Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

  1. Описание методического приёма введения термина "ошибкоопасное место".
  2. Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

           В процессе работы по развитию орфографической зоркости моё внимание привлекла книга авторов Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевой «Секреты орфографии», в которой большое внимание уделяется этому вопросу. В частности, в ней описывается интересный методический приём введение термина «ошибкоопасное место». Данный термин вводится в первом классе на уроках обучения грамоте.

           Привожу фрагмент урока из данной книги, который я включила в свою практику.

Ребята!

           − В русском языке есть «зеркальные» слова. Эти слова пишутся так, как мы их произносим: ДОМ, ДЫМ, ГРАБЛИ. Эти слова не дают поводов для ошибок. Попробуйте догадаться почему? В этих словах «не растут» ошибки, потому что в них ни один звук нельзя произнести иначе даже нарочно, играя. В этих словах каждая буква соответствует звуку. Давайте называть такие слова «зеркальными».  

           Но в русском языке гораздо больше «незеркальных» слов. В них не все звуки соответствуют буквам: ВОРОНА, БЕЖАЛА, СЕСТРА.

           Посмотрим, можете ли вы отличить «зеркальные» слова от «незеркальных».

Играют две команды.

           Учитель читает слова, первая команда поднимает флажки, если читается «зеркальное» слово, вторая команда – если «незеркальное»: ВОРОНА, КУСОЧЕК, ЕЛЬ, ЛИСА, СЫР, БЕЖАЛА, ДУХ, ГОЛУБУШКА, ХОРОША, ПЛУТОВКА.

           − Попробуйте отгадать, из какого произведения взяты слова?

(И.А.Крылов, «Ворона и лисица»).

           − Справились ли вы с заданием? Скорее всего, вы нашли не все «незеркальные» слова. Не огорчайтесь! Это действительно трудно, продолжим тренировки.

           Игра – придумайте сами как можно больше «незеркальных» слов.

           В русском языке много «незеркальных» слов, в которых могут «вырасти» ошибки. И от них не всегда спасает знание правил. Всё как будто знаешь, а ошибки «растут» как грибы после дождя. Видимо, нужно что-то ещё. А что же? Ответ на этот вопрос мы будем искать вместе.

           Вспомните, кому нужна зоркость?

           «Моряку», – скажете вы. – Ему нужно избежать столкновения с другим кораблём или, например, с айсбергом». Вы правы. «Ястребу», – скажете вы. – Ему необходимо издали видеть добычу». И вы опять окажетесь правы. «Охотнику, снайперу, пограничнику, разведчику». Тоже верно.

           Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов» – очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. «А что же ещё?» – спросите вы.

           Зорким бывает ещё и ум. Для того, чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.

           Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость.

           В чём-то эти люди похожи на настоящих грибников.

           Давайте вспомним, как собирают грибы. «Грибная удачливость» у всех разная. Одни возвращаются из леса с корзинками, донышки которых едва покрыты грибами, а у других корзины полны с верхом и оттягивают руки.

           «Эта грибная удачливость» зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немалое количество грибов остаётся незамеченным. Другие старательно обшаривают каждый метр земли. Они тоже соберут немного грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. «Грибное счастье» им улыбается.

           Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «грибные места» для ошибок. Сейчас мы придумаем для таких мест название. Место, где может возникнуть пожар, называют «огнеопасным». О месте, где может произойти взрыв, говорят, что оно «взрывоопасное». Теперь подумайте, как назвать место, где может возникнуть ошибка? Правильно! Это «ошибкоопасное» место.

           Найдите в словах «ошибкоопасные» места для согласных в середине слова:

           1. Пташка, бумажка, нести, пулемётчик.

           2. У Маришки и Серёжки есть коврижки и лепёшки.

           Посчитайте, сколько «ошибкоопасных» мест для гласных в следующих словах: лесной, голодать, зимовал, улетела.

           А теперь посчитайте в уме:

           1. Сколько трудностей может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? (нет вообще).

           2. А если два слога?

           3. А в слове из трёх слогов? Из четырёх слогов?

           Придумайте сами слова с одной, двумя, тремя трудностями в гласных звуках. Кто больше придумает?

Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости учащихся:

           1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные:

мосты, река, столы, дрозды.

           2. Подбери к данным словам слова с безударной гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных:

кόсы – к…са                                  стрάны – стр…на

                        нόры – н…ра                                  трόпы – тр…па

           3. Среди данных слов найди проверяемое и проверочное слово:

гора, горы, горняк, гористая, пригорок.

