Разработка урока по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Папян Эличка Эдуардовна

«Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце      предложения.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока по русскому языку46.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                              МБОУ "ГИМНАЗИЯ № 17"

             

                                     

                                Урок  русского языка

                                        в 1а классе

                    (УМК «Начальная школа 21 века»)

                                      Тема:

       «Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце          предложения.»

                                                                          Учитель начальных классов:      

                                                                           Папян Э.Э.

                                           

                                 

                                                2018 г.

Русский язык 1 класс.

Урок-путешествие.

Тема: Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Цели урока: Продолжать формирование представлений о знаках препинания в конце предложения; вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить (., ?, !); продолжать учить на слух определять звуки и давать характеристику; формировать умения отыскивать «опасные места»; развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, мелкую моторику; воспитывать любовь к родному языку; работать над развитием связной и грамотной речи.

Ход урока.

I Организационный момент.

Проверка готовности.

II Постановка учебной задачи.

-Урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?

-Путешествие будет необычное. Мы отправимся в страну Грамматики.

Паровозик – речь поехал к нам в гости и растерял все свои вагончики. Давайте вместе правильно составим поезд. 

-На уроке нас ждут интересные задания, мы узнаем много нового и интересного о предложении, о знаках препинания в конце предложения.

III Актуализация знаний.

  1. Постановка учебной задачи.

Давайте попробуем поставить вагончики в нужном порядке и узнать, как они называются.

2 Беседа.

-Когда мы общаемся друг с другом, что мы используем? (речь)

-Какая бывает речь? (устная и письменная)

-Чем отличается устная речь от письменной? (Устную речь мы говорим и слышим: письменную используем при чтении и письме)

-Молодцы. Это 1 вагончик. (ставим табличку)

-Из чего  состоит наша речь? (Из предложений)

-Что выражается в каждом предложении? (Выражает законченную мысль или чувство)

-Это 2 вагончик.

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- Молодцы. Следующий вагончик.

-Из чего состоят слова? (Из слогов)

- Из чего состоят слоги в устной речи? (Из звуков)

-С помощью каких графических знаков в письменной речи записываются слова? (С помощью букв)

3 Итог.

В какой последовательности находятся вагоны в паровозике «Речь»?

(Речь – предложение – слово – слог – звук - буква)

IV Чистописание.

-Отгадайте, в каком вагоне отправимся в страну Грамматики вместе с зайкой-знайкой.

Загадка.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ!

(буква)

-Правильно, вагончик называется «Буква»

(В кармашек вагончика вставляется слово «Буква»)

А о какой букве сейчас пойдёт речь, вы узнаете, если вспомните алфавит. Эта буква в алфавите стоит между буквами Л и Н.  Кто догадался, что это за буква?

1 Работа в тетради.

- Проверьте свой ответ. Откройте тетради. Молодцы! .Сегодня мы вспомним, как правильно пишется буква М. Из каких элементов состоит буква?

-Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква (буква М на письме обозначает два звука [м] - твёрдый и [м ] -мягкий – эти звуки согласные, звонкие.)

-Запишите сочетания с данной буквой, используя буквы из вагончика.

(а, о, и, е)

(Дети записывают мА, мо, ми, ме)

Итог: Молодцы! Очень красиво написали.

V Звуковой анализ слов. Выделение звуков.

- В каком вагоне мы поедем вместе с Зайкой, вы узнаете, разгадав зашифрованную записку.

(На доске : роза, ров, рука)

 - Чтобы расшифровать слово, необходимо зачеркнуть буквы, которые повторяются два и более раз.

(Дети зачёркивают буквы)

- Какое слово получилось? (Звук)

(Вставляем в другой вагончик слово «Звук»)

1 Работа с фонетическими карточками.

Приготовьте карточки. Покажите первый звук, отгадав загадки.

1 Они бывают разные –

Зелёные и красные.

Они по рельсам вдоль бегут,

Везде встречают их и ждут

(вагоны)

3 Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

(петух)

Что за чудо – синий дом

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(автобус)

2 Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(лиса)

4 Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

(собака)

Всех на свете обшивает,

А сама не надевает.

(Иголка)

2 Итог.

Молодцы. Как хорошо вы слышите звуки и характеризуете их.

VI Работа с учебником.

- Для того, чтобы отправиться дальше, нам необходимо выполнить задание из учебника- Посмотрите на иллюстрацию, давайте попробуем спрогнозировать. О чём будет текст? (О том, как мама укладывала ребёнка)

-Как называется песня, которую мама поёт перед сном малышу? (колыбельная)

_С какой интонацией её надо читать?

