Урок русского языка "Существительные первого склонения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Деркова Елена Владимировна

Конспект урока русского языка "Существмтельные первого склонения". 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_sklonenie.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 3-й класс.

 "Существительные первого склонения"

ДЕРКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНАучитель начальных классов

УМК “Перспективная начальная школа”

Цель урока: учить детей распознавать существительные  1 - ого склонения, учить правильно записывать безударные падежные окончания 1 склонения, опираясь на вспомогательные слова с ударными падежными окончаниями.

познакомить с новым для них устойчивым выражением «попасть впросак».

Задачи урока:

  • обеспечить развитие навыков распознавания имён существительных первого склонения по определённым признакам; показать, что существительные одного склонения имеют одинаковый набор падежных окончаний;
  • содействовать развитию словарного запаса слов, умению работать со словарём, в группах, парах; учить взаимовыручке;
  • способствовать воспитанию коммуникативных навыков на этапах целеполагания и анализа языкового материала.

Планируемые результаты:

Личностные:формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Тип урока: уроки общеметодологической направленности (формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов)

Форма работы: коллективная, самостоятельная, работа в парах, работа в ТПО, работа с Толковым словарем, с Обратным словарем и словарем «Пиши правильно»

Ход урока

I.Орг.момент (Эмоциональный настрой) (2 – ой слайд)

- Здравствуйте, ребята.  Пожалуйста, повернитесь друг к другу, пожелайте удачи и подарите свою улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение.

Снова мы вместе с нашими героями Машей и Мишей отправляемся по страницам учебника «Русского языка» добывать новые знания.

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

II.Актуализация знаний

Какую большую тему начали изучать? (Скл.имен существительных)

-Что называется склонением?

(Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.)

 - Какие же существительные относятся к первому склонению?  - Приведите примеры.

 - Какие существительные относятся ко второму склонению?   Приведите   примеры.

 - А к третьему? Приведите примеры.

III.Определение темы и целей урока

- Определите по содержанию тему сегодняшнего урока?

( Существительные I склонения. )

- Сегодня подробно познакомимся с существительными 1склонения.(3 – ий слайд) 

-Откройте учебник на нужной странице (стр.119.)

 - Что же мы узнаем на уроке? (4 – ый слайд)      

 Исходя из темы урока дети сами ставят цели и задачи . 

  

(Как изменяются по падежам существительные первого  склонения.)

- Мы будем учиться находить  существительные первого склонения,

отличать их от других существительных и, конечно, изменять их по падежам.  

IV. Первичное восприятие и усвоение нового материала

Работа по теме урока.

а) Чтение диалога в учебнике. Работа со словарём устойчивых выражений и обратным словарем.

 

 - Сядьте удобно и послушайте, что случилось с Мишей на уроке.

  с.119

(Ученик читает разговор Анишит  Йкоповны, Миши и Маши)

- Вы согласны с Машей?

Приведите примеры.

 Если вам нужна помощь, можете воспользоваться Обратным словарём. (учащиеся вспоминают слова мужского рода с окончаниями - а, -я., при затруднении работают со словарём)

Ж.р. ладошка, кошка, бабушка, сабля.

М.р. парнишка, сынишка, братишка, дядя.

 - Каким устойчивым выражением воспользовалась Волшебница?

(Попасть впросак).

 

Как вы понимаете выражение «попасть впросак»

-А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение? (К словарю.)

-  К какому словарю  нужно обратиться?

-Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр.119  (  Читает ученик )

(Оказаться в глупом, неловком положении)

Прочитаем научную справку и узнаем историю происхождения данного устойчивого выражения.

 ( 5 – ый слайд, 6 – ой слайд))

- Чтобы вы никогда не попадали впросак, необходимо научиться быстро и правильно склонять имена существительные.

б)  Работа по учебнику

Упр. 110

Просклоняем существительные  СТЕНА и ЗЕМЛЯ.

- К какому склонению они относятся? ( к I скл.)

- Докажите.

Существительные женского и мужского рода с окончаниями  –а, -я  относятся к I склонению)

- Поставьте в словах ударение. Выделите окончания.

- Сравните окончания.

- Посмотрите на экран – проверьте! ? (7 – ой слайд)      

- Просклоняйте слова МИШКА и ДЯДЯ.

- К какому склонению они относятся? (К 1 склонению)

- Посмотрите на экран, Миша и Маша просклоняли существительные МИШКА и ДЯДЯ. (8 – ой слайд)

- Какие падежи вызвали затруднение у вас?

- Какие падежи вызвали затруднение у Маши и Миши?

- А какие окончания пишутся в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п., они не знают.

