Урок русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Черабаева Алена Александровна

Урок русского языка в 4 классе по теме "Образование глаголов прошедшего времени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока58.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку1.03 МБ
Файл kartochka.docx14.4 КБ
Файл kartochka_2.docx13.59 КБ
Файл pismo.docx13.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

    Тип урока: комбинированный

    Дидактическая цель:

  • создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации  средствами ИКТ.

   Задачи урока:

  • познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
  • развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
  • формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
  • работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
  • воспитывать интерес к предмету.

    Основной дидактический метод:

  • частично – поисковый

    Дидактические средства:

  • учителя – презентация;
  • учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой

Ход урока:

  1. Организация класса.

                                                Что без меня предметы?

                                                Лишь названья.

                                                А я приду –

                                                Всё в действие придет.

                                               Летит ракета.

                                               Люди строят зданья.

                                               Цветут сады.

                                               И хлеб в полях растёт.

- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?

- Верно, сегодня мы продолжим разговор о  глаголе,  узнаем о нём много нового.

- В чём смысл этого  стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать  и писать глаголы?

Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

Игра «Блиц – опрос»

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени)  

10. От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

11. Какие окончания имеет глагол прошедшего времени?

- Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения? (Имеющихся знаний недостаточно)

- Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.

  1. Словарная работа

«Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озер» Паустовский

Найдите в этом предложении глаголы?

Охарактеризуйте эти слова по образцу:

ВИД, НАКЛОНЕНИЕ, ВРЕМЯ, ЧИСЛО, РОД

 несов.вид, изъявительное наклонение (в предложении говорится о действии так, как будто оно происходит на самом деле) прошедшее время, ед.чис., женский род

Какая орфограмма в слове сверкать?

Подберите проверочное слово.(Это словарное слово)

В словаре Ожегова дается объяснение слова так:

«Ярко блестеть, сияя переливчатым светом»

- Подберите синонимы к слову сверкать.

(Светить, сиять, блестеть, искриться)

  1. «Открытие» нового знания.

На доске записаны предложения со словом «сверкать». Нужно исправить

ошибки.

В небе сверкало молния.

Кольцо сверкал  на солнце.

 Сверкала луч солнца.

- Исправьте ошибки и выпишите основу предложений.

Что такое основа предложения?

- В каком времени стоят эти глаголы?

            - От чего зависит выбор  окончания   глаголов   прошедшего   времени ?

(от рода существительного, с которым оно связано)

Стр. 18 урок 73

Прочитайте предложения. Подчеркните в каждом предложении слово, которое помогло сделать правильный выбор окончания.

Висела лампа

Висело зеркало

Висел свитильник

Висели игрушки

Работа в парах

Какую взаимосвязью между родом  и  окончанием глагола вы заметили?

(После выполнения этого задания Аня сказала, что выбор формы рода и числа глагола зависит от рода и числа слова, с которым связан данный глагол. Права ли она?)

Дети выводят правило:

Ж.Р. - А

СР.Р - О

М.Р. –

Мн.ч. – И

  1. Первичное закрепление изученного.

Найдите на стр. 19 упражнение 1. Прочтите задание. Выполним его с комментированием.

Как вы понимаете значение слова кожушок?

 кожушок – верхняя одежда ( полушубок; дублёнка; тулупчик; шубка)

  1. Самостоятельная работа с. 19 №2

I вариант – шуметь, стоять

II вариант – убежать, отвечать

- Какие окончания у глаголов прошедшего времени? Какой формообразующий суффикс выделили?

  1. Словарно-орфографическая работа в группах.

От  глаголов  неопределенной формы образовать  глаголы прошедшего   времени.

Неопределенная

форма

Единственное число

Множественное число

Женский род

Средний род

Мужской

род

Веять

Таять

Строить

   

  - Какую букву написали перед формообразующим суффиксом -л-? Какое окончание использовали? Выделите основу глаголов.

 -Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.

(Формулировка правила учащимися.)

Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.

ТАБЛИЦА.

- Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ ОПОРУ)

ХОДИТЬ – ТЬ + Л +    = ХОДИЛА

- Ещё раз посмотрите на глаголы в неопределённой форме и в форме прошедшего времени.