(ласково, нежно, тихо)

-Кто сможет прочитать этот текст? (читают) Замечательно! А теперь закройте глаза и послушайте, как звучит эта песня. (Слушают) Где вы могли её слышать? (Передача «Спокойной ночи малыши»)

-Найдите предложение в тексте про мышку.

(Мышка за печкою спит)

-Разделите каждое слово на слоги, обозначьте ударение)

-Как мы назовём следующий вагон? (Слог)

(В вагончик вставляем слово «слог»0

_Какое правило деления на слоги вы знаете?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов)

VII Введение нового словарного слова.

-А в следующем вагоне Зайка спрятал новое слово

.

 Отгадайте, какое?

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой

(медведь)

А что вы знаете о медведе?

(В толковом словаре даётся понятие. Это крупное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами) Давайте проверим, правы ли вы?

(показывается картинка с медведем)

Решил мишка с вами немного поиграть.

VIII Физкультминутка.

Топай, мишка, хлопай, мишка.

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Интересно, а как пишется слово «медведь»?

(На доске слово «м…дведь»)

 -Как вы думаете? А почему вы так считаете?

(выслушиваются предположения детей)

Посмотрите на сценку и проверьте, так это или нет.

(К доске выходят девочка и мальчик)

-Эй, медведь, на вопрос ответь.

-Какой вопрос, стрекотуха?

-Почему тебя медведем зовут?

-Медведь, значит, мёд ведать. Знаю, где мёд в лесу спрятан.

-Какие два слова спрятаны в слове «медведь»?

(мёд, ведать)

-Какая буква пропущена в этом слове ( 9буква е)

(ставится карточка в слове медведь)

-Прочитайте слово по слогам. Запишите в тетрадь, разделите на слоги, обозначьте ударение)

-Закройте глазки, скажите слово правильно по слогам.

Ну что ж, отправляемся мы дальше с нашим медвежонком и зайчонком на волшебном поезде.

IX Работа над предложением. Восклицательные, невосклицательные, вопросительные предложения.

1 Беседа

Быстренько отвечайте на мои вопросы.

Что такое предложение? (Это часть нашей речи).

-Что выражает предложение? (мысль или чувства)

Как в устной речи мы показываем конец предложения?(Делаем паузу)

С помощью каких знаков препинания в письменной речи мы отделяем одно предложение от другого?(точка, восклицательный , вопросительный знаки)

Какой знак ставится в конце предложения с невосклицательной интонацией? (точку)

-Как назовём этот вагон? (предложение)

(ставится карточка «предложение»)

2 Работа со схемой предложения. Орфографическая подготовка.

(На доске схема)

-Составьте предложение о том, что любит медведь (Медведь любит мёд)

-Давайте проведём орфографическую работу, чтобы не допускать ошибок при письме.

3 Обучающий диктант.

Сколько слов в предложении?

-Подчеркните правила оформления предложения.(У доски)

(Дети отмечают место заглавной буквы, пробелы, точку)

Продиктуйте каждое слово и запишите слоговыми дугами.

-Обозначьте ударный слог в каждом слове.

-Отметьте «опасные места» в каждом слове. Поставьте «маячки».

-Сейчас я прочитаю предложение орфографически правильно, а вы поставьте нужные буквы в «опасных местах»

4 Работа в тетради.

Запишите это предложение в тетради, разделите на слоги, обозначьте ударение.

Проверка. Сравните ещё раз «опасные места». Поднимите руки, кто написал правильно.

Итог. Молодцы. Вы справились с этим трудным заданием.

А теперь давайте отдохнём!

Физкультминутка для глаз.

5 Работа с восклицательными и вопросительными предложениями.

А) Постановка задачи.

-Наш Зайка уверен, что в конце предложения всегда ставится точка. Вы с ним согласны?

Что может содержать в себе предложение? (сообщение о ком-нибудь или о чём-нибудь, вопрос, просьбу, приказ. ) Составьте предложение о медведе, которое содержит в себе вопрос.

(Медведь любит мёд?)

С какой интонацией произносится это предложение?

А с какой знак препинания кроме точки и вопросительного знака может ставиться в предложении? Составьте мне такое предложение, чтобы при написании мы использовали восклицательный знак? (Медведь любит мёд!) С какой интонацией произносится это предложение?