Читает ученик с. 120 (первых два абзаца после упр. 110)

- К каким словам нужно обратиться за помощью? (стена, земля)

- Помогите вставить нужные окончания.

- Какой можно сделать вывод?

 (Существительные одного склонения имеют одинаковые падежные окончания);(ударные и безударные окончания должны совпадать)

- Прочтите правило Летучей Мыши.  

- Сравните свой вывод с научной точкой зрения.

в) Работа с учебником

Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Чтобы убедиться в истинности правила, записанного на плакате Летучей Мыши выполним упражнения.

Упр. 111

Существительные ж.р. с  -а,-я – склоняют девочки;

Существительные м.р. с –а, -я – склоняют мальчики.

- Выделите окончания.

- При затруднении воспользуйтесь словами СТЕНА и ЗЕМЛЯ.

- Положите тетради рядом друг с другом и сравните окончания.

- Сделайте вывод.

Существительные женского и мужского рода с окончаниями  –а, -я  изменяются одинаково и относятся к I cклонению.

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Вправо,  влево повернитесь

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели , встали

И на месте побежали.

Сейчас поиграем в игру  «Слушай, думай, хлопай!»

( в слова первого склонения)

Если услышите слово I склонения – хлопните в ладоши.

Трава, слон, дом, мама, дедушка, мороз, сосна, метель, братишка, зима.

 Упр. 112

Увидели (на ком? на чем?) на полянке (П.п.)

(Слово ПОЛЯНКА относится к 1 склонению т. к. оно ж.р. и в начальной форме имеет окончание  -а. Можем воспользоваться словом СТЕНА)

Спасается бегством (с кого? с чего?)с полянки(Р.п.)

(Со СТЕНЫ – окончание Ы – равнозначно И)

- Определите падежи выделенных слов. (Используйте карточки)

Увидели (кого? что?) филина(В.п.)

Спасается(кто? что?) филин(И.п.)

-Выводим АЛГОРИТМ поиска безударного  падежного окончания с помощью подстановки слов с ударным окончанием.

  • Найди существительное;
  • Поставь его в начальную форму;
  • Определи склонение;
  • Проверь окончание с помощью слов-помощников

V. Словарная работа

а) Работа в парах.

Задание:  Найдите  лишнее слово.

У детей карточки со словарными словами.

1 ряд – тарелка, четверг, футбол, праздник. (тарелка)(ж.р.)

2 ряд – пенал, тарелка, тетрадь, линейка. (тарелка)(посуда)

3 ряд – автобус, трамваи, тарелка, троллейбус. (тарелка)(посуда, 1 скл.)

- Поставьте ударение.

- По каким признакам определили?

Найдите это слово в словаре … «Пиши правильно», прочитайте, запомните его написание.

б) Работа в ТПО

- Откройте ТПО на стр. 76.

Найдите новое словарное слово.

На что похожи языки пламени в тарелке факела?

- Выполните упр. 82 по заданию. 

(Один ученик выполняет на компьютере у доски)

- Если вы справились с заданием, обязательно помогите своему соседу.

- Проверка по экрану.

- Найдите существительные ж.р. (Земля, тарелка).

- Как вы думаете, к какому склонению они относятся?

- Выполните  упр. 84 по заданию (подчеркните грамматическую основу)

в) Работа со словарём “Пиши правильно”. (упр. 113) (РЕЗЕРВ)

- Выпишите 5 существительных только 1 склонения.

Аллея, аптека, библиотека,  дорога, земляника, лестница, малина, осина, победа, пшеница, ракета, солома, тарелка, экскурсия.

- Поставьте ударение.

- Выделите окончание.

- Просклоняйте любое слово (по выбору)

- Составьте предложение (с 1 словом по выбору)

VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

(9 – ый слайд)

- Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

 На уроке:

- я вспомнил…

- я узнал …

- научился ...

 (Учились отличать существительные I cклонения от других существительных.

Учились изменять существительные  I склонения по падежам.)

-А для чего нам нужны эти знания? (Чтобы не допускать ошибок в  написании падежных окончаний  имен существительных.)

Чтобы не « попадать впросак»

VII.Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):

 - А теперь давайте  с вами  дадим оценку нашей работе.

   Оцените каждый свою работу.   

    Просигнальте цветом

Зелёный, если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось.

Жёлтый, если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ.

Красный, если вам было трудно.

     - Молодцы, спасибо за урок!       

 

VIII.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Д.з. ТПО с. 76 № 83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 3 склонения имен существительных.

Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый  материал  по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...

Урок русского языка "1 склонение имён существительных"

Материал урока основан на сведениях о культуре Древней Руси....

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс....

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя:  познакомит...