отвечать на вопросы

Смотреть на доску

- писать в терадях

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Динамическая пауза Практический: выполнение двигательных упражнений

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку.

Видео фрагмент.

- выполнять двигательные упражнения.

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

15 мин.

Давайте прочитаем здание к упражнению 159 на странице 88.

Прочитаем пословицы. Объясним их смысл. Вставим вместо точек частицу не и запишем их.

Давайте прочитаем здание к упражнению 161 на странице 89.

Что нужно сделать? Давайте выполним это упражнение устно.

- работать лоской

- комментиро-вать

- выполнять задание  

К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П: высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

 Упражнение 160 для самостоятельной работы.

- выполнять самостоятельную работу

- списывать упражнение

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логической цепи рассуждения

VII. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

2 мин.

Подведем итоги слайд 11

Какие новые знания получили на уроке?

           

            НЕ – как называется эта часть речи?

                 

                    Какую роль  НЕ  играет в речи?

                                 

                              Что надо помнить о её  

                               правописании с глаголами?

- Давайте вспомним тему урока?

- Какую мы ставили цель урока?

- Мы достигли цели?

- Что на уроке показалось вам трудным?

- Что было интересно выполнять?

- отвечать на вопросы учителя- анализировать проделанную работу.

- делать выводы.

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

VIII. Рефлексия

деятельностиСловесный: самоанализ.

2 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

- Запишите домашнее задание.

- оценивать свои достижения - записывать Д/З.

Р: анализировать проделанную  работу.