Посмотрите, к нам в гости пришли наши знаки!

(Выходят дети, читают стихи)

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Не знаешь ответа? Раздумье мучительно?

Спроси у соседа

Я знак …(вопросительный)

Притащился кривоногий

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы

Кто? Кого? Откуда? Как?

Ликует природа!

Денёк замечательный!

В конце предложения

Я знак …(восклицательный)

Прибежал чудак – восклицательный знак.

Никогда он не молчит.

Оглушительно кричит.

-А теперь ответьте мне, какую роль играет знак в конце предложения? Что подсказывает? Давайте прочитаем хором эти предложения ещё раз с правильной интонацией.

Медведь любит мёд.

Медведь любит мёд?

Медведь любит мёд!

X Итог урока

-Вот и закончилось наше путешествие в страну Грамматики. Какие вы молодцы!. Мы ведь не только на уроке путешествовали, но и выполняли трудные задания, узнавали новое и интересное. Смогли доказать Зайке, что в конце предложения может ставиться не только точка. Давайте обобщим все знания и скажем, в какой последовательности находятся вагончики и как они называются? (Речь, предложение, слово, слог, звук, буква)

.

А теперь нарисуйте впечатление от этого урока на листе бумаги в виде кружков или линий, используя цвета, которые отражают ваше настроение.

(1 минута)

-Мальчики, выходите к доске и покажите нам свои рисунки. (выходят)

А теперь девочки! (показывают)

Не только вам понравился наш урок, медвежонок тоже остался доволен и хочет подарит вам призы за отличную работу на уроке)

Раздаются подарки.

На этом наш урок окончен!

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

 Цель посещения:  

Класс, учитель:  Папян Э.Э

Количество учащихся в классе: 33

Присутствовали на уроке: 33

 

Тема урока: Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце  предложения.

Тип урока: комбинированный

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Продолжать формирование представлений о знаках препинания в конце предложения; вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить (., ?, !); продолжать учить на слух определять звуки и давать характеристику; формировать умения отыскивать «опасные места»; развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, мелкую моторику; воспитывать любовь к родному языку; работать над развитием связной и грамотной речи.

 

Этап обучения по данной теме (подчеркните):  начальный, основной, завершающий.

1. Обеспечивает ли учитель мотивацию изучения данной темы (учебного материала)? Какие приемы использует для этого? ___________________________________________________________

2. Какая приоритетная цель реализуется на уроке? Подчеркните:

формирование знаний-умений; применение полученных знаний; отработка умений; решение творческих задач.

Соответствует ли поставленная цель этапу обучения? Индивидуальному уровню развития школьников?

4. Обеспечивает ли урок реализацию развивающей функции обучения? Развитию каких качеств уделяется особое внимание? Подчеркните:

восприятие; внимание; воображение; мышление; память; речь; самоконтроль; самооценка.

5. Решаются  ли  воспитательные  задачи?  На  каком  уровне?  Подчеркните:

знаниевый; деятельностный; мотивационный.

6. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение:

примерное число заданий репродуктивного характера (прочитай, перескажи, повтори, вспомни)_____4___________;

примерное число заданий поискового характера (докажи, объясни, оцени, сравни, найди ошибку)____3_________.

7. Какие из перечисленных методов познания использует учитель? Подчеркните:

наблюдение; опыт, поиск информации; сравнение; чтение; другое (дополнить)________________________________.

8. Используются ли современные технологии (проектная, исследовательская, ИКТ и др.)

Перечислите:проектная,ИКТ

9. Используется ли наглядный материал? С какой целью? Подчеркните:

в качестве иллюстрации; для эмоциональной поддержки; для решения обучающих задач.

Наглядный материал: избыточен; достаточен; уместен; недостаточен.

10. Кто организует деятельность на уроке? Подчеркните:

только учитель; сами учащиеся; в зависимости от ситуации.

11. Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий (подчеркнуть группу и конкретные виды действий):

Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее ( анализ , сравнение, классификация…), представлять в разных формах

Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать

Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей

11. Какие типы взаимодействия в учебном коллективе использует учитель? Подчеркните:

парное; групповое; коллективное.

Какова их целесообразность?

13. Каково эмоциональное состояние школьников во время урока? Соответствует ли оно эмоциональному состоянию учителя? (Да, нет.)

14. Стиль общения учителя с учащимися. Подчеркните:

авторитарный, демократический, анархический.

                                           

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...