Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Алина Викторовна Тореева

 

Конспект урока по русскому языку

На тему: Язык и речь. Слово 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk._slovo.rech_04.04.18.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное учреждение

Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока по русскому языку

На тему: Язык и речь. Слово

Выполнила студентка 32 группы:
Тореева Алина Викторовна

МОАУ «Лицей №37» г. Саратов

Класс 4 «Б»
Учитель Суркова А.В _______________________
Методист Львова И.И.___________________
Дата проведения 04.04.2018


Оценка______________

Саратов 2018

Тема: Язык и речь. Слово

Цель: Осознать роль языка в жизни человека, богатство языковых средств; обобщить полученные сведения.

Задачи урока: 

  1. осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
  2. углубить знания детей о русском языке;
  3. воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
  4. развивать мышление, речь, память.

Формы работы, используемые на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Материальное обеспечение (оборудование):

учебник «Русский язык», 4 класс;

презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте проверим, всё ли у нас есть необходимое для урока.  Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь. А теперь приступим к работе.

II. Актуализация знаний
Учитель:  Прочитайте эпиграф (Эпи́граф— «надпись»— цитата. ) к нашему уроку:

Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык.

Т. Абдурахманов

Для чего нужно изучать русский язык? (ответы детей)

Ребята, что такое слово? Речь? Язык?

Хорошо. Итак, сегодня мы с вами будем говорить о слове, языке и речи.

Чистописание

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число (четвёртое апреля). Классная работа.

Заглавная буква К на пол строчки, потом соединение заглавной буквой К с маленькой буквой к Кк.
Ко, Ка, Кон, Кол - пишем каждое соединение на отдельной строке.

Словарная работа

Учитель: Запишите слова под диктовку: Коридор, каток, конструктор, Коллектив.

III. Постановка учебной задачи

Учитель: Давайте откроем учебники на странице 98.
Устно рассмотрим упр. 242. Прочитай, пожалуйста, вслух задание и текст. (
Вот скрипнула калитка... Сейчас войдёт гость, и между нами произойдёт самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать.                                                                                                          Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха... и его мысли станут моими... )

О чём же размышлял Куприн? (о том, что войдёт гость, и они начнут разговаривать, что гость будет издавать звуки разной высоты, выражать свои мысли, а автор будет слушать эти мысли и мысли станут его)

Почему возможен обмен мыслями между людьми? (благодаря языку, речи.)

Попробуйте графически изобразить «цепочку» средств языка, начиная от простейших – звуков. (звук-морфема-слово-словосочетание-предложение-текст)

IV. Открытие нового знания

Итак, рассмотрим следующее упр.243. прочитай  задание, текст.

Всему название дано

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Как автор говорит о словах? (что каждая вещь, каждый зверь имеет своё название, и это название мы выражаем словом). Найдите в тексте ключевые слова (ключевые слова: название, память, вещей) и на их основе попробуйте сформулировать мысль о назначении слова с помощью этих однородных слов. Запишите в тетрадях №243 и ваши мысли.

Выполняем физическую минутку. Упражнения на глаза ( 2-3 минуты).  

 1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

5. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

А теперь продолжим работать.

А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Слово – не слово». №244 с.99 послушайте (читаю выразительно текст). 

(Варкалось(гл). Хливкие(прил.)  шорьки(сущ.)

Пырялись(гл.) по(пр.) нове,(сущ.)

И(с.) хрюкотали(гл.) зелюки,(сущ.)

Как(с.) мюмзики(сущ.) в(пр.) мове.(сущ.))

А теперь вы. Можно ли догадаться, слова каких частей речи употреблены?  Кто хочет выйти к доске? (3 чел.) Бармаглот на какое слово похоже оно? (Бармолей) Какие слова вам не понятны? (Все) Правильно они не понятные, потому что таких слов в наших словарях нет. Давайте заменим их, и посмотрим, что получится. Попробуйте самостоятельно выполнить. Проверим. А вот вам мой вариант («Бармолей» Смеркалось. Хлипкий хорёк прыгал по траве. И хохотали злюки, Как мюмзики в море).

Приступим к следующему №246. По форме какая бывает речь? (устная и письменная). Какие речевые действия производятся при устной форме общения? (говорим-слушаем). При письменной форме общения? (пишем-читаем). При обдумывании? (это тоже речь, внутренняя) Правильно.

Упражнение №247 …прочитай, пожалуйста, задание, текст. Запишите в тетрадях упражнение, и аккуратно спишите высказывание языковеда Срезневского. А теперь устно ответьте, что же роднит эти слова (язык, народ, страна)? ( у каждого народа есть свой язык. Каждый гражданин должен беречь, знать и любить свой язык.)

Давайте поиграем в игру «Найди ошибку» в употреблении слов. Я буду читать, а вы должны обнаружить ошибку и заменить её на правильное слово, которое должно там стоять. Начнём:

 1)Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

2)На виду у детворы 
Крысу красят маляры.

3)Тает снег. Течёт ручей. 
На ветвях полно врачей.

4)Мама с бочками пошла.
По дороге вдоль села.

5)Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.

6)Жучка будку не доела:
Неохота, надоело…

7)Сели в ложку – и айда!
По реке – туда-сюда.

Звери

Крышу

Грачей

Дочками

Щепками

Булку

Лодку

IV. Итог урока.
Сегодня мы с вами вспомнили, что такое язык, речь и слово. Что вам было не понятно? В чём возникли трудности?

V.Рефлексия

Давайте возьмем в руки ручки и покажем наше настроение. Верхушка ручки – отличное настроение, серединка – хорошее и нижняя часть ручки – не очень хорошее настроение.

VI.Домашнее задание.

Учитель: Я благодарю вас за прекрасную работу на уроке, до свидания!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...