 Как по-вашему, нужно ли включить  суффиксы  -ть-  и   -л- в основу?

 Служат ли они для образования новых слов?  (Нет)

Что изменяется при подстановке этих суффиксов?  (Форма слова).

 Докажите.  (Неопределённая форма глагола изменилась в форму прошедшего времени)

- Как называются суффиксы, которые служат для образования слов и как те, которые служат для образования формы.

суффиксы, образующие слово - словообразующие

суффиксы, образующие форму - формоообразующие

- Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? Почему?

  1. Письмо по памяти

Упр.3.  Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь к письму по памяти.

Закройте учебник. Запишите четверостишье.

Кто автор этих строк? Какие окончания имеют глаголы? Выделите окончания, сверху напишите род.

Взаимопроверка

  1. Итог урока.

«Блиц – опрос»  (дополните фразу)

Слайд 8.

Прошедшее время глагола образуется от  ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.

Слайд 9.

Суффиксы -л-  и -ть-  служат для образования ______________________ и называются ___________________.

Слайд 10.

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .

- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.

От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

Выбор окончания глагола в прошедшем времени зависит от рода и числа слова, с которым связан данный глагол

Какие окончания имеет глагол прошедшего времени?

Ж.Р. - А

СР.Р - О

М.Р. –

Мн.ч. – И

- Оцените усвоение вами материала, изученного на уроке, при помощи столбика- оценки

Домашнее задание:  выучить памятки.

Упр.6, запомнить написание словарных слов, подготовиться к словарному диктанту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Р…ботать, ж…лать, п…беждать, б…седовать, ш…л, св…ркать, р…совать, уж…нать. а е о е ё е и и

Слайд 3

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, причесался, намылил, умылся. Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.

Слайд 4

л и

Слайд 5

Т. с. 64 упр. 147



Предварительный просмотр:

Карточка № 1

   Задание: Запишите словосочетания, изменяя форму  глагола.

шумел

лес (что делал?)

море (что делало?)

река (что делала?)

дети (что делали?)

Карточка № 1

   Задание: Запишите словосочетания, изменяя форму  глагола.

шумел

лес (что делал?)

море (что делало?)

река (что делала?)

дети (что делали?)

Карточка № 1

   Задание: Запишите словосочетания, изменяя форму  глагола.

шумел

лес (что делал?)

море (что делало?)

река (что делала?)

дети (что делали?)

Карточка № 1

   Задание: Запишите словосочетания, изменяя форму  глагола.

шумел

лес (что делал?)

море (что делало?)

река (что делала?)

дети (что делали?)



Предварительный просмотр:

Карточка № 2

Прошедшее время глагола образуется от …………………………………. при помощи суффикса …... и родовых окончаний ….., …... и окончания ………. во ……………………. числе.

……………………………………………………………………………………..

Карточка № 2

Прошедшее время глагола образуется от …………………………………. при помощи суффикса …... и родовых окончаний ….., …... и окончания ………. во ……………………. числе.

……………………………………………………………………………………..

Карточка № 2

Прошедшее время глагола образуется от …………………………………. при помощи суффикса …... и родовых окончаний ….., …... и окончания ………. во ……………………. числе.

……………………………………………………………………………………..

Карточка № 2

Прошедшее время глагола образуется от …………………………………. при помощи суффикса …... и родовых окончаний ….., …... и окончания ………. во ……………………. числе.

……………………………………………………………………………………..

Карточка № 2

Прошедшее время глагола образуется от …………………………………. при помощи суффикса …... и родовых окончаний ….., …... и окончания ………. во ……………………. числе.

……………………………………………………………………………………..

Карточка № 2

Прошедшее время глагола образуется от …………………………………. при помощи суффикса …... и родовых окончаний ….., …... и окончания ………. во ……………………. числе.



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята!

 Я приехать из Японии. С детства я мечтать выучить русский язык. Мне прийти письмо с приглашением в вашу страну. И вот я приехать в Россию, где меня встретить мой русский друг. Я правильно говорить по-русски?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Здравствуйте, ребята!

 Я приехать из Японии. С детства я мечтать выучить русский язык. Мне прийти письмо с приглашением в вашу страну. И вот я приехать в Россию, где меня встретить мой русский друг. Я правильно говорить по-русски?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...