           4. Игра «Спрячь ь в середину слова»:

день – деньки

пень – пеньки

           Докажи, почему в словах деньки и пеньки написали безударную гласную е (потому что в словах день и пень под ударением пишется гласная е).

           5. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву»:

п…ля, м…ря, сл…ды.

           Объясни, почему вставил такие буквы.

           6. Игра «Подбери букву»:

                                         Красивы русские л…са!

 Л…са пошла по пушистому снегу.

           Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

           7. Игра «Огоньки».

           На доске написано:

По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручьи.

           Ученики «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, то есть прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

           8. Диктант «Проверь себя».

           Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта идёт обсуждение, какую орфограмму нужно написать.

           9. Диктант с обоснованием.

           Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, то есть обосновать орфограмму.

           10. Диктант (но не контрольный) с постукиванием.

           Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать изученную орфограмму.

           11. Диктант «Найди слова».

           Учитель диктует несколько предложений и даёт задание выписать те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с непроизносимой согласной, с парной и т.д.

           12. Игра «Скалолазы».

           Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины, вставив пропущенные буквы:

                                                              ФЛА…

СНЕ…           СУГРО…

                                         КРАСИ…                       БЕРЕ…

                                   ДУ…                                         МОРО…

                        ЗИМНИЙ ЛЕ…                                      ГЛАДКИЙ ЛЁ…

           –  Какие согласные проверяли?

           – Почему парные звонкие и глухие согласные на конце слов надо проверять?

           –  Как их можно проверить?

           –  В каких из записанных слов можно допустить ошибки в правописании гласных?

           13. Прочитайте пары слов:

леса – лес                                  снега – снежок

                              след – следы                                лист – листы

                             грибы – гриб                             бегут – бег

           Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая «пара» лишняя? Запиши, ставя на первое место проверочное, на второе – проверяемое слово.

           14. К слову лисица подберите родственные слова по вопросам:

  1. Как назвать лису ласково?
  2. Как назвать детёнышей лисы?
  3. Хвост у лисы?

                  лиса, лисонька, лисята, лисий хвост.

           В каких из записанных слов букву и следует проверить? Назовите проверочные слова.

           15. Пользуясь таблицей, выберите приём проверки, подберите проверочное слово:

Чтобы проверить

безударную гласную,                                парную согласную,

       поставь ударение.                                    поставь обозначаемый

                                                                                       ею звук перед гласным.

Для этого

измени слово: один – много, много – один,

              большой – маленький;

  назови ласково.

           Ковёр цветов, слова учителя, нора лисы, хлеб из ржи, певчий дрозд.

           16. Пользуясь таблицей, подбери как можно больше проверочных слов к словам:

           гора, дубки, лёд.

           17. Найди в стихотворении проверяемое и проверочное слова:

Кот

– Котик – кот, иди к доске,

                                               Расскажи о колоске.

                                            – Колосок, мои друзья,

                                              Он усатенький, как я.

           Какой приём проверки здесь использован?

           18. Комментированное письмо.

           Этот вид диктанта строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все ребята одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд, работали. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.

           19. Какие буквы спорят? Какие побеждают?

сугро(-б, -п)                   ря(-д, -т)                  к(-о, -а)за                  п(-о, -а)ёт

     ма(-г, -к)                        су(-б, -п)                    д(-о, -а)ма                 з(-а, -о)вёт

    Гусе(-ф, -в)                    Бочаро(-в, -ф)           тр(-а, -о)ва               р(-е, -и)ка

           Какие ещё правила «спрятались» здесь?

           20. Упражнения на списывание.

           Подчеркнуть «ошибкоопасные» места:

Грачи строят гнёзда

           В марте снег осел. Из-под снега побежали струйки воды. В рощах шум и гам. Прилетели в родные места грачи. Птицы на голых сучьях и ветках стали строить гнёзда. В крепких клювах они носят прутики, веточки, мох.

   

           21. Выборочный диктант.

           Записать только слова с безударной гласной в корне, рядом написать проверочное слово.                         

           Пришла радостная весна. Весеннее солнышко ярко светит и греет землю. Весело бегут ручейки. Мальчишки пускают кораблики. Уже летят перелётные птицы. На деревьях зазеленели молодые листочки.

