Конспект урока русского языка "Понятие об удвоенных буквах согласных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Машталер Людмила Алексеевна

Урок русского языка.

Класс: 3

Учебник (УМК): «Школа 2100», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.

Тема: Понятие об удвоенных буквах согласных

Цель:

 – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_udvoen_sogl.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Класс: 3

Учебник (УМК): «Школа 2100», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.

Тема: Понятие об удвоенных буквах согласных

Цель:

 – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

  

1.  Словарная работа.

– Можно ли, идя назад, прийти вперёд или наоборот? Так случилось в стихотворении О. Григорьева (с. 56). Прочитайте это стихотворение.

– Назовите слова с орфограммой-буквой согласного в корне.

– Прочитайте на с. 55–56 слова, написание которых надо запомнить.

– Поставьте к словам вопросы (куда? когда?), выпишите их в два столбика.

– Составьте с любым словом предложение и запишите его.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

– Напишите на листе фломастером те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках.

1. Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный... (класс)

2. Простудился я вчера,

Голова болит с утра,

Я закашлялся, охрип.

У меня, наверно... (грипп)

3. Вдоль дороги по бокам

Липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее.

Этот путь зовут... (аллея)

– Что объединяет эти слова? Поднимите ваши листочки. Какие буквы написаны? (сс пп лл)

– О каких орфограммах мы будем говорить на уроке? (Об орфограммах-удвоенных (двойных) буквах согласных.)

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

Работа по учебнику. Наблюдение.      

1. Упр. 56. Выполняется устно по заданию.

– Что такое удвоенная буква согласного? (Это две буквы одного согласного, стоящие в слове рядом.)

2. Проблемный вопрос: можно ли проверить написание удвоенных букв согласных в слове? (Дети высказывают предположения.)

Упр. 57.

– Прочитайте слова. Попробуем подобрать проверочные слова к словам массаж, касса, сумма.

– Что можно сказать? (Проверочное слово, в котором будет ясно написание, подобрать невозможно.)

Сделайте вывод. (Написание слов с удвоенной буквой согласных надо запомнить.)

Далее ученики списывают слова, подчёркивая удвоенную букву согласного.

3. Проблемный вопрос: в какой части слова находится удвоенная буква согласного?

– Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Подобрать однокоренные слова.)

– Возьмите слово класс. Какие однокоренные слова вы допишете? (Классный, одноклассники.) В какой части слова находится удвоенная буква сс? (В корне.)

Упр. 58. Ученики самостоятельно находят однокоренные слова.

Результаты поиска записываются с комментированием.

Образец записи:

Касса, кассир, кассовый (аппарат), кассирша.

Сделайте вывод. (Удвоенная буква согласного пишется в корне всех однокоренных слов.)

Правило переноса слов с удвоенной буквой согласного.

Прочитайте правило на с. 58.

– Что нового из него вы узнали? (Как нужно переносить слова с удвоенной буквой согласного.)

– Как же правильно перенести слова с удвоенной буквой согласного? (Одна буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.)

– Всегда ли можно так переносить слова? (Нет, только если удвоенная буква находится в середине слова.)

– Прочитайте вопрос после правила. Как бы вы ответили на него?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 1. Диктант «Плюс – минус».

Если слово с удвоенной буквой согласного можно перенести, ставим +, если нельзя, то – .

Ванна, грамм, грипп, касса.

Кросс, сумма, тонна, масса.

На слайде (доске) учителем заранее сделана запись:

+   –   –   +

–   +   +   +

Ученики сравнивают свою запись с записью на доске.

2. Самостоятельная работа.

Упр. 59 – развивается умение находить в словах орфограмму-удвоенную букву согласного и обозначать её на письме.

Взаимопроверка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

– Составьте образец (модель) изученной на уроке орфограммы.

 (С + С =  СС)

– Проверяемой или непроверяемой является орфограмма-удвоенная буква согласного? Почему?

– Какие новые слова с удвоенной буквой согласного вы узнали?  

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Упр. 1 и 2, с. 68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка : " Понятие об имени существительном"

Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»....

Конспект урока русского языка на тему "Удвоенные согласные"

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе....

Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переноса. Планируемые результаты:Предметные:знать правило написания удвоенных согласных в слов...

Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными"

Цели:Образовательная:- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса;Развивающая:- развить орфографическую зоркость; навыки групповой работы; навыки устной и письменной ре...

Конспект урока русского языка "Понятия о простом и сложном предложении"

Конспект урока русского языка "Понятия о простом и сложном предложении"...

Технологическая карта урока русского языка «Слова с удвоенной буквой согласного», 4 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Слова с удвоенной буквой согласного»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для повторения материа...

Технологическая карта урока русского языка «Слова с удвоенной буквой согласного» (3 класс)

Тема урока «Слова с удвоенной буквой согласного»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о происхождении и оттенках значения слов с удвоенной согласн...