           22. Письмо по памяти.

Теплом повеяло

Утром из леска,

И земля поверила,

Что весна близка.

           Подчеркнуть изученные орфограммы.

           23. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. 

           Смотреть, известный, загадка, дрожал, скользкий, честный, грустный, указка, ядовитый, холмистый, звёздный, ошибка.

Образец выполнения задания:

безударная гласная:            парная согласная:              непроизносимая согласная:

смотреть                            загадка                                 известный

дрожал                                скользкий                             звёздный

ядовитый                            указка                                  честный

холмистый                         ошибка                                 грустный

           Придумать и записать по три слова на каждое правило.

           24. Работа с деформированным предложением:

           в, долгую, белочка,   ю , лесу, зиму, жи  т

           (Всю долгую зиму белочка живёт в лесу).

           Порядок работы:

             1. Отгадывание ребусов.

             2. Установление порядка слов.

             3. Запись предложения в тетрадь.

             4. Поиск «ошибкоопасных» мест.

           25. Группировка слов по частям речи.

           Тянуть, страна, красивый, моря, кричать, большой, бежать, земля, весёлый, крикливый, кричать, зима, мясной, мячи, ходить.

Образец выполнения задания:

             существительное:                прилагательное:                        глагол:

а           страна                                   красивый                                     шагать

о           моря                                       большой                                      ходить

е           земля                                      весёлый                                       бежать

и          зима                                        крикливый                                   кричать

я          мячи                                        мясной                                        тянуть

           В конце четвёртого класса с целью проверки орфографического навыка выпускника начальной школы рекомендуется провести такие орфографические задания:

           1. Найдите слова с одним и тем же корнем, обозначьте его. Какие слова имеют в корне безударную гласную?

Мы бродили лесами

Щедрой нашей земли.

Землянику искали,

А землянку нашли.

           2. Прочитайте вслух слова. Выделите среди однокоренных слов проверочные, докажите, что это проверочные слова.

Варенье, варить, варка, варёный.

Звон, звонил, звонок, звонкий.

Светлеть, свет, светлячок, светлый.

           3. Найдите в стихотворении слова с безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова.

Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком –

Ему пощупать нос.

           4. Обозначьте корень, найдите слова, в которых написание безударной гласной в корне проверяется изменением формы слова, и слова, в которых написание безударной гласной проверяется подбором однокоренных слов, запишите их в два столбика:

           сосна,  починить,  запах,   ночевать,  тропа,  возить,  пастух,  опасение,

плясать, небесный, тяжёлый, лесной, ходить, полевой, река.

           5. Выпишите только те слова, в которых две проверяемые безударные гласные, поставьте ударение, подберите проверочные слова:

           голова, солонка, колосок, сторож, стороны, дорогой, голоса, город, деревянный, молодой.

           6. Выпишите из данных словосочетаний те слова, правописание которых надо запомнить:

         счастливый билет, дождливый день, детская библиотека, красивый портрет, взмахнуть рукой, тяжёлый багаж.

           7. Обозначьте орфограммы:

           родная сторона, птичьи голоса, колючий шиповник, урожай картофеля и моркови, объединиться с товарищами, холмистая местность, прелестная погода.

           8. Запишите в четыре столбика слова, в которых:

  1. происходит изменение согласных на конце слова;
  2. происходит изменение согласных в середине слова;
  3. есть непроизносимые согласные;
  4. есть удвоенные согласные.

           Наука, несчастный, рожь, молодёжь, перевозка, группа, капустный, ошибка, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка.

           9. Назовите слова с разделительным ь и ъ знаками:

Всё вокруг объято страхом,

Разъярённый людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Всё зверьё уносит ноги.

Даже несъедобный ёжик

Съёжился от страха тоже.

Разъярённый людоед

Мигом съел мешок конфет,

Закусил печеньем плотно

Он отъявленный злодей,

Но совсем не ест людей

И не трогает животных.

           10. Подчеркните «ошибкоопасные» места:

С колокольчиком, с ромашкой

Клевер весело цветёт.

Фиалки, ландыши для нас

Весёлый май в тиши припас.

Лёгкий, лёгкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Жалобным криком гусиная стая

Вдруг всполошила домашних гусей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны,  учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани           О...

Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка....

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном "правилосообразном" действии, предиологающим знание орфографических правил и умение применять и...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка». К проекту прилагается